"Особенности чтения малышам 2-4 года"
ЧтениеОзадачилась я тут на днях вопросом, какие книги я читаю сыну. До сих пор детская домашняя библиотека складывалась стихийно: что-то подарили, что-то купили на ходу, ну и что-то специально с мужем подбирали (но это в меньшинстве). Собираюсь сделать ревизию детских книжек, а дальше более вдумчиво подходить к выбору произведений. Собираю инфу что и как читать малышам в соответствии с возрастными группами. А вот это подсмотрела.
".......Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Их можно использовать не только с целью лучшего запоминания характера персонажа (шустрый воробей, но и в режимных моментах. При умывании: «Кран, откройся, нос умойся», при обувании: «Пяточки, пяточки - поиграем в пряточки» и т. д. Очень важно для ребёнка подбирать книгу с яркими иллюстрациями, и после прочтения отрывка, подкреплять внимание малыша красочной картинкой к данному отрывку, потешке, песенке и т. п.
Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.
Также дети в этом возрасте любят сказки, где один сюжет цепляется за другой "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба". Им более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Ниже приведены рекомендуемые произведения для чтения детям 2-4 лет:
Сказки. Русские сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лаптищи», украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям сказок, взрослый должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют варианты в авторской обработке. С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Бианки «Колобок - колючий бок»; Б. Заходер «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л. Куликов «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен из книги «Оле-Лукойе»; А. Прёйсен «Весёлый Новый год»; А. Баллинт из книги «Гном Гномыч и Изюмка»; JI. Муур «Крошка Енот»; Б. Поттер «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И. Токмаковой)....."
Ссылка на источник: