ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ
ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ
Все живые организмы, в том числе люди, начинают взаимодействовать с окружающей средой при возникновении естественных потребностей. Состояние потребности или состояние мотивации в основном управляется через входящие сенсорные нейроны. Ребенок ощущает окружающую среду и свое тело посредством органов чувств. Все биологические и социальные процессы направлены на поддержание гомеостаза. Каждый из органов чувств обладает множеством точек (диапазоном нервного возбуждения), который не побуждает организм продуцировать какое-либо поведение в окружающей среде, направленное на достижение гомеостаза. Другими словами, если вы не замерзли, вам не нужно делать что-либо, чтобы согреться, и наоборот, если вам не жарко, нет необходимости совершать какие-либо действия, чтобы охладиться. Данное множество точек и представляет собой недостаток мотивации. Любое отклонение от данного диапазона приведет к соответствующему состоянию мотивации к действиям, интенсивность которой будет прямо пропорциональна удаленности от такого диапазона. Маловероятно, что вы начнете активно совершать какие-либо действия для того, чтобы согреться, если вам лишь слегка прохладно. Чем холоднее вам становится, тем больше вероятность того, что вы проявите поведение, которое приведет к тому, что вы согреетесь.
Человек рождается с необученной/врожденной мотивацией, встроенной в нервную систему. Существуют необученная (безусловная) мотивация и обученная (условная) мотивация. Необученная/врожденная мотивация является результатом гомеостаза организма. Обученная/приобретенная мотивация проявляется в ходе процесса классического обучения.
Каждый из органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и глубокие тканевые рецепторы) обладает множеством точек, в которых стимуляция не побуждает организм к совершению каких-либо действий. В процессе достижения гомеостаза, по мере того, как сенсорная стимуляция отдаляется или приближается к такому множеству точек, возникает соответствующее поведение, направленное на восстановление равновесия и приведения органов чувств назад к исходному диапазону. Это является базисом необученной/врожденной мотивации.
Например, депривация аудиторной стимуляцией приведет к повышению ценности аудиторной стимуляции и побудит любое поведение, которое в прошлом оказывалось успешным для повышения уровня аудиторной стимуляции. Чрезмерно высокий уровень аудиторной стимуляции приведет к уменьшению ценности аудиторной стимуляции и увеличит вероятность проявления любого поведения, которое в прошлом оказывалось успешным для снижения уровня аудиторной стимуляции.
Большинство из того, что нас мотивирует, является приобретенным, или обученным. В современном обществе о голоде, жажде ребенка заботу на себя берет человек, осуществляющий за ним непосредственный уход. Одной из первых обученных мотиваций является социальная принадлежность. Близость ребенка с человеком, осуществляющим уход за ним, предсказывает появление равновесия в отношении описанных выше сенсорных систем. В результате, социальная принадлежность становится одной из самых мощных обученных мотиваций.
Одной из первых форм вербального поведения, которому обучается ребенок является навык обращения или выражения просьбы, который становится мощной формой вербального поведения, т.к. удовлетворяет потребности в условиях сильной депривации или устраняет некоторые аверсивные (неприятные) стимулы.
Обращаясь с просьбой, человек часто что-либо получает, поэтому говорят, что такой навык приносит непосредственную выгоду говорящему.
Навык просьбы рассматривается как базовая ступенька развития не только речевых навыков, но и остальных психических процессов ребенка. Это не только словесный паттерн, позволяющий заявить о появившейся потребности, но и начало взаимодействия ребенка с его окружением. Выражение просьбы - это основа сотрудничества ребенка и взрослого, которая облегчает дальнейшее обучение ребенка. Немедленное выполнение просьбы (если она адекватна ситуации) является залогом положительного эмоционального фона ребенка.
Навык просьбы представляет собой первую форму вербального поведения, которому обучается ребенок.
Основная часть ранней речи нормативно-развивающихся младенцев состоит из навыков выражения просьбы в отношении безусловных поощрений или мощных условных поощрений.
С самых ранних этапов развития навык выражения просьбы помогает младенцам контролировать свою окружающую среду. Ранний навык может включать такие события, как плач ребенка, когда он голоден, и последующее его кормление; плач ребенка, когда он устал, и последующее его укачивание и сон. По мере того, как младенцы растут, благодаря взаимодействию со своими родителями и другими людьми они обучаются тому, что определенное поведение приводит к определенным последствиям. Плач. Легкое различие в том, как именно плачет ребенок, когда он голоден, может привести к увеличению частоты продуцирования определенного вида плача, если этот плач усиливается последующим кормлением. Другой вид плача может сформироваться для контроля тенденции родителей к тому, чтобы держать ребенка на руках. В конце концов, дифференциальные реакции на более дискретные события приведут к формированию более сложных моделей поведения. Гуление. Лепет. Продуцирование звуков, подобных звукам, продуцируемым матерью, может привести к игровому взаимодействию, к тому, что мама пощекочет ребенка еще более игриво, слог «бу» может привести к тому, что мама даст ребенку бутылочку. В конечном итоге, вокализации в форме произносимых слов помогают ребенку контролировать свое социальное окружение. Слово «пощекочи» приводит к тому, что ребенка начинают щекотать, произнесенное «бу-ты» помогает ребенку получить бутылочку. Ребенок обучается произносить такие слова, которые приводят к тому, что он получает внимание или предмет. Когда ребенок обучается просить о многих желаемых им предметах, в определенных случаях он также может обучиться наименовывать предметы или реагировать, когда их наименовывает другой человек. Овладение навыком выражения просьбы является ценным для использования речи для других функций. Коммуникация сама по себе становится ценной.
Если у ребенка отсутствует внутренняя мотивация к коммуникации, и нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребенка гораздо проще участвовать в поведении, чем в коммуникации.
Коррекционно-развивающий центр "МОЗАИКА"
г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2
8-961-210-58-69