РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Успешность и результативность работы по коррекции речи детей зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов дошкольного учреждения. В проведении занятий по театрализованной деятельности принимают активное участие воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, руководитель по изодеятельности. Особая заслуга принадлежит музыкальному руководителю в подборе музыкальных произведений и в предоставлении музыкальных инструментов; воспитателю - в постановке спектакля; руководителю по изодеятельности - в изготовлении декораций.
Схема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения:
Взаимодействие в работе начинается с обследования, которое проводится специалистами дошкольного учреждения.
Работа воспитателя по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую мотивационную базу для формирования речевых навыков. В задачу воспитателя также входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях - систематический контроль речи детей на занятиях и во время режимных моментов; постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; помощь логопеду по автоматизации поставленных звуков; включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения; формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек; разыгрывание отдельных эпизодов сказки); профилактическая работа, основная цель которой создание предметной среды, способствующей раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. Кроме того, знание детьми потешек, сказок можно использовать на занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки, ладушки» - для закрепления звука [Ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [Л], сказку «Корова Буренка» - для закрепления звука [Р] (Приложение №7).
Во взаимодействии логопеда с воспитателем можно выделить несколько направлений. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель выстраивает занятия с учетом речевых возможностей каждого ребенка.
Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей, которое позволяет воспитателю наглядно следить за состоянием звукопроизношения всех детей. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу.
Логопедические памятки в помощь педагогам.
Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Логопед помогает воспитателю в подборе адекватного речевого материала, а также рекомендует соответствующие информационные ресурсы.
Обследование детей с речевыми расстройствами показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике и связной речи у них недостаточно сформированы такие психические процессы как восприятие, внимание, память. Поэтому дети посещают занятия педагога-психолога, на которых формируются все виды восприятия, в том числе и фонематическое, устойчивое слуховое внимание, кратковременная и долговременная речеслуховая память. Все это служит базой для формирования высших психических функций - мышления и речи.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит руководитель по изобразительной деятельности. Поскольку пальчиковые игры и обучение ручному труду (например, изготовление простых игрушек) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, развитие сенсорных представлений, формирование графических способностей, умения держать карандаш, штриховать и закрашивать разными способами, а также создают благоприятный эмоциональный фон.
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, активизации слухового восприятия и внимания, формированию умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, ориентировки в пространстве, развитию координации речи с движением, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Несомненно, коррекционная работа должна строиться с учетом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, упражнений на развитие координации речи с движением, релаксации моторные навыки, повышая двигательную активность, формируя игровые навыки, совершенствуя оптико-пространственные представления и навыки.
Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, определяется четкой организацией их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов.
Коррекционно-развивающий центр "МОЗАИКА"
г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2
8-961-210-58-69