РАЗВИТИЕ РЕЧИ
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛОВИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды кабинета логопеда. Для создания коррекционно-развивающего пространства необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
На логопедических занятиях используется следующее оборудование:
• настольная и напольная ширмы;
• декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
• плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
• рукавички с изображением мордочек животных;
• наборы кукол для пальчикового театра;
• маски и костюмы персонажей сказок;
• игрушечные персонажи.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Организуя предметно-развивающую среду помещения, необходимо руководствоваться принципами доступности, системности, вариативности, учета возрастных особенностей детей:
По оснащению и применению кабинет разделен на несколько зон:
• методическую зону (хранение документации);
• учебную зону (проведение индивидуальных занятий);
• игровую зону;
• зону «Живые картины»
На индивидуальных занятиях необходимо проводит артикуляционную гимнастику, коррекцию звукопроизношения с включением театральных игр. Например, использование игрушки с раскрывающимся ртом. Голова сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Логопед, манипулируя языком, демонстрирует артикуляционные уклады, движения. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки…). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета.
Особое место в зоне «Живые картины» занимает настенные пособия: панно из ковролина с набором букв, картинок на липучках для создания картин по лексическим темам, составления рассказов и пересказов сказок.
Использование наглядного дидактического пособия «Экономические панно» основывается на принципе природосообразности. Оно состоит из четырех панно и мелких демонстрационных предметных картинок, прикрепляемых к ним по мере необходимости. На всех панно изображено одно и то же место (дом, двор, окружающая природа: лес, поле, река, сад, огород), одна и та же семья (дедушка, бабушка и внучка) в разные сезоны (осень, зима, весна, лето).
Цели предлагаемого пособия:
решение программных задач на привычном, полю¬бившемся детям, материале (одни и те же люди, знакомое окружение);
эмоциональное восприятие образов, окружающей природы, что дает толчок к познавательной деятельности;
формирование мотивационно-потребностной речевой деятельности (желание общаться), всех структурных компонентов речи на фоне зрительно-игровых сюжетов;
сиюминутное видение (а не вспоминание) изменения одного и того же места в разные интервалы времени, что помогает детям более качествен¬но сравнивать, анализировать;
постоянное прослеживание связи природы и общественной жизни, их взаимопроникновение, помогающее целостному восприятию мира.
В логопедическом кабинете (в игровой зоне) дети играют в игры с вертушками, дуют на различные легкие предметы: перышки, ватные шарики, листочки, свистульки; надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков. Для развития мелкой моторики рук собирают бусы, мозаики, пазлы, играют с кубиками, пирамидками, шнуровками.
Таким образом, в кабинете детям предоставлена возможность «действовать» с изучаемыми предметами, а мне - процесс обучения, который должен быть максимально эффективным и удовлетворяющим дошкольников.
Коррекционно-развивающий центр "МОЗАИКА"
г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2
8-961-210-58-69