Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК Маруська Сол

Запись

Маруська Сол 5 октября 2015, 10:04 ···

против планов)

Я не знаю,кто я точно...с одной стороны,меня жутко бесит,когда что-то запланированное срывается...С другой -я не могу жить строго по планам и графикам)вот,нашла интересное) делюсь) там еще есть,позже дочитаю)

Планирование для иррационалов


Вот, решила поделиться недавними открытиями. Дело в том, что люди бывают разных психотипов. Подробно об этом читайте в соционике или по-иностранному MBTI. В контексте планирования важна характеристика рациональность - иррациональность.
Вкратце, рационалы - это люди, которые любят, чтобы всё было запланировано, предсказуемо, они могут заранее настроится на работу и с трудом меняют свои планы. Все популярные системы "менеджмента всего" разработаны ими.
Иррационалы - это люди, которые обожают неожиданности, легко меняют планы, зависимы от настроения и не любят жить по графикам. Поэтому системы, разработанные рационалами, им не подходят.
Достоинства и недостатки есть у тех и у других, главное - правильный подход.
Я - иррационал, и я, как и многие, пыталась освоить рациональные подходы к планированию. Я разрабатывала цели, писала планы, старалась установить сроки, всё как учили. На следующий день я не могла заставить себя даже взглянуть в эти планы. Мне совершенно не хотелось делать запланированное, а приходила в голову какая-то совершенно гениальная идея. В итоге я целый день слонялась в тревоге и дурном настроении, не делала ни запланированное, ни гениальное, чувствовала себя лентяйкой, бестолковой идиоткой и т.п. Потом я просто плюнула на все эти системы и стала жить, как живется. А потом я нашла статью "Организация и планирование для раздолбаев" и почувствовала как буквально груз упал с моих плеч. Потом я стала подробнее интересоваться соционикой. А потом нашла ещё одну гениальную статью с советами для иррационалов. Эти статьи здесь и выложу.

В контексте ведения домашнего хозяйства интересны ещё характеристики сенсорика - интуиция. Людям сенсорного типа важен материальный мир, им легко создать уют, приготовить вкусную еду, наводить и поддерживать порядок. А людям интуитивного типа (это я) более важен внутренний мир, мир идей, чувств и предчувствий. Для них сложно создавать уют, поддерживать порядок, готовить, просто потому, что так устроена их психика. Я даже предполагаю, что и Марла Силли относится к интуитивному типу, иначе система ей особенно бы и не понадобилась.
Хочу пояснить, что это всё я описала своими словами, так как я сейчас это понимаю. Прошу прощения, если в чем-то ошиблась, но думаю, что суть передала правильно. Характеристики, о которых говориться, - это психические функции, обязательно присутствуют обе, но одна выражена сильнее, она и является ведущей. :D
Организация и планирование для раздолбаев

Есть научно и статистически установленный факт. Люди делятся на тех, кто может жить по плану, контролировать время, упорно двигаться к цели - и тех, кто этого не может по природе своей, зато всегда видит кучу возможностей, которые первые упускают, потому что в их планах этого не было. В MBTI первые обозначаются буковкой J, вторые - буковкой Р. 50% одних и 50% вторых.
(Про MBTI коротко и ясно здесь: http://www.improvement.ru/zametki/mbti.shtm.)

Все системы планирования, целеполагания, тайм-менеджмента и прочая хорошо подходят для J и совсем не подходят для Р. Р мучаются несказанно, если пытаются втиснуть себя в рамки этих систем. А мода на целеполагание и планирование, выплеснувшаяся за рамки чисто рабочего менеджмента (где ей самое место), взрывает бедным Р мозг, призывая их управлять своей жизнью - всей. Life management! Хорошо хоть sex management'а пока не видать...

Я - Р. Я раздолбай. Но чаша всего-на-свете-менеджмента меня не миновала. Несколько лет я всяко экспериментировала над собой. И вот решила поделиться тем, к чему пришла на данный момент.



1. Вместо целей - ценности и образы. Что для меня на данный момент в жизни важно, нравится, хочется.
Банальные грабли: что важно для себя лично, а не модно, не "так делает друг", не "так в умной книжке" и т.д.
Важно формулировать ценности так, чтобы они, что называется, отзывались в душе. И так, чтобы они не суживали, а расширяли поле возможной деятельности. Потому что Р - это вечный поиск возможностей.
Пример. Есть ценность "жизненное пространство". В связи с ней можно делать ремонты и перестановки, покупать недвижимость (или копить на нее), нанять уборщицу (или, наоборот, уволить и делать все своими руками и с душой), покупать кучу вещей в дом или, напротив, выбрасывать кучу вещей из дома... И получать удовольствие и обустроенное жизненное пространство. А можно поставить себе цель - купить квартиру. И убиться ради этой цели.
Я не хочу сказать, что убиться ради цели - плохо. Я хочу сказать, что у Р вряд ли получится:). И уж чего, стопудово, не получится, так это удовольствия:). Хотя, возможно, Р и купит квартиру. Хотя, скорее, квартиру таким образом купит все-таки J.
2. Время от времени формулировки пересматриваются. Алгоритм элементарный. Если в связи с какой-нибудь из сформулированных ценностей напрочь ничего не делается или делается с баааальшим скрипом, надо себя спросить: может, сформулировано неправильно?
Пример. Еще до того, как я напрочь отказалась от целей, была у меня одна - "закончить аспирантуру". Ну, и подцели к ней, как положено по науке. Смотрела я на записи в планере, меня всю перекореживало - и все. Потом я сформулировала ценность: "делиться интеллектуальным кайфом". И поперло! В том числе, поперло и в аспирантуре.
3. У меня есть тетрадка на кольцах. (Спасибо вот этому посту http://olzaru.livejournal.com/39066.html). Понятно, что организовать такую тетрадь можно очень по-разному. У меня есть лист, на котором нарисованы ценности, определенным образом между собой связанные. По каждой ценности есть еще отдельные разделы с идеями или конкретными планами, или рисунками, или календариками-пинариками. Еще есть раздел со списками текущих дел. Удобно, что в тетради на кольцах листы можно по-всякому перекладывать. И есть раздел с заметками со встреч и по проектам. Отработанное уходит в архив (перекладывается в конец раздела).
4. Я отказалась от планирования по часам и по дням. Даже некоторые встречи можно планировать "на вторую половину дня" или "до конца недели"(не все, конечно, но даже на работе так бывает). Вместо списка дел на день, делается список на неделю - десять дней. Или чуть поменьше. Или чуть побольше. И выполняются они по мере... Правильно, по мере появления возможностей. Еще делается список на месяц. Или полтора.
5. Списки должны занимать не больше двух тетрадных страничек. Больше не успеть все равно! Тем более, что куча вещей делается и помимо списков, сама собой. И это общие списки по работе и по всему остальному.
6. Списки пишутся карандашом - для большей гибкости:)
7. Список можно поделить на "я сам" и "кто-то другой". Ага, учимся делегировать - если на работе. И учимся просить о помощи - если в личной жизни. Впрочем, это не обязательно. Потому что обязательность для Р - губительна.
8. В списке на "неделю" у меня напротив каждого дела написано, в связи с какой ценностью оно делается. Есть, правда, и дела "просто так" (не маньячка же я, в самом деле). Я стараюсь записывать дела, начиная с той ценности, которой как-то мало удается уделить времени в повседневной суматохе. Иногда просматриваю разделы с идеями по ценностям - и что-то переношу в списки. А в конце смотрю, что реально получилось. Тоже повод время от времени пересматривать ценности и формулировки.
9. Половина тайм-менеджерских приемов - это чисто организаторские приемы из серии "штабная культура". Я их активно использую. Например: тема письма должна соответствовать содержанию (даже если мой корреспондент неправильно ее сформулировал - корректирую в ответе, иначе по полчаса потом ищешь нужное письмо); файлы из писем сразу раскладываются по папкам (да, система папок по умолчанию есть, какая - не важно, важно, что она система), отработанные письма сразу кидаются в архив, а неотработанные служат еще одним склерозником, если они не умещаются на одном экране - это раздражает; активно используется электронный календарь, благо он выводится на экран коммуникатора вместо заставки. В этом сообществе я тоже почерпнула массу полезных техник, которые время от времени использую. Есть масса других приемов, например, я вот думаю освоить такой: не считать встречу законченной, пока по ней не написано memo со списком оговоренных действий и вопросов и не разослано всем участникам и тем, от кого что-то требуется (но они, по каким-то причинам не были на встрече). Я хочу делать это сразу после встреч (или поручать кому-нибудь, не важно), но пока не прижилось на 100%. А вот еще: план работы отдела со всей релевантной информацией живет на общем диске, и если приходит кто-то с вопросом, первым делом я спрашиваю: "А в файле что написано?" В половине случаев выясняется, что человек и не смотрел туда. А посмотрев, находит ответ на вопрос. Точнее, когда я вводила эту систему, так было в половине случаев. Сейчас и вопросов меньше, и они качественно другие. Да, кстати, про отдел. Шесть человек - и пятеро из них Р. И я Р. И вся эта конструкция работает. Так что Р - тоже вполне работоспособно:).
10. Встраиваться в какие-то "пинательные" системы. Но чтоб гуманно (!) пинательные. Пример раз. Система сдачи зачетов и экзаменов в аспирантуре создает внешние пинки и рамки, помогающие что-то начинать и, что не менее важно, доводить до осмысленного результата, а не бросать с воплями "ааааа, я идиотка, ничего не получается, все давно придумано до меня!". При этом можно годами жить с "хвостами" - никаких оргвыводов не следует, так что система пинает мягко. Пример два. На работе в общем, к человеку подходят гуманно и если этому человеку охота торчать в офисе до десяти вечера, потому что вдохновение, то и припереться в одиннадцать дня... теоретически, конечно, нельзя:). И работать дома теоретически нельзя, а практически есть VPN и мобильник. Что позволяет работать не только дома, но и, например, в Шоколаднице:). Почему-то в Шоколаднице периодически отлично работается:). Но на работе ценно что есть системы - календарь действий, форматы планирования и отчетности, финансовый контроль. И это замечательно, потому что создает порядок. Большое спасибо J-ям, которые все это создали и поддерживают.
10+1. Самое для меня главное. Периоды жизни "по плану" ("по списку", "по ценностям") чередуются с периодами жизни "просто так". Раньше это происходило взрывообразно. Бодро: по списку! Лениво: по списку. Тоскливо: по спииискуууу... Депрессивно: вообще не по списку:(... Взрыв: да к чертовой матери эти списки!!!! И потом долгий период "просто так". Сейчас я стараюсь откладывать списки уже на стадии "лениво". Потом вдруг приходит желание посмотреть, что же там было, в списках-то? Выясняется, что часть вопросов решилась, часть рассосалась:), часть можно и нужно отложить, часть переносится в следующий список, часть заставляет задуматься о формулировках:).

Я не думаю, что описанная система проживет у меня в фиксированном виде достаточно долго. Найдутся и другие возможности:).
Но думаю, что некоторым людям это описание может помочь, навести их на какие-то мысли, дать какие-то приемчики.

ЗЫ. Пойду, вычеркну дело из списка:). Написать про тайм-менеджмент для Р я планировала оооочень давно:)
1

КОММЕНТАРИИ

Gentle soul 6 октября 2015, 05:59
                                

Интересно в начале написано, будто про себя читала. И чувства, и мысли мои. Задолбали все повторять,что я должна завести тетрадку, в которой писать, что и куда я деваю и там же планировать свой день, когда я становлюсь раздражительной и даже психом от того, что на мне висят какие- то планы, которым я по природе не могу следовать. Следовать пыталась и не раз. Но я просто недаекват стала тогда от этого, раздражительность по пустякам, психоз в запущенной стадии, пока я не выкинула в пень все эти дурацкие планы, они меня настолько раздражали. В итоге чувствуешь себя "не как все", полной идиотиной и тупицей.

Ответить
Маруська Сол 6 октября 2015, 10:42
                                

хихих)))) я пишу,но делаю половину. потом переписываю,меняю. строго следовать -это убийственно) я пишу просто,чтобы не забыть)

Ответить
Gentle soul 6 октября 2015, 12:12
                                

А я просто переписываю,хи)))) Из раза в раз одно и то же, у меня одна спонтанность действий и решений и зато настроение хорошее от этого) А еще одежда)))) Вот терпеть не могу дома беспорядок, меня он бесит прямо, НО! Одежда моя....Она должна валяться там, где я ее кинула)))) И если муж ее аккуратно повесит в шкаф...Я буду три часа искать и злиться.

Ответить
starina.psy 5 октября 2015, 19:23 , Санкт-Петербург
                                

так. Идея хороша и даже мне понятна. Но вот дальше. Пунктики эти. Это на каком языке? Про тетрадку на кольцах я еще поняла, но система складывания и перекладывания страничек? Бр. да это ж планирование в чистом виде. Круче любого таймменеджемента, не к ночи будь помянут) Ты можешь эту схему использовать?

У меня проще. Хотя я тож иррационал. Список краткосрочных и долгосрочных целей. В краткосрочные не беру больше 7 пунктов, максимум 9 пунктов. Ну, чтобы память держала. Пишу на листочках и сую в карман джинсов. А недавно обзавелась маленьким блокнотиком, которые меняю часто. А долгосрочные на год, три и пять лет. Это называется уже мечта. И к ней надо идти. По пути образ мечты можно скорректировать, вернее он сам как-то корректируется. И да, возможности представляются, иной раз сразу две на один пункт.
Ответить
Маруська Сол 6 октября 2015, 10:40
                                

да,пункты сильные))))) я скопировала целиком.не хотелось кроить)) Я в блокнотик кидаю цели тоже,вычеркиваю...половину)) А вот про мечты -тоже есть списочек) туда я не заглядываю)ибо нечего тревожить их)пусть зреют)))))))))

Ответить
Маруська Сол 7 октября 2015, 09:36
                                

конечно! главное знать,что ты хочешь)

Ответить
Ленуся 5 октября 2015, 11:58 , Миллерово
                                

Про меня!!- никогда не получалось жить по планам!!! ))) Сколько копий сломано из-за этих планирований ))

а у мужа все должно по полочкам разложено и по минутам расписано...правда, и он уже рассобачился- все на самотек...Во, с кем связался!! ))

Ответить
Ольга 5 октября 2015, 11:12 , Протвино
                                

я ОЧЕНЬ рационал, а муж - полная моя противоположность)) Так и живем)))

Ответить
Ольга 6 октября 2015, 11:12 , Протвино
                                

да чтож крутого. Меня наоборот это очень угнетает, вот люблю чтоб все от и ло продумано было, от того и на подъем не легка))

Ответить
Маруська Сол 6 октября 2015, 18:27
                                

зато всё делаешь,как наметила))а я вот легка на подъем,зато могу лениться и пофиг все графики)

Ответить