Сюжетно-ролевые игры
развитие после годаДелюсь хорошей подборкой игр
1. Детский сад
Что нужно: фигурки на роль детей, родителей,
воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.
Что делать: проиграть традиционный день в
саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и
переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку,
завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После
второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному
режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча
родителей.
Почему это здорово: игра способствует
адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей,
которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что
происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают
воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и
поможете решить эти проблемы в игровой форме.
2. Гости
Что нужно: набор посуды и столовых приборов,
продукты, игрушки-гости.
Что делать: ребенок по телефону приглашает
гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и
десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу,
меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.
Почему это здорово: дети учатся
гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.
3. Магазин
Что нужно: витрина (строится из кубиков или
лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из
цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков,
продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.
Что делать: грузчик выгружает товар,
привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и
расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты,
складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает
штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу
и чек.
Почему это здорово: дети учатся считать, вести
себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.
4. Школа
Что нужно: парты (кубики), доска (лист
бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные
принадлежности.
Что делать: звенит звонок, учитель проводит
несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый
урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время
которой дети общаются друг с другом и играют в игры.
Почему это здорово: многие дети хотят поскорее
вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко
старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно
умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как
работать в коллективе и заводить дружбу.
5. Врач
Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп,
градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые
безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного
инвентаря.
Что делать: открывается лесная больница,
образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы,
задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение
или выписывает рецепт.
Почему это здорово: дети узнают о профессии
врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику.
Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.
6. Мастерская
Что нужно: игрушечный или, что еще лучше,
настоящий набор инструментов.
Что делать: чинить любую поломку в доме
(воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.
Почему это здорово: ребенок учится исправлять
ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с
инструментами.
7. Цирк
Что нужно: арена цирка (круглый поднос,
картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.
Что делать: зритель покупает билет, приходит в
цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы.
Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на
лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте
они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь
вкусное.
Почему это здорово: с помощью игры можно
подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду
искусства и к работе цирковых артистов.
8. Дочки-матери
Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для
прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.
Что делать: «мама» кормит, купает,
причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка
разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался
или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей
вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло,
давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.
Почему это здорово: ребенок учится заботиться
о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных
навыках ухода за малышами.
9. Автобус
Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.
Что делать: из стульев строится ряд сидений,
распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в
салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на
нужной остановке выходят из автобуса.
Почему это здорово: ребенок получает понятие о
езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то
пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.
10. Парикмахерская
Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы,
флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.
Что делать: парикмахер накрывает спину клиента
полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы
феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.
Почему это здорово: дети узнают о профессии
парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и,
конечно, учатся наводить красоту.
11. Стройка
Что нужно: строительная техника различного
назначения, фигурки строителей, кубики.
Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает
котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается
бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.
Почему это здорово: ребенок получает знания о
процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый
результат.
12. Аэропорт
Что нужно: игрушечные самолеты, помещение
аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.
Что делать: пассажиры приезжают в здание
аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через
металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон
самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета
стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры
получают багаж в здании аэропорта.
Почему это здорово: дети знакомятся с ходом
воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во
время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает
уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в
конец салона.
13. Дракон и принцесса
Что нужно: щит и меч, место замка принцессы,
место пещеры дракона.
Что делать: дракон нападает на принцессу и
уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен
узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово: это активная игра, играть
в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные
способы, как справиться с драконом.
14. Почта
Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки,
сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.
Что делать: работники почты сортируют
корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку,
заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или
бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит
расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.
Почему это здорово: дети узнают о профессии
почтальона, учатся сортировать предметы.
15. Сказка
Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из
любого материала.
Что делать: проиграть от начала до конца сюжет
полюбившейся ребенку сказки.
Почему это здорово: в сказки можно начинать
играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают
многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как
говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в
книге.