Про Учителей
РазмышлизмыНе поверите. Сейчас я занимаюсь тем, что слушаю лекции г-на Амонашвилли по гуманной педагогике.
К чему? Зачем?
А я пока и сама не знаю. Но не могу оторваться. Я очарована его харизмой, его речами. Я мечтала бы попасть к такому педагогу как он, учась в школе. Причем, не важно по какому предмету.
Он рассказывает о миссии Учителя с большой буквы. Не столько как передатчика знаний школьного предмета, а в том числе, и даже прежде всего, как воспитателя, как человека, способствующего развитию мышления, как человека, учитывающего нравственную сторону вопроса, как человека, укрепляющего и развивающего дух, растящего Личность.
Сколько на вашем пути попадалось таких Учителей за ваши школьные/студенческие годы?
Их настолько мало. Но они были.
Я помню всех.
Может быть, они не отвечали полностью этим запросам, но они вносили большой вклад в мое развитие.
И сегодня, спустя 3 дня после праздника учителя, я хочу вспомнить о некоторых из них.
Татьяна Ивановна.
Она появилась в нашем классе, когда мы учились в гимназии. Мы только перешли туда, и это был новый, девятый класс. И на уроках литературы мы занимались тем, что она нам зачитывала рассказы из журнала «Юность».
Лишь после ее уроков я перечитала все его выпуски, которые все эти годы лежали у нас дома красивой стопкой в шкафу. И, наверное, так бы и пролежали, если бы не она.
А потом мы писали сочинения. Это не были привычные сочинения-пересказы. Эти были сочинения-размышления. А почему тот или иной герой поступил так? А что могло бы произойти, поступи он иначе? Чего он боялся? Как вы думаете, чего он хотел? А что было бы, если…? Темы были разнообразные. И обычно их было 5-6 по одному и тому же произведению, и можно было выбрать ту, которая тебе ближе. Или написать на свободную тему. Там не было правильных/неправильных ответов. Это были сочинения - почти личные дневники, в которых мы делились своими мыслями, своими чувствами, своими отношениями. Я обожала ее уроки. На них можно было сидеть как угодно. И даже есть. И даже спать, если захочется. Обычно я ложилась на парту, подкладывая сумку как подушку, утыкалась в нее, и с закрытыми глазами слушала… и на время урока совершенно вылетала из реальности, погружаясь туда, в тот мир юношей и девушек, таких же, как мы, но других.
Кажется, в середине 10го класса она уехала. Переехала в другую страну. И на ее место пришла «очень хорошая» учительница, как нам ее рекомендовали. Я всегда считала, что я достаточно хорошо пишу сочинения. А тут, ну ни одной пятерки, как бы я не старалась. И только под конец семестра я поняла ее требования… Ей нужен был простой пересказ произведения своими словами, а если сослаться еще и на мнения критиков, то пятерка, чуть ли не с плюсом, тебе обеспечена. А как только ты вставляешь в рассказ собственные мысли, свои мнения, так тут же это считается «водой», и оценка резко снижается до 3ки, 4ки. Мне было ужасно обидно потом писать такие сочинения для оценки.
А как-то я заглянула в журнал, когда его вела Татьяна Ивановна. И там вместо того, что мы читали стояли Тургенев, кто-то еще (не помню уже)… То есть она скрывала то, чем мы занимались на уроках. Но знаете? Я ни чуть не жалею, что была «лишена» в то время обычной школьной программы. Я получила тогда гораздо больше. Я получила тогда многие ответы на свои вопросы. А школьную программу я могла прочитать и потом…
Или вот Станислав Александрович.
Его мало кто любил. Он действительно был несколько себе на уме. Он у нас вел предмет «Человек и общество». Нужно сказать, что придя в эту гимназию, у меня многое одновременно случилось в жизни, и так произошло, что я из отличницы-активистки превратилась в серую мышку-почти троечницу. Так вот, это был единственный учитель, который каким-то непонятным образом разглядел во мне мою былую «славу». Он верил в меня. До сих пор не знаю почему. Он мне давал всегда самые сложные задания, будучи уверенным, что я справлюсь. И я, благодаря его мере в меня, всегда справлялась. С ним многие боялись спорить, точнее, не боялись, а это не получалось у них, хотя он постоянно провоцировал спор, это был его способ вызвать нас на размышления. А я, по своей природе, совсем, ну совсем не спорщица, спорила с ним постоянно. Благодаря его вере в меня. На его занятиях я становилась другой. Я ощущала себя лучшей, чем той, что была обычно, я ощущала себя уверенней, сильнее, умнее и способнее. И я очень старалась. И эти старания, они были в радость мне. Я хотела стараться. Чтобы оправдать. Чтобы самой стать такой.
Или вот Ольга Павловна.
70-летняя старушка-учительница географии. Она водила нас в походы в горы. При этом могла показать на крутой склон, дескать, карабкайтесь, вот, а я пошла в обход. И уходила. Сейчас я вспоминаю это, и думаю: «Как она там могла? Как ей было не страшно за нас??» Мы были семиклассники. А она верила, что мы справимся. И мы справлялись. И возвращались с этих походов более сплоченным классом с ощущениями совместных приключений.
Были и другие учителя… Были те, кто запоминался своей строгостью. Были те, которые в холодном классе устраивал физкульт-минутки, и вместо математики, мы бегали-прыгали-хлопали в ладоши-и пр., чтобы согреть онемевшие от холода пальцы.
И еще, что удивительно. Я ничтожно мало помню что-то из школьной программы. Однако вот эти уроки Учителей, которые остались в сердце, я запомнила…
А вы? Были в ваших жизнях такие Учителя? Многое ли вы помните из школьных знаний?