От м. Чистые пруды до м. Китай-город через Милютинский сад
Гуляем по МосквеВот вся наша прогулка
Вышли из м. Чистые пруды. Наземный павильон станции очень мне нравится. Ниже информация отсюда.
Архитектор: Колли Н. Д., Шухарева Л. П.
Квадратный павильон две стороны которого практически полностью остеклены (входы), а другие две - глухие стены, украшенные по краям вертикальными ритмами круглых ниш. Конструкцию венчает широкий карниз, опирающийся на четыре колонны упрощённого ордера. На карнизе установлены отдельно стоящие объёмные буквы «МЕТРО» (изначально подобные буквы были установлены и на некоторых других станциях). До 1990-го года станция носила название «Кировская». Подобные вестибюли в духе ар-деко были также у станций метро «Комсомольская» (северный вестибюль), «Смоленская» и «Парк Культуры», но они не сохранились.
1935г. Фото отсюда.
На Чистопрудном бульваре сейчас выставка "Дербент-2000. Перекресток цивилизаций".
Дальше прудик и памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Даша и тут нашла, где побегать и попрыгать)))
Сам Чистый пруд
Дальше информация про некоторые дома, встретившиеся по дороге.
Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3. Ниже информация из Википедии.
Кирпичный доходный дом строился в 1908-1909 годах для рядом расположенной церкви Троицы Живоначальной на Грязех. Часть квартир предназначалась для временного проживания нуждающихся прихожан церкви, оставшиеся квартиры должны были сдаваться в аренду. Авторами проекта являются архитектор Лев Людвигович Кравецкий и инженер-строитель Пётр Карлович Микини.
Дом был выстроен в пять этажей и разделён на два подъезда, края здания венчала шатровая кровля. В советское время архитектор Б. Л. Топаз выполнил проект надстройки дома, по которому в 1945 году было добавлено ещё 2 этажа. При перестройке был утрачен ряд барельефов над окнами четвёртого этажа, балконы на втором этаже были демонтированы. Главным украшением дома является пояс из терракотовых барельефов на третьем и четвёртом этажах, на которых изображены сказочные звери, птицы и растения. Исполнителем работы стала художественная артель «Мурава», автор эскизов - ученик Васнецова художник Сергей Иванович Вашков. Вдохновение он черпал в декоре Дмитриевского собора во Владимире, который, по его мнению, был лучшим образцом владимирского зодчества.
Если пройти через Милютинский сад насквозь, то после выхода слева от вас окажется интересное здание в каком-то удивительно плачевном состоянии.
На стене удивительного дома очень удивительные красивые граффити
Большой Трехсвятительский переулок, дом 1, строение 2.
Удивление нарастает, когда видишь памятную доску: " В этом доме с 1962 года по 1900 год жил и работал выдающийся русский художник ..." и усиливается, когда читаешь, что здание - объект культурного наследия федерального значения.
Фото отсюда.
Фото отсюда.
Дом-мастерская художника И. И. Левитана (ценный объект культурного наследия федерального значения) - дом, где с 1889 года жил, работал и скончался выдающийся российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения» - Исаак Ильич Левитан. Здание отмечено мемориальной доской. В настоящее время в доме размещаются мастерские аспирантов Российской академии Художеств. Классический флигель середины XIX века во владении Марии Фёдоровны Морозовой, известной и уважаемой московской благотворительницы, был перестроен в 1889 году архитектором П. А. Дриттенпрейсом на её средства сыном Сергеем для своих занятий рисованием, но в том же году он уступил дом своему другу И. Левитану.
А через несколько метров впереди бывший особняк Морозовых. Попасть на территорию невозможно, везде охрана, сфотографировать толком с этой стороны тоже не получается, везде деревья и забор загораживают вид. Жаль, потому что дом очень красивый.
Большой Трехсвятительский переулок, дом 1-3, строение 1.
Поворачиваем налево и выходим на Б. Трехсвятительский переулок.
Один из привратных столбов.
Теперь направо.
Ограда Морозовского сада со стороны Б. Трехсвятительского переулка.
Подкопаевский переулок в сторону центра (слева от нас).
А вот входные ворота в Морозовский сад (со стороны Подкопаевского переулка). В этот день они были закрыты, а внутри висела табличка "Ведутся ремонтные работы"(((( Неужели опять закрыли сад для посещений?((((
Единственный доступный глазу вид на Морозовский сад.
Фото отсюда
Вид от Морозовского сада
В 1772 году участок принадлежал князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира, тому самому, кто продал в 1775 году Государыне своё имение Чёрная грязь и которое стало Царицыным. Одна из последующих владельцев, бригадирша Д. Н. Лопухина устроила здесь частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.В конце 1840-х годах участок приобрёл В. А. Кокорев. Поначалу там была гостиница, которую он сдавал. Но затем в конце 1850-х годов было построено здание (арх. И. Д. Черник) для Кокоревской картинной галереи (открытие состоялось 26 января 1862 года). Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, был общедоступным. После смерти Василия Александровича Кокорева в 1889 году особняк перешёл М. Ф. Морозовой. Здесь рос Савва Морозов. Перестроен в 1898 году архитектором П. А. Дриттенпрейсом в русском стиле. В оформлении принимал участие и С. Т. Морозов.
Во время июльского мятежа 1918 в доме, при котором был Морозовский сад, базировался штаб левых эсеров. Отсюда обстреливался Кремль - он был виден с площадки Морозовского сада. После подавления мятежа в усадьбу приезжали Дзержинский и Ленин. Здесь снимался фильм «Шестое июля». С 1960-х до 2001 года в усадебном доме располагался детский сад, который стал съёмочной площадкой фильма «Усатый нянь».
Сад был общедоступным до 2001 года, когда Морозовский дом перешел в частные руки. Владелец демонтировал декор и интерьеры дома, вырубил деревья и построил под садом подземную парковку. Боковые лестничные входы были закрыты, сделан вход с Подкопаевского переулка через небольшую калитку. Жители района неоднократно писали в управу Басманного района, с требованием воплотить положения Закона о Генеральном плане Москвы и сделать сад общедоступным. С 2011 года в дневное время суток открыт доступ в нижнюю часть сада.
Дальше сворачиваем в Колпачный переулок.
Колпачный переулок, дом 10/7, строение 2.
Из Википедии
«Палаты Мазепы» - жилые помещения, расположенные в Москве в Колпачном переулке, дом № 10, построенные в XVI-XVII веках. Один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Свое название получили от того, что долгое время ошибочно считались домом, где проживал гетман Иван Мазепа, при посещении Москвы. Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному переулку, с крылом, уходящим во двор. Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений. На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича - сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. Представляет уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко. Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха. Одно время палаты принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму Фёдоровичу Лопухину, в советское время в этом доме по Колпачному переулку до середины шестидесятых годов были коммунальные квартиры, а в семидесятых располагался ОВИР. Весной 2003 года в здании был произведён внутренний ремонт. По специальному заказу были сделаны оконные рамы по образцу XVII века. В отреставрированном помещении в настоящее время располагается офис «На Руси» («Russia Inland»).
Колпачный переулок, дом 9, строение 1
Из Википедии
Городская усадьба Г. П. Юргенсона. Здание возведено в 1912 году по проекту русского и советского архитектора и мастера неоклассицизма и модерна Владимира Дмитриевича Глазова. Здание решено в так называемом эклектическом стиле, который основывается на сочетании готики и ренессанса.Асимметричный главный фасад украшает различная лепнина, среди которой наиболее заметны львиные маски, вставленные в медальоны. До строительства особняка на этом месте стоял дом собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа А. Н. Афанасьева. Первым владельцем архитектурного сооружения был Григорий Петрович Юргенсон - сын известного музыкального издателя П. И. Юргенсона. Несмотря на распространённые сведения, у Григория Юргенсона П. И. Чайковский не гостил ни разу, так как здание возведено лишь через 19 лет после смерти композитора. В советское время здание занимало представительство Совета Министров Якутской АССР. В настоящее время - лечебно-диагностический центр Генерального штаба Вооружённых сил РФ.
Колпачный переулок, дом 5, строение 2.
Городская усадьба А. Л. Кноппа.
Большой участок в Колпачном переулке принадлежал промышленнику барону Иоганну Людвигу Кноппу. После его смерти в 1894 году владение унаследовали и поделили его сыновья, Кноп, Андреас (Андрей Львович) и Теодор (Фёдор Львович). Построенный ещё в 1864 году особняк (дом № 7), отошёл Фёдору Львовичу. Во владении по адресу дом № 5 по заказу Андрея Львовича усадьба была построена в 1900 году архитектором Карлом Васильевичем Трейманом. Она выдержана в неоготическом стиле, гранёная зубчатая башенка и щипцовые фигурные завершения придают главному дому вид замка. Также комплекс усадьбы включает в себя сторожку и электростанцию, по красной линии улицы стоит ограда с решёткой. Одной из причин выбора этого места для возведения дома являлась находившаяся рядом лютеранская кирха Петра и Павла, которую посещали все члены семьи барона. После прихода к власти большевиков Андрей Львович эмигрировал, а его усадьба перешла в руки государства. Вначале её занимало представительство Украинской ССР, затем - Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. В конце 1930-х годов его сменил Московский городской комитет ВЛКСМ. После начала Великой Отечественной войны, в 1941 году в бывшей усадьбе осуществлялся приём заявок от добровольцев. Среди получивших здесь путёвки на фронт была и Зоя Космодемьянская В 1990-е годы была проведена реставрация особняка, и в нём был устроен дом приёмов компании «ЮКОС». Сейчас бывшую усадьбу занимают различные коммерческие фирмы. Оригинальные интерьеры сохранились частично.
1905 г.
Фото отсюда.
Фото интерьеров дома Кноппа - часть 1, часть 2.
Очень интересно и подробно про Колпачный переулок тут.
Вышли мы на Покровку, перекусили в Теремке и по Маросейке дошли до м. Китай-город.