Про обязанности
Детей, естественно ;) В очередной раз столкнулась с постом на эту тему, захотелось собрать своё мнение в кучу и высказать.
Вопросы, касаемые обязанностей, традиционные: какие есть, в каком возрасте начинать, как приучить... и редко - нужны ли. Вот я считаю - не нужны :)
Для меня тема обязанностей тесно переплетена с темой ответственности. Вроде бы на выходе с первого взгляда имеем одно и тоже, а по сути между этими понятиями - пропасть.
Что есть обязанность? Это некое действие, которое человек должен выполнять вне зависимости от своего мнения по этому поводу: нужно ему, не нужно; важно, не важно; хочется, не хочется - без разницы. Обязанность - это навязанная из вне воля, за нарушение которой следуют санкции.
С моей точки зрения, наделение детей обязанностями несет больше вреда, чем пользы.
Во-первых, потому что они не учат. Не учат пониманию себя, распределению времени и ресурсов. Не учат пониманию других и помощи ближнему. Обязанности дрессируют на выполнение определенных действий, не наполняя их содержанием - человек делает что-либо потому что так надо, привык, а не потому что это ему сейчас нужно. Думаю, я не единственная, кто встречал на своем пути женщин, которые будут умирать, но убирать в квартире. Потому что не могут иначе. Потому что в детстве их приучили. И эта модель настолько засела в голове, что женщина не может себе позволить прилечь, пока не выполнены дела.
Во-вторых, внедрение обязанностей, т. е. навязывание воли родителя, влечет угрозу отношениям. Потому что маленький ребенок с неразвитой волевой сферой готов делать легко и непринужденно только то, что имеет для него смысл. А смысл у него один - интерес. Интересно - делает. Не интересно - саботирует. Убирать игрушки для него интересно, если это игра. Если же это надо делать на регулярной основе потому, что мама сказала, то возникает естественное сопротивление... И маме, чтобы приучить ребенка, сломить сопротивление, приходится искать пути давления. Кто-то угрожает, кто-то подкупает, кто-то шантажирует... Для отношений это всегда минус.
В-третьих, обязанности закладывают негативное восприятие дела на долгие годы.
Ответственность же - это добровольное принятие на себя тех или иных задач, исходящее из понимания и принятия.
И вот в разнице между "навязанным" и "добровольным" сокрыта вся суть. Потому что навязанное всегда будет вызывать внутреннее раздражение, которое может проявляться различными формами - от откровенного саботирования, до плохого настроения и внутреннего напряжения. Добровольное же - это твой собственный выбор, а злиться на то, что ты делаешь из внутреннего понимания необходимости действия, очень сложно.
Сколько я не читаю постов на эту тему, родители руководствуются двумя глобальными причинами, наделяя детей обязанностями:
1. Если сейчас не приучить выполнять обязанности, то дети потом ничего не будут делать.
Удивительное неверие в собственных детей. Лично мне сложно представить взрослого дееспособного человека, который не сможет организовать свой быт. Научиться готовить, убираться, гладить и прочая и прочая, для человека с интеллектом - задача более чем посильная. А то, что любят возразить, что полно примеров, когда волосатый дядька лежит на диване и ждет, когда его обслужат, то тут не проблема привитых или не привитых обязанностей. Это проблема взрослости. А также проблема того, что получив обязанность, ответственность не была сформирована. Поэтому при малейшей возможности переложить обязанность на другого, человек ею мгновенно пользуется.
2. Я не прислуга, чтобы все за детьми делать. Это, на мой взгляд, как раз результат "выросший" из обязанностей. Люди не чувствуют своей ответственности за семью, но ощущают груз обязанностей, который тащить не хотят, а хотят скорее на кого-то спихнуть. Дети подрастают, значит можно на них переложить. Показывая, тем самым, своим примером, что всякие домашние дела - это тяжело, не интересно, "второсортно", от них надо поскорее избавляться.
Какова альтернатива? С моей точки зрения, она заключается во "взращивании" ответственности в ребенке. По мере взросления ребенок становится готовым отвечать за те или иные сферы жизни. Так что к моменту создания своей семьи он берет полностью ответственность за свою жизнь на себя. Поэтому темпы и сроки у всех индивидуальные. Постепенно ребенок учится видеть ,что он может приносить тот или иной вклад в жизнь семьи. Видеть, что его помощь облегчает жизнь родителям. Становится готовым брать на себя часть функций, разделяя их со взрослыми членами семьи. Он взрослеет. Задача родителя - увидеть готовность ребенка брать ответственность, показать собственным примером, что значит нести ответственность, и научить базовым вещам.
P.S. Значит ли все это бла-бла-бла, что мои дети ничего не делают по дому, например? Нет, не значит. Они делают то, что им нравится и то, что им нужно. Младшая у меня обожает все мыть - унитаз, пол, обувь... Хочет - пусть моет. Она видит результат своих трудов, она получает удовольствие. Будет ли она его получать, если я ей вменю в обязанность мытье унитаза? Навряд ли. Старшая в этом плане абсолютная пофигистка. Но она что-то делает, если я ее прошу. Она уже в том возрасте, когда может пойти и покрошить салат на ужин, если видит, что я не успеваю это делать. И делает она это не потому что обязана, а потому что может и хочет мне помочь. Убрать за собой тарелку, отнести грязные вещи в стирку - это не обязанность, это правило нашего дома. Все его соблюдают. Но, если кто-то забыл, мир не рухнул, санкций не будет, я просто напомню или уберу сама.