Про пассионарность
Почитав интересный пост про пассионарность (https://www.babyblog.ru/community/post/bolshiedeti/3174513), соотнесла с нонешними реалиями жизни, и хочу поделиться тем, какие последствия пассионарность имеет в жизни моего старшего ребенка. (Сейчас будет о следствиях не семейных).
Итак, старшая у меня девица с достаточно высоким уровнем пассионарности, низкой эмпатией, и своеобразной нервной системой.
Что вижу я.
Во-первых, в школе у нее нет друзей. Не так, чтобы друзья навек (я полагаю, что в основной массе до этого дети в 9 лет еще не доросли). Но хотя бы постоянный друг. Она в хороших отношениях практически со всеми. Нет, есть те, кто ее бесит, и кто с ней не общается. Но их меньшее количество. Однако все дело в том, что эти люди постоянно меняются. Сегодня подружки, завтра "враги". Это бесконечный круговорот. Я вижу причину в том, что ребенка мало кто из друзей долго выносит. От нее просто устают. Ее боятся подпустить близко. Потому что она продавливает. Ее энергия, направленная на продвижение своих интересов, утомляет. К сожалению, или счастью, людей, которые ей идеально подойдут в друзья, пока что не встречалось. А подойдут ей те, кто готов принять и нести на постоянной основе роль второго номера. Кто готов подчиняться. В целом, такое положение вещей не сильно мою угнетает, но ей периодически становится обидно, что ее никто не зовет на дни рождения. Что у нее нет закадычной подружки, у которой она была бы номер один. Но обратная сторона низкой эмпатии спасает - она не переживает по этому поводу долго и глубоко.
Во-вторых, ее не любит учитель. В том смысле, что моя не в любимчиках. Что тоже понятно: таких детей не любят. Она ведь долбит не только меня, сестру, папу, одноклассников. Она долбит и учителя. Она не боится. Она не стесняется. Она подходит и спрашивает/ябедничает/просит помощи/пытается разобраться и т.д. И если обычный ребенок быстро понимает, что не стоит идти, учитель не будет влезать и вмешиваться, объяснять и разбираться, моя будет ходить и ходить. Она отстаивает свои права, там, где считает, что ее как-то притесняют.
С одной стороны это хорошо. Например, ей окулист рекомендовал сидеть не дальше 3 парты. Я знаю, что многие дети стеснялись подойти к учителю. Моя нет. Она сразу заполучила себе козырное место на 2 парте среднего ряда, и согнать ее от туда учитель уже не смог. Ибо - у меня справка, врач мне велел, мне нужно сидеть здесь. Всех периодически пересаживают, моя сидит на месте.
Или еще пример, был тут случай. Решали задачу. Учитель на доске разбирал и сделал ошибку. Пол класса сказало - ошибка. Учитель сказа - нет, все верно. Все кивнули и записали, как сказал учитель. Моя подняла руку и все равно сказала - ошибка. Ей - все верно, сиди пиши. Моя - ошибка. Вышла к доске и доказала. Получила дополнительную пятерку. Не скрою, меня это радует. Ибо я бы сдалась сразу. Как и все остальные дети в классе. Я бы не стала доказывать что-либо. Мой ребенок стал.
Но с другой стороны, это и плохо. Ибо, если моей кажется, что ей несправедливо снизили оценку, поставили не ту, ошиблись и т.д., она будет выяснять. И учителя это уже достало. Она не хочет выяснять и объяснять, а моя требует "справедливости", что в результате сказывается на отношении учителя. Ибо она неудобная ученица, достающая ученица. И я прекрасно учителя понимаю.
Я говорю с ребенком. О том, что надо искать баланс. Я доношу до нее, что ее упорство - это хорошо. Но за все придется платить. Доношу, как ее поведение воспринимается другими людьми, одноклассниками, учителями. Пытаюсь показать плюсы и минусы. Но оставить выбор ей. Ибо мне самой сложно нащупать этот баланс. Потому что с одной стороны, я хочу сохранить ее упорство, ее способность идти вопреки. А с другой, мне хочется, чтобы ее все любили, чтобы ей было легко и безопасно по жизни. Но я понимаю, что это взаимоисключающие вещи...