Обильное слюноотделение при дизартрии-гиперсаливация
ЛогоПри дизартриях часто наблюдается гиперсаливация, т.е обильное слюнотечение. Различают истинную и ложную гиперсаливацию.
Ложная(чаще при дизартриях)- обычный объем слюны при нарушении ГЛОТАНИЯ! (т.е. слюна накапливается, а иногда истекает изо рта и кажется, что выработка слюны повышена).
Истинная гиперсаливация-это выработка бОльшего объема! слюны,чем обычно(чаще бывает при челюстной-лицевых нарушениях; при патологиях самИх слюнных желез (закупорки,воспаления, грибковые поражения и проч.); при эндокринных заболеваниях; при глистных инвазиях; при нарушении ЖКТ и т.д - тут не обойтись без профильных специалистов и ряда анализов , включая ЭЭГ,УЗИ,МРТ,КТ и т.п.)
Чем мы можем помочь ребенку, с точки зрения укрепления глотательной! функции при ложной гиперсаливации? Все действия, описанные ниже -"не одноразовая акция",а планомерный труд до результата
- Пока растут зубки-слюнотечение считается нормой, но могут быть и другие причины (например, молочница, стоматит,воспаление слизистой рта,глистная инвазия).
ЧТО ДЕЛАТЬ:
а) Важно научить глотать слюну, предварительно СОМКНУВ губы;
б) Своевременно напоминать о необходимости сглатывать;
в) Контролируйте-РОТ ребенка ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКРЫТ в состоянии покоя(если нет аденоидита).
г) Делайте короткие паузы, когда ждете от ребенка ответа на вопросы или просто в разговоре, чтоб ребенок сделал паузу, отдохнул и спокойно!! сглотнул слюну.
д) периодический контроль/самоконтроль сухости подбородка(потрогай, вытри,не забудь сглотнуть) е)Кроме этого, грызем яблоки, морковку , сухарики тп. + криомассаж-каждый день - *1. Криотерапия. Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 мин
2. Полоскание полости рта.
- Лекарственных травы: настой шиповника,коры дуба, тысячелистника !!удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии!!.
- Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
- 3. Логопедический массаж.(с осторожностью!) Точечный массаж в области подчелюстной ямки,указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
- Точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно указательным и средним пальцем против часовой стрелки,не более 6-10 сек
- 4. Жевание твердой пищи.
Грызём, жуём, глотаем - морковку.Грызём - сухари, баранки, сушки.
- Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание желательно производить с закрытым ртом).
- 5. Мимические и артикуляционные упражнения
- «Окошечко». Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Язык спокойно лежит на дне рта. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
- «Усики». Удеживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля, разных диаметров и т.п.
- «Толстячок-худышка». Надувание и втягивание обеих щек.
- «Шарики».Надуть одну щеку-сдуть.Затем другую.4-5раз
- «Упражнение йогов» - рот открыт, вращаем языком в преддверии рта-сглотнуть.
- «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через эту трубочку.
- 6. Активизация мышц
- Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.Упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
- 7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». Дуть через трубочку в воду, не надувая щек
- 8. Произнесение гласных на твердой атаке: а а а; э э э ; и и и ; аэ аэ аэ ; эа эа эа;аи аи аи ; эи эи эи; аэи аэи аэи
- Действуйте и будьте здоровы!