"Война и мир" Л.Н. Толстой
Книги. Обзоры.Я не быстрый читатель, очень иногда даже медленный, и вот с середины марта перечитывала
Первое же впечатление от книги - да ведь интересно же! Чуть позже - я еще не такая умная, чтобы полностью понять все те глубокие размышления о ходе истории и факторах, влияющих на народы, заставляющие народы в одно время воевать, а в другое - жить мирно.
Но в целом, не надо читать "Войну и мир" ни в 17 лет в школе, ни в 20 лет в ВУЗ-е, эту книгу нужно оставить на потом, на то время, когда уже сформирован существенный багаж личного опыта, причем печального опыта в основном, когда иллюзии молодости развеяны и надежда на "другой глобус" умерла.
Но она стоит того! Когда читала, ловила себя на мысли, что все вечно. Читаешь описание состояния обмундирования и провианта русской армии в компаниях 1805 и 1812 гг. и кажется, что написано это про Великую Отечественную. Читаешь про человеческие пороки и надежды, да и они остались те же.
А вот вопросы про ход истории для меня были новы, я как-то об этом раньше не задумывалась. Некий фатализм, воля Господня или исторический закон. Вопрос свободы и несвободы человека.
"Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними,происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений."
"Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, -- были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение."
Роман закончен, вопросы остались... есть время подумать и вернуться к "Войне и миру" на закате жизни. Уверена, что тогда все будет читаться иначе.