Два и четыре. Сегодня.
Фух. Честно говоря, я не знаю, с чего начать и на чем остановиться. В последнее время все понеслось просто с головокружительной скоростью.
Начну, пожалуй, с того, что за прошедший месяц Алиса ни разу не болела и проходила в садик все дни без исключения (изредка появляющееся хлюпание в носу я за болезнь не считаю). Один раз даже пришлось оставлять ее в садике до 8 вечера, когда мне кровь из носу надо было на лекцию в автошколу и оставить ее было не с кем. Все прошло отлично. Они с воспитательницей, видимо, прекрасно провели время и вышли оттуда обе довольные жизнью. Так что, я считаю, что адаптация в садик у нас на сегодняшний день состоялась полностью и на отлично. Не так уж это было и страшно.
У меня катастрофически не хватает времени заниматься с ребенком. И вообще, у меня такое ощущение, что я и раньше с ней толком не занималась, а сейчас и вовсе... Посмотришь интернет, так там мамочки со своими детьми... Чего только не делают! А меня Алиса в последний месяц почти не видела. Днем она в садике, вечером я бросаю ее то с бабушкой, то с подругой, то в садике с воспитательницей и бегу на лекции. Прихожу и только спать укладываю. Утром она меня будит, я ее умываю (даже не кормлю), одеваю и веду в садик, а сама оттуда бегом на вождение. Днем времени нет на подготовку занятий для нее: быстро-быстро что-нибудь покушать сварганить ( а то и пельмени или б/п лапшу нам с мужем, ребенку покупной творожок и кефир), а потом учить ПДД и на занятия. В выходные бабушка с дедушкой требуют ее хоть на один день у них оставить, чтоб повидаться. В итоге с пятницы на субботу Алиса у них ночует и видается. И мы с ней проводим вместе только воскресенье. Но я стараюсь, чтоб она, несмотря ни на что, все-таки чувствовала мою любовь. Каждый раз говорю ей, что люблю ее после пробуждения, перед садиком, при выходе из садика, перед уходом на лекции и после возвращения, перед сном. Стараюсь ей каждый вечер перед сном прочитать хоть маленькую сказку, спеть колыбельную или сочинить и рассказать какую-нибудь историю. Обязательно перед сном спрашиваю как прошел у нее день, если забываю, то она теперь сама напоминает: "Мама, давай поговорим. Как у нас день прошел". Я ей задаю такие вопросы:
1. Как у тебя сегодня день прошел
2. Что было хорошего
3. Что было плохого
4. Что будет завтра
Надо добавить вопрос "Чему ты сегодня научилась". Ну и, естественно, помогаю ей разобраться в понятиях вчера, позавчера, сегодня, завтра, помогаю выстроить хронологическую последовательность событий дня, помогаю выделить главное и разобраться в возникающих проблемах. При этом разговор иногда получается долгий, и укладывание затягивается на час. Но я думаю, что это важно.
В последнее время у нас сбился режим регулярного посещения бассейна. Но я планирую восстановить регулярность и посещать каждую субботу после дневного сна. В эту субботу были.
Потом я стала практиковать словесные игры с Алисой по дороге в садик и из садика. Раньше мы просто стихи и песни вслух декламировали (сейчас такое тоже случается по настроению). Но я стараюсь и что-то новое внести в эти беседы ( а не только без конца повторять уже надоевшие рифмы). Мы поем и читаем англоязычные стишки и песенки. Играем в игру "я знаю пять...", Алиса уже неплохо справляется, практически без моей помощи называет пять: диких животных, домашних животных, цветов, цветочков, птиц и т.п. Каждый день стараюсь повторить старые категории, но с другим содержимым и ввести новую категорию. И игра "горячее-холодное", я называю слово, а она подбирает противоположное. Но кроме того, она еще по своей инициативе начинает перечислять что бывает "горячим", а что бывает "холодным". Так и ходим до садика и обратно. Стараюсь чаще водить ее пешком, к лету планирую отказаться от коляски и оставить ее только для дальних поездок. Стараюсь фиксировать ее внимание на изменениях, которые происходят в природе с наступлением весны. На днях мы тут экстренно прямо на улице учились делать кораблики из бумаги, потому что встретили просто фантастический ручей с порогами, водопадами и тоннелями. И очень хотелось пустить по нему кораблик и посмотреть как поплывет. Получилось :)
Прочитала я про "полезные" сказки. В последнее время Алиса стала просто неуправляемо самостоятельной. Все делает сама, помогать не дает, и еще и сама решает, будет она это делать или нет. И любая попытка заставить что-то сделать заканчивается истерикой и вообще полным отказом: мама уйди, не хочу с тобой. Стала по вечерам сочинять ей сказки про девочек и мальчиков, которые: не чистили зубки, не убирали игрушки, не умывали личико и не мыли ручки и т.п. Вроде работает. По крайней мере ей нравится, она просит некоторые сказки рассказать ей снова и снова, еще сама что-нибудь от себя добавит. И соглашается почистить зубы при упоминание подходящей сказки.
Из музыкальных занятий у нас в почете "Угадай мелодию". Я играю на синтезаторе, а Алиса угадывает и поет. В последнее время у нас неплохо получается. Надо бы еще дополнить репертуар.
Какая Алиса стала в два и четыре.
Большущая! Серьезная. Местами хулиганистая. Но отличает баловство от безобразия. Может пошалить, но специально что-то плохое не делает. Все понимает, рассуждает, выводит причинно-следственные связи между событиями. (до недавнего времени не могла, путала причину и следствие, путала "поэтому" и "потому-что"). Хорошо разговаривает, знает много слов, незнакомые люди ее понимают. Но по-прежнему не выговаривает "Р" и слова, где несколько согласных подряд. Стала общительнее, охотно беседует с бабушками и тетями-соседками по подъезду, может заговорить на детской площадке с ребенком и его родителями по своей инициативе, спросить как зовут, сколько лет, про себя рассказать и предложить поиграть. Вот недавно.
Сама подошла к мальчику в песочнице, представилась, познакомилась и попросила у него игрушку поиграть. Тот разрешил. Она взяла и стала играть с ним вместе: Алиса грузила его машину песком, а он песок вывозил и вываливал. Так и играли около получаса, вместе куличи лепили и между собой сравнивали их, обсуждали там что-то. Совсем без участия родителей. Я горжусь своей дочкой! Мальчик чуть постарше, лет 3-4.
Еще недавно, сижу в другой комнате, а она с бабушкой читает книжку. Слышу:
"Бабушка, я тебе книгу читать буду."
"Жил был зайчик, пошел он в лес и заблудился..."
(переворачивает страницу)
"Жил был ежик, пошел он в лес и заблудился..."
(переворачивает страницу)
"Жил был..."
И так далее :)
Короче, начала сама сказки и истории сочинять. И, если ей немного помогать наводящими вопросами, то вполне складно получается.
Усложнились ролевые игры. Особенно в доктора. Тут вообще! Кажется, я начинаю понимать откуда берутся врачебные династии. И самое интересное, докторов в своей жизни она почти не видит. В поликлинику я вожу ее редко, только на прививки. И стараюсь подгадать, чтобы как можно быстрее все прошло. В стационарах мы не лежали, на дом врачей не вызываю, лечу ее сама.
И тут такой интерес к медицине! Уже знает, что в голове - мозг и он думает, в груди сердце и оно стучит, в животе кишечник и там еда варится. Профессионально бинтует обычным бинтом, пора уже начинать бинтовые повязки изучать :D. Ставит уколы( при этом уморительно приговаривает тоненьким голоском "потерпите, это совсем не больно!"), дает таблетки (из пластилина), делает грелку на живот и стучит неврологическим молоточком по рукам и ногам. Слушает сердце настоящим фонендоскопом и с умным видом приговаривает "дышите-не дышите". :) Готова просто часами лечить маму, бабушку или папу. Игрушки не лечит, не интересно. Знает, кем работает мама. На вопрос "Кем у тебя мама работает?" Отвечает: "Доктором. Людей лечит". На вопрос "Кем у тебя папа работает?" Отвечает: "Сисмином. Компьютеры лечит".
Папиной работой, кстати, тоже интересуется. Но не так сильно. Иногда залезает к папе на колени и просит: "Папа, научи меня работать на компьютере". Папа ей напишет в терминале команду и там паровозик проедет из точек и палочек. А ей весело!
А вот готовить и кормить как-то разлюбила. Редко играет во что-то подобное. Плита до сих пор не в почете.
Любит изображать из себя зверей и сказочных персонажей. То ведро на голову оденет и говорит: "Я снеговик", то просит два хвостика на голове завязать "как ушки у зайчика" и т.п.
Любимое занятие - переодеваться. После садика может полчаса провести между комодом и зеркалом: оденется, посмотрит - не понравилось, идет и снова переодевается. Одевается и раздевается сама, лишь в самых сложных случаях помогаю: молнию соединить, маленькие пуговки или кнопки застегнуть, шарф завязать.
Еще играет с игрушками на пальчик и с игрушкой на руку. У нас после Тяпы теперь новый любимец: заяц Степашка. Тоже рукавичка. Пальчиковые игрушки у нее поют, танцуют, между собой разговаривают, на корабле плавают, на паровозе едут, спать укладываются и т.п.
В последнее время еще такая фишка была. Папа был в отпуске 2 недели и проводил с ней много времени. Так вот после отпуска стала меня гнать: умываться - только с папой, одеваться - только с папой, кушать только с папой. Даже укладывать спать ( уж всегда я этим занималась), и то меня выгнала: уходи, я буду спать с папой. Я, конечно, рада была, что она так с папой сблизилась, но... Ну ничего, потом все выровнялось. Теперь просто если сильно соскучится по папе, то просит, чтоб он ей помогал. Видимо, чтобы побыть с ним просто.
Вопросы задает, но не очень часто. "Почему?" больше не повторялось. Чаще "А это что?" и "А это для чего?"
Уверенно определяет количество в пределах 10, кое-какие несложные операции по сложению и вычитанию пробуем. Цифры запоминаем помаленьку, но без напряга. Буквы кое-какие знает. Закрепляем, пытаемся из них знакомые слова составить.
Иногда ляпнет что-то по-английски, иногда просит по-английски разговаривать. За завтраком сидим и понять не можем, что она бормочет. А она "mother, father, a boy, a girl", я давай проверять, понимает ли. На папу показываю и спрашиваю: это кто? Она: "father", На меня "mother", а Катя кто? "a girl", а Никита кто? "a boy" Вроде понимает :)
Вот кое-какие игры и развлечения. Из того, что успеваем после садика.
Я рисовала белым восковым мелком по белой бумаге, а Алиса раскрашивала акварелью: кистью и руками.
Из моих заготовок Алиса самостоятельно лица комбинирует на клей-карандаш. Очень ей нравится :)
Слева-направо три полосы рука в руке мы делали, крайне-правую (у нас верхнюю) Алиса рисовала без моей помощи. Это лисенок с горки катался: ползет вверх на горку, а потом уххх! и скатился вниз. Как-то так мы начали руку к письму готовить. Восковыми мелками пока. Но захват исправляю, предлагаю держать "удобно".
Рабочее место. Все не можем с мужем подобрать ей подходящий столик и стульчик. Клевый органайзер я сделала для ее многочисленных карандашей, мелков и ручек. В доступе всегда акварель, пластилин, ножницы, клей-карандаш, белая бумага, раскраски, заготовки для вырезания и аппликаций, прописи со загогулинами.
Алиса нарисовала елочку. Сначала это была каракуля, но я предложила, что это будет елочка и мы ее украсим. Мои контуры звездочки и шариков. Все остальное - Алисино творчество.
Тоже была загогулина. А дорисовали глаза, нос и рот, и получился ежик.
Кошачьи усы себе на щеках рисовала.
Вот этот органайзер: небольшая коробка и вставила внутрь ролики от туалетной бумаги плотно. Очень симпатично и удобно получилось.
Убрала избыток игрушек, оставила примерно 1/4 всего. А то приходит из садика и не знает за что хвататься, все раскидывает, а поиграть не успевает. Сейчас гораздо лучше, и играет дольше с одним чем-то и убирать проще вечером.
Кубики для всех.
Цветные палочки из фикспрайса и образцы фигур на бумаге я сама рисовала. Но ей не нравится выкладывать по образцу. Гораздо интереснее разноцветные заборчики делать. :)
Разноцветное желе особого успеха не имело, поковырялась в нем ровно 5 минут и убежала.
Еще один сортер тоже не впечатлил. Гораздо интереснее канцелярские резинки на эту банку надевать.
Еще одни палочки тренировочные. Пока не ест ими, только балуется.
Это в бассейне.
Вот, собственно, и все :)