Б -3 года. Боимся правильно))
Считается, что страхи в 3 года - оборотная сторона кризиса 3 лет.
Ребёнок начинает ощущать себя отдельной личностью, настаивает на своих границах и интересах,
а с другой стороны, понимает, что он стал "не подарок" и не знает, насколько родителям ещё хватит терпения выносить его фокусы.
Возникает подспудная боязнь агрессии родителей и запрет на понимание этой боязни -
нельзя бояться подателей всех благ и защитников от всех неприятностей, а то они обидятся и перестанут быть таковыми.
Таящаяся тревога выливается в знакомые формы:
рассказала бабушка о волках - боимся волка,
посмотрели м/ф о привидениях - боимся привидений.
Всё в дело, любая информация подойдёт для создания собственного монстра, если наступил кризис 3 лет.
В одной психкнижке была картинка, где в уголке сидит понурившийся папа с газетой,
а в другом углу мама с дочкой читают книжку:
"И тут приходит людоед... Конечно, сразу узнаешь. Эти людоеды обычно лысые, сутулые, в очках..."
Проблема не нова и написано тьмы книжек, помогающих родителям подружить детей с их страхами.
Вот, например, книга Дрихеля даст ребёнку пережить страх темноты, неизвестности (почему бы не узнать их, читая книгу - её всегда можно захлопнуть, да и взрослый - защитник рядом), познакомит со зверушками и подружит с дедушкой))
А можно взять переводную "Охота на монстра" - из интересной серии про медвежонка, которого в оригинале зовут простым английским именем Boris.
На английском можно посмотреть I need my monster или Have You Seen My Monster?
Мы с ребёнком читали Мамина-Сибиряка "Сказочка про Козявочку".
Иногда сама себя чувствую такой Козявочкой: - Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!
Эти книги помогают мягко объяснить ребёнку, что в жизни всегда может случиться встреча с монстром, даже если мы этого очень не хотим (нельзя оставлять ребёнка бесстрашным и беззащитным),
но вы его защитите, и к себе домой вы точно никакого монстра не пустите.
И прорабатывайте детские страхи с помощью книг, игр, рисунков, чтобы постепенно, по мере взросления ребёнок перерастал выдуманные страхи и узнавал, как можно обезопасить себя от реальных опасностей.
Бояться нужно и реальных, и выдуманных )) -чтобы научиться от них спасаться.
Реальные опасности нужно знать, предвидеть, избегать, обезопасить - если получится. Есть всякие книги типа "Что (делать), если..."
Выдуманные опасности нужны, чтобы переносить на них свои/мамины/папины неприятные черты и научиться с ними ладить, не пугаясь, что ты осуждаешь и боишься тех, кого нельзя осуждать и бояться - себя, маму, папу...