КАК РАСПОЗНАТЬ У РЕБЕНКА ФРУСТРАЦИЮ
Детская психология- Мамочка, кажется я фрустрирован! Мне необходимо как-то преобразовать бурлящую во мне энергию фрустрации.
Ваш ребенок никогда не сообщит вам о своем беспокойстве подобным образом. Может, это и к лучшему, потому что не так много людей слышало, что такое фрустрация и с чем ее едят. Но как бы то ни было, даже не зная этого слова, все мы регулярно подвергаемся воздействию этой самой фрустрации, и мало кто получает от этого удовольствие. Что же это за зверь? Если коротко, то фрустрация - это психологическое состояние, сигнализирующее, что «что-то пошло не так». По Ньюфелду (современный канадский психолог, автор одной из наиболее целостных моделей развития) - это одна из базовых эмоций, ее мы испытываем еще до того, как почувствуем, что «что-то не так» связано с голодом, усталостью, отказом; что оно нас раздражает, злит или огорчает. Соответственно, у детей, еще мало осознающих себя, распознающих свои потребности, дифференцирующих и локализующих свои ощущения, фрустрация может длиться довольно долго, так и не перетекая во что-то другое. Ощущаться она может по-разному (точнее, еще вопрос, есть ли способ зарегистрировать, как она ощущается, если при осознании она переходит уже в другое состояние:)), но в целом можно обозначить ее как напряжение. Кстати, если прислушаться, нередко ощущающееся на телесном уровне.
Как может выглядеть фрустрированный ребенок:
1. Ребенок ведет себя агрессивно. Он злится, бросается на вас с кулаками. Пинается, раскидывает игрушки. Это самый очевидный вариант выражения фрустрации, обычно это не вызывает сомнения в том, что у него «что-то пошло не так». Но не редко взрослые фокусируются именно на внешнем проявлении и начинают регулировать поведение. Однако запрет злиться никак не помогает ребенку снять напряжение, т.е. избавиться от фрустрации.
2. Ребенок готов устроить истерику из-за любой мелочи. Например, потому, что вы не такими дольками нарезали яблоко. Повод для скандала может быть совершенно непредсказуемым и странным. Чаще всего это бывает связано с какими-то неоправдавшимися ожиданиями (например, ребенок представлял, что застанет вас в комнате, а вы столкнулись в коридоре).
3. Ребенок как будто специально делает то, что вас раздражает больше всего. При этом совсем не обязательно видно, что он злится, он может вести себя «как ни в чем не бывало». Такое поведение может быть его инстинктивной попыткой «нарваться» на наказание, чтобы сбросить фрустрацию через плач.
4. В играх у ребенка появляется много агрессии. При этом он может играть весело, без признаков злости. Это часто пугает родителей, потому что кажется. Что он становится жестоким человеком, что что-то не так с его психикой.
5. Также невыраженная фрустрация нередко может проявляться в виде навязчивых движений, психосоматических симптомов, сексуального возбуждения.
И это отнюдь не полный перечень, а всего лишь 5 примеров того, как может проявляться переполненность фрустрацией.
Но зачем нам об этом знать? Все просто - чтобы помочь ребенку с этим справиться:) Ведь когда мы напряжены, нам и самим больше всего хочется расслабления, и не всегда понятно, как этого достичь. Что уж говорить о ребенке. И вот что мы можем для него сделать:
1. Увидеть, что это фрустрация управляет ребенком, а не ребенок фрустрацией. Плохое поведение - не акт его доброй воли, не проявление избалованности и дурного характера. Это доступный ему способ выражения того, как он себя сейчас чувствует. Если это увидеть и признать, импульс перевоспитать, переспорить и переупрямить пройдет сам собой. Это автоматически сделает нас союзниками, а не соперниками.
2. Не создавать дополнительной фрустрации. Если вы видите, что ребенок теряет над собой контроль - знайте, что сейчас худшее время для педагогических практик. Иногда стоит порезать яблоки именно тем способом, на котором настаивает ребенок, и переиграть внезапную огорчившую его встречу в коридоре, но только при одном условии - не теряя своей ведущей позиции. Ведь можно уступить, «сдавшись», а можно уступить из великодушия.
3. Но все же если ребенок переполнен фрустрацией, это не означает, что ему ничего нельзя в этот момент запрещать. Запрет, при условии вашей поддержки и принятия, может быть хорошим поводом поплакать, сбросив таким образом напряжение, и адаптироваться к ситуации в бережных родительских руках. Но четких критериев, когда стоит разрешить ребенку, а когда продолжить стоять на своем, нет. Это решать вам - отчасти, прислушавшись к себе, отчасти - методом проб и ошибок.
4. Ну и конечно, не стоит пренебрегать профилактическими мерами. Ведь внимательно понаблюдав за ребенком, можно заметить, что его фрустрирует чаще всего. Возможно, в этих ситуациях нет нужды, и тогда их можно минимизировать. Например, кого-то могут сильно перегружать шумные, людные помещения, кого-то - отсутствие четкого режима, а кого-то общение с незнакомцами. Чем чувствительнее ребенок, тем больше у него возможностей фрустрироваться. Чем менее чувствительное окружение - тем меньше возможностей быть понятым и вовремя выведенным из фрустрирующей ситуации.
5. И раз уж мы упомянули о том, что фрустрация может проявляться на телесном уровне, стоит упомянуть и физические способы работы с фрустрацией. Среди них - релаксации, приятные поглаживания, игры на переключение мышечного тонуса. Некоторым детям очень нравится, когда это становится ежевечерним ритуалом. Вы только сами представьте, как может улучшить ваше настроение своевременный массаж, скажем, плечевой зоны, особенно сделанный руками близкого человека;)
автор Надежда Монастырская