О развивашках и развитии
РазмышлизмыЯ хочу поделиться своими мыслями-размышлениями о раннем развитии и "около РР".
Хочу сразу сказать, что не считаю себя специалистом в этой области (к РР отнесем также и воспитание), я основываюсь на своем небольшом опыте родительства. Скажу, что на сегодняшний момент нашей дочке почти 3 года, уровень её развития меня радует (и физическое и интеллектуальное, и эмоциональное). В тоже время я понимаю, что всего могло бы быть "больше и лучше", и здесь только моя инициативность и активность могут помочь. Я не скрываю, что мне очень важна мотивация, т.к в общем-то я ленивая мама.
Никто не идеален, я об этом помню, помните и вы - кто прочитает эти размышления.
На ББ основные для меня сообщества-вдохновлялки - это "Раннее развитие" и "Игры с детьми". И там, и там есть свои постоянные участницы, которые сыскали себе кое-какую репутацию развивательных мам.
Когда я попала на ББ, то несколько месяцев просто читала, читала, смотрела и удивлялась - вот молодцы! Речь идет о тех девочках, которые рассказывают о своих регулярных занятиях с детьми (моя категория пока была дети до 3-х лет). Я по хорошему завидовала, ну надо же, какая сила воли и терпение: готовить многочисленные материалы (часто глубокой ночью) и проводить занятия каждый день по плану. Я себя ругала втихаря за отсутствие этих качеств, но потом проанализировав поняла, что мы то тоже каждый день занимаемся всем понемногу: моторика, речь, новая информация, творчество, физические занятия. Да, без какой-то обязательной подготовки, хотя много материала я скачивала и распечатывала через Принтбук.ру (они меня до сих пор выручают).
Ближе к сути. Мамами, которые проводили и проводят (по их сведениям) регулярные занятия, я восхищалась. Многие "на заметке". Но есть один нюанс. Проглядывая записи в их дневничках, а также комментарии у них же в постах или их комментарии у других мамочек, я обратила внимание вот на какие особенности. Не у всех, но у тех, кто мне был интересен в подавляющем большинстве, на ряду с успехами их деток в овладевании какими-то способностями прослеживалось вот что.
Во-первых, в основном у всех деток проблемы с речью в той или иной степени. У большинства проблемы в умении самостоятельно играть, т.е. мамочки как-то в коментах стали жаловаться, что 2,5 летние дети не играют сами, требуют присутствие мам или же вовсе мало интересуются игрой. А ведь это серьезный звоночек. Причина? А причина проглядывалась все там же в коментах: мамы говорили, что им проще целый день давать какие-то развивашки детям, которые очень старательно выполняют всякие проводилки-заводилки, сидя за столиком, чтобы они были заняты. А за рамками этих "развивательных занятий" мамам было не удобно - ребенок сам придумать игры не может и не хочет, и приходиться придумывать мамам, чем бы ещё развлечь малыша или иначе он начинает "стоять на ушах".
Недавно был пост одной такой мамы, которая так радовалась, что ребенок наконец-то заиграл сам, а все потому что стал ходить в садик, т.е. там не занимают малышей круглые сутки, свободная игра там присутствует и фантазия мало-помалу проявляется.
Мои соображения, исходя из советов опытных мам, и опробованные на своем опыте, такие:
- ребенка нельзя занимать постоянно (вырабатывается пассивность, привычка, чтобы его все время развлекали другие)
- ребенку нужно давать поскучать, чтобы он сам стал что-то придумывать
- занятия обязательны, но они должны быть короткими (лучше по 5-15 минут 2-3 раза в день, это зависит от возраста, я думаю понятно, что от 1 до 3 этого достаточно)
- с ребенком надо играть (показывать разные сюжеты, возможности игрушек), только так он научается придумывать игры сам.
- наверняка ещё что-то, но мысли проносятся с бешеной скоростью, может вы что-то важное добавите.
Что касается нас. Говорить предложениями дочка стала почти сразу после двухлетия. Мама-папа начала говорить рано, словарный запас был вполне себе нормальный для её возраста. К 2,5 г я уже писала, так получилось, что начали играть в слова, она повторяла за мной: всеобъемлющий, экзистенция, квинтесенция, антлантический и др. Стихи рассказывала и рассказывает (мороз и солнце знает до "мрачных туч", спотыкается на строчке ... сомкнуты негой взоры...). Играла сама с довольно раннего возраста, то ли я активно показывала как можно играть, то ли игрушки были те, что надо, а скорее всего и то и другое. Ещё я заметила, как важны ребенку новые впечатления (услышанное, увиденное, прочитанное по возрасту), откуда он черпает все новые и новые сюжеты для игр.
Помня, что все неидеальны, думаю, что и у нас наверное есть какие-то недочеты, которые не бросаются в глаза мне. Впереди ещё трехлетие, все им очень пугают - кризис 3 лет, скоро узнаем, что за зверь такой.
Если у вас есть мысли в тему, прошу делиться.