Музыка
МузыкаСначала пара примеров из жизни, а потом выводы и мысли про музыкальное воспитание. Однажды мы со знакомой общались по Скайпу. На заднем плане её мальчик, скажем Лёва, маячил перед экраном большого телевизора и активно махал руками и приплясывал. Когда я присмотрелась, то увидела, что это чей-то концерт - яркая сцена, темный зал, с машущими руками людьми (на время нашего разговора она сделала звук очень тихо). На мой вопрос чем занят сын, она ответила: - Смотрит концерт Земфиры (???), он ёё обожает (???!!!). Я знала, что у отца Лёвы была любовь к Земфире с подросткового возраста. Сыну на тот момент было где-то от 1,5 до 2 лет. Знакомая добавила: - Гены не выкинешь (???????). Гены? Причем тут гены? Если вы слушаете З. и дома и в машине, что ещё будет нравится малышу? Напомню вам несколько строк из З.: -Брызги снега из-под колёс, в девочку разбитых витрин.... Я знаю все твои трещенки, уа-уа- а, е-е-е... Хватит, я думаю. Девочки, при этом я сама любила слушать Земфиру и могу иногда "слухануть" её и теперь, но мне за 30, к слову.
Второй пример из моего детства. Мне было где-то 13 лет и были мы в гостях у моей любимой бабушки в деревне. Вместе с нами там гостили ещё 3 её снохи, две мои двоюродные сестры и моя родная сестра. Ну и стали они русские народные петь, просто так, не за столом и не за рюмкой, не подумайте. Я сидела и нос воротила - мне 13 и я люблю песню "Ласточка" Н. Королевой (примитив ужасный). И пели они, надо сказать, очень хорошо, даже с многоголосьем, не имея никакого музыкального образования, потому что с детства слышали, и часто слышали, как поют мамы и бабушки. А вы знаете о терапевтическом эффекте русских народных песен? Я узнала об этом намноооого позже, и вообще, как взрослела всё больше тянулась к чему-то настоящему, не временному. Самое главное, что хотела сказать, что все эти песни, услышанные мной тогда, очень естественно отложились в моей голове, и по прошествии нескольких лет, я легко по памяти пела их сама, прослушав в записях буквально один-два раза.
Попробуем обобщить. Всем уже понятно, что тем, чем вы окружите ребенка, то и будет влиять на него, на его развитие (сейчас мы говорим только о музыке). Т.е. если вы прослушиваете, пусть даже каждый день, небольшую нарезку из классики, а потом включаете радио с попсой, то все это не впрок ( а ещё сколько всякой дряни льется из телевизора?). У нас нет телевизора, из принципа и уже давно. Я не хочу, чтобы на меня "выливали всю эту грязь", с появлением инета я могу выбирать сама что, когда и сколько раз смотреть.
Во время беременности и после рождения дочки почти каждый день слушали классику, в основном Моцарта (куда ж без него) и нарезку произведений, которые нравятся мне и были рекомендованы для прослушивания маленьких деток.
Моя дочь слышит попсу в основном из машин на улице. Я слушаю кое-что из попсятины по настроению через наушники. Нет, классическая музыка не звучит у нас постоянно, да это и не к чему (много мёда тоже вредно). Ещё слушаем детские песни, из мультов, некоторые народные. Понравилась тут дочке песня в исполнении Трио Маренич "Несе галя воду", там и про природу - цветочек барвинок, и что он вьется, и про интересные предметы быта - коромысло, что это за чудо чудное пришлось объяснять и на картинках в книгах искать. И, кстати про коромысло, дочке 1г 11 мес, играла в зале одна, я захожу спрашиваю, что делала? она :- вон-вон, коромысло, и показывает рукой. На подоконнике гимнастическая палочка, продетая под ручку контейнера от конструктора, вот вам и воображение.
Ещё ей понравилось (опять - ЕЙ понравилось, конечно я ставила сначала для себя послушать) Каприз № 24 Н. Паганини в исполнении Я.Хейфеца. Музыка потрясающая, но как ребенка заинтересовать? Я начала придумывать историю под музыку: вот птички воробышки прилетели, стали крошечки клевать, а вот кошка увидела воробышков, потянулась и стала подкрадываться, и ещё немного "бреда", а потом в конце поет соловушка, он поет грустно, потому что знает, что это прекрасный день заканчивается, но завтра будет новый и тоже очень хороший день, и совсем в конце начинают зажигаться звезды, сначала одна, две, три, а потом небо стремительно темнеет, и весь небосвод светится от звездочек. Знаете как дочке это понравилось? Когда я это придумала, она ещё плохо говорила, а теперь сама начинает говорить - это кошка, это соловей. И в чистом виде это не бред, а мои ассоциации от услышанной музыки. Это очень хороший способ "открыть музыку" для маленьких детей .
Ещё слушаем "Соловья" Алябьева, арию из "Царицы ночи". Мне очень нравится то, что делают ребята из "Пентатоникс". И Андреа Бочелли слушали. Всё без фанатизма, редко, да метко. Я, скажем прямо, плохо пою. Хотя слух есть. И эти экскурсы для демонстрации возможностей человеческого голоса. Поэтому желательно, чтобы малыш слушал и главное видел, как поют профессионалы, как рот открывают, как связки напрягаются. А какие красивые платья у оперных див? Разве не причина заинтересовать маленькую модницу?
Инструмента дома нет (некуда ставить, а так я умею немного играть и очень скучаю по фортепиано), но я планирую как будет тепло организовать в нашей музшколе персональный урок. Для ребенка 2 лет, думаю, вполне пойдет занятие около 15 минут, с демонстрацией возможностей пианино, а также возможностью малышки сыграть на нем свой первый шедевр. О нотах дочка кое-что знает, мы их рисовали, пропевали, слушаем простые сольфеджио для детей.
Кто не видел вебинары М. Казиника посмотрите обязательно (там же есть список рекомендованных им композиторов с произведениями). На ютюбе легко найдете по поиску. Очень фееричный человек, заряжает энергией, пересмотрела все его передачи "В свободном полете" и все его мастер-классы. Здорово! У него есть свой сайт, там можно узнать о его дисках с музыкой, созданных специально для беременных мам и маленьких деток. Вот от чего предостерегу, так это от покупки его книг "Тайны гениев". Там все так .... трудно даже слово подобрать, в общем там его, Казиника, ассоциации, и если вы не глубоко в искусстве, то "не надо Вася, не надо".
Что мы слушаем: 1. Моцарт для детей (на ютюбе легко найти), и отдельные его произведения
2. Вивальди "Времена года" и лучшее из Вивальди (ютюб)
3. А.Корелли (обратите на него внимание и советуйте его беременным подругам!) Гроссо концерто и есть Лучшее из Корелли (опять с ютюба)
4. Н. Паганини (дочке нравится)
5. Брамс "Венгерский танец №5" (можно посмотреть в исполнении Виртуозов Москвы, ой там Спиваков - красавчик, особенно в конце, работает человек с такой страстью) Профессию дирижер мы изучали на этом примере, дочка теперь "умеет" дирижировать.
6. Ф. Шопен Вальсы и Ноктюрны
7. И. Штраус Вальсы
8. К. Дебюсси "Лунный свет"
9. Сен-Санс "Лебедь" (посмотрите его в исполнении М. Плесецкой, вот вам и высокий балет и высокая музыка вместе)
10. А. Бородин "Улетай на крыльях ветра"
11. Н. А. Римский-Корсаков "Полет шмеля" (под него мы играли так, представляли что мы пчелки и, летая, ищем цветочки, у нас это были мячики, и вот мы летаем-летаем, садимся к цветку и собираем нектар, а потом несем в "улей")
И ещё другие произведения (что-то подустала писать. много букв).
В конце хочется сказать, чем сосуд наполнишь, то в нем и будет. Я понимаю, что мне никак не удастся сделать так, чтобы плохая музыка не вошла в детский мир (те же бум- бум из машин), но я так же убеждена - дай ребенку как можно больше понятий хорошего, а также понятия красоты, чтобы он узнал что это, а что такое плохо он сообразит сам.