Гармония выбора, другая Я или мой крайний пост в категорию «Методика Макато Шичида»
Пост получится очень длинным ,поэтому всех неравнодушных по старой традиции приглашаю!;) «Занимайте места»(с)
Update: Поднимаю апрельский пост по просьбам некоторых мам, прошу не судить строго.
Когда в жизни появляется ребенок, когда он уже научился ходить, в голове у мамы выстраиваются разные схемы времяпрепровождения совместных будней, что кроется в них -холодный пластик современных развивающих игрушек, одна из методик раннего развития или что-то чему нет конкретного определения, но чтобы это ни было если у мамы есть хотя бы немного свободного времени, то однажды этому хочется придать очертания. Какими они будут несомненно зависит от многого-от самой мамы, от образа её жизни, от увлечений и конечно, от её окружения. Когда я была вот таким прозрачным незаполненным сосудом, впервые столкнувшись с тем, что не знаю как занять дочку, чем увлечь её и как не ошибиться, я случайно наткнулась на тот самый небезызвестный мир redbirdliza, я довела систему до идеала в наших занятиях, но в тот момент я забыла о самом главном. О том, что кроме фотографической памяти, концентрации, скорочтения и отличительных умственных способностей есть еще необыкновенный внутренний мир ребенка и самой мамы..
Только тот, кто делал эти полноценные занятия знает, что это не просто всего 45 минут на то, чтобы отвлечь ребенка от привычных дел, от игры это колоссальная выкладка мамы, как психологически, так и физически. О, сколько ночей я провела в поиске и подготовке этих занятий,пособий для занятий, сколько сил я потеряла для того, чтобы просто быть рядом с моей девочкой, не думать о полезности нашего времяпрепровождения, а просто жить сегодняшним днем! …Заслуживает ли мой ребенок этих 45 минут занятия по Шичиде, приправленного маминой усталостью и ощущением какого-то ненужного давления и обязанности, которое подчас преследовало меня, как бы я его не отгоняла и не откладывала само занятие , однажды я просто поняла оно не нужно не моему ребенку , в первую очередь я сама его не хочу! Вот что я испытала , когда за спиной остались больше 30 полноценных Шичида занятий и с не один десяток сокращённых блоков...
Конечно в наших буднях несомненно было место простым играм, долгим прогулкам и баловству , но невозможно было отделаться от этого чувства Шичида необходимости, Шичида зависимости.
Этим постом я хочу дать возможность задуматься всем тем, кто подписан на это сообщество, на секунду остановиться и перестать нажимать рупор на посты с photo memory и бесплатными тематическими заданиями, перестать видеть вокруг только игры "с пользой".
Детство наших детей пролетает так быстро , пусть в нем будет больше места для этого самого детства -волшебного , беззаботного, озорного и очень трогательного.
Еще раз о Лизе, я искренне восхищаюсь этой супермамой, которая помимо своих занятий и безумно крутых идей для игр успевает не только все это реализовывать , но еще и рассказывать нам! Но я так не умею. Поэтому Шичида не для меня. Все мои комплекты, которые достигли таких объемов, что их реально стало разделить на 4, сейчас на продаже.
Я часто думаю о том, что если бы в свое время я не была бы обременена этим неустанным поиском, которым страдает очень большое количество мам, я бы относилась к Шичиде по-другому. Но вот этот самый нескончаемый поиск и систематизация довела меня ,как истинного перфекциониста до полного отчаяния!
И очень вовремя.
После того, как я узнала о методе рисования по Цвелику, когда акварель вытеснила привычную гуашь, я узнала немного больше о неизвестной ранее мне Вальдорфской системе. Замечательная мама Елена Гринталь и ее группа в контакте-источник необыкновенной энергии! ссылка на группу
Приведу взятые оттуда небольшие цитаты на ваше размышление:
«Для своих детей я выбрала:
- здоровый жизненный ритм (дня, недели, года);
- экологически здоровую развивающую среду;
- развитие творческих способностей через свободную игру и различные виды художественной деятельности (рисование, лепка воском, глиной, шитьё кукол, рукоделие, изготовление подарков своими руками, поделки из натуральных материалов);
- воспитание через подражание;
- переживание кругооборота года через праздники»
« В течение первого семилетия человек направляет свои душевно-духовные усилия на формообразующую деятельность в отношении своих внутренних органов, которая началась в период внутриутробного развития и продолжается приблизительно до 6-7-летнего возраста. И если в этот период родители или воспитатели ребенка способствуют его ранней интеллектуализации, то, силы на эту интеллектуальную деятельность, которая в первом семилетии еще не является обусловленной уровнем психического и физического развития ребенка, отвлекаются как раз из этой формообразующей деятельности»
«Детство - уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста»
«Природа, созданная Творцом, не могла быть создана глупой. Феофан Затворник, Иоанн Богослов, Леонардо да Винчи, Тициан, Аристотель, Сенека, Кант, Достоевский, Пушкин и тысячи других Великих имён, гениальных людей, людей творческих, мыслителей, богословов выросли без методик раннего развития, без айпадов, без телевизора, без многоразовых раскрасок, без тотального засилья пластика! »
«Не нужно зацикливаться конкретно на следовании вальдорфской педагогики или какой-либо другой. Изучаем достойную литературу, первоисточники, синтезируем и естественно вплетаем в жизнь семьи то, что нам откликается и хочется выполнить, и по силам.»
«Воспитание детей и направлено, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, на воспитание самого себя.»
«Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их»
«Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка - рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции»
«Смысл домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданным, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.»
«ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВОМ.
Вальдорфская педагогика меня увлекла: мы осваивали рукоделие и творчество. Что раньше мне было совершенно не свойственно. Творчество, как оказывается, питает женскую душу. Это необходимая женская медитация для уравновешивания ума и эмоций. А работающая женщина часто не занимается творчеством, так как у неё уже не хватает на это времени и сил. С детьми я освоила: шитьё игрушек и кукол, декупаж, лепка их пластичной глины, изготовление открыток, изготовление народных и новогодних игрушек, декор подсвечников, ваз, витражи, мыловарение, изготовление интерьерных вещей, плетение мандал и ковриков. Творчество стало неотъемлемой частью моей жизни
Детям необходимо творчество и то, что благодаря тому, что дети весь день со мной, мы этим творчеством занимаемся ежедневно.
РАЗВИТИЕ САМОДИСЦИПЛИНЫ.
Занимаясь с детьми по вальдорфской методике, растёт самодисциплина. Когда дети дома, приходиться соблюдать режим дня (хотя мне больше нравиться живое слово «ритм», основанное на вдохе и выдохе). Ритм: есть в одно и тоже время, спать вовремя, вовремя гулять на свежем воздухе и переключаться так, чтобы вдох чередовался с выдохом. Ритм дисциплинирует, даёт ощущение, что ты всё успеваешь, уходит суета, и когда ты всё успеваешь, тогда появляется место для творчества. Ритм нужен во всём: ритм дня, ритм недели, ритм года, ритм питания.. Без чёткого ритма дети капризничают и сводят с ума. Всё должно быть чётко, по расписанию. Вдох плавно перетекает в выдох. Вдох -это дела, которые требуют от ребёнка дополнительных напряжений и усилий (приём пищи, занятия, игры, организованные взрослыми, чтение сказок), и выдох, расслабление (свободная игра, прогулка на свежем воздухе, сон).
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.
Деток хочется накормить самым лучшим и полезным. Вот и начинаешь читать, изучать, что значит самое полезные. Вальдорфская педагогика также говорит о важности питания натуральными цельными продуктами.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
ОТКАЗ ОТ ТЕЛЕВИЗОРА. Благодаря детям и вальдорфской педагогике, мы перестали смотреть телевизор и высвободилась целая куча времени и энергии.
РАСКРЫТИЕ ЖЕНСКОЙ СУТИ И ПОНИМАНИЕ ИСТИННОГО ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ.
Истинное счастье женщина может ощутить, только отдавая любовь мужу, детям, наполняя дом любовью и теплотой, занимаясь творчеством
РАСКРЫТИЕ БЕЗУСЛОВНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. Никто так не учит безусловной любви как твои собственные дети.. Ты отдаёшь своему ребёнку свою энергию, время, заботу, тепло, любовь абсолютно бескорыстно, не требуя ничего взамен. Прощая все его ошибки и проделки, принимая его таким, какой он есть. Бог через детей учит нас божественной любви, бескорыстию. Когда мне кажется, что я устаю от детей, я задаю себе вопрос, почему тогда Бог не устаёт от нас, ведь мы его дети. Потому что Бог полон любви и гармонии. И если мама гармонична и полна любви, её собственные дети не могут быть ей в тягость, они делают её счастливее день ото дня.
ПОСТОЯННОЕ ВНУТРЕННЕЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дети вырастаю такими, каким является его воспитатель. Поэтому необходимо постоянно самовоспитываться и развивать в себе благодарность, прощение, принятие, внутреннее равновесие, доброжелательность и любовь к людям, миру, Богу.
Маме надо брать себя в руки, выравнивать себя, находить приоритеты, ставить цели и заниматься своим развитием на всех уровнях: физическом, социальном, интеллектуальном, духовном, развитием своей истинной внутренней женской сути, а это гибкость, терпение, смирение, доброта, прощение, безусловная любовь.
«РАЗВИТИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЛАГОДАРНОСТИ
Мне очень нравиться в учении Штайнера его последовательность развития чувств: Благодарности, Любви и Долга. Как он пишет: до 7 лет - в детях необходимо развивать чувство благодарности. Это основа, на которую уже ложится развитие чувства любви (от 7 до 14 лет), если оно сформировано тогда с 14 до 21 года - необходимо развивать чувство долга. То есть, если не сформировано чувство благодарности, то в ребёнке никогда не зародится чувство любви: к людям, к миру, к Богу.
Остановимся поподробнее на чувстве благодарности, так как наша группа в основном рассматривает дошкольное воспитание.
Быть благодарным значит испытывать признательность за все, что даётся.
Быть благодарным - значит говорить «СПАСИБО» за всё хорошее. Это значит ценить все те простые вещи, которые окружают тебя.
Быть благодарным значит восхищаться красотой окружающего мира и воспринимать все проявления жизни как дар Божий.
Как это проявляется в повседневных действиях.
Самой первое, это благодарственные слова перед едой. Пусть это будет молитва вашего вероисповедания, или просто слова благодарности. В нашей семье мы благодарим так:
Благодарим тебя земля, что ты всё это родила,
Спасибо тебе солнышко, что ты всё это вырастило,
Спасибо тебе наш дом, нам так хорошо в нём,
Спасибо всем, кто это приготовил.
Приятного аппетита!
Дети после этих слов обычно успокаиваются и начинают спокойно кушать.»
«Вальдорфские кубики соединяют в себе много интересных качеств, помимо того, что сделаны они из цельного массива дерева, что многогранно влияет на тактильную сферу ощущений и сохраняет теплоту первозданного природного материала, они еще и крайне несимметричны, тем самым восполняя дефицит живого изначального, природного, неправильного по форме, по которому мы так скучаем в параллельно-перпендикулярной городской жизни. »
«Ритм, повторяющийся изо дня в день, с минимальными изменениями в порядке следующих друг за другом событий, призван в вальдорфской педагогике обеспечить детям чувство стабильности и защищенности, придать им уверенность, что в этом ХАОСЕ внешнего мира порядок СУЩЕСТВУЕТ»
«Если родители дают детям СЛИШКОМ много впечатлений/книг/занятий/незнакомых людей вокруг/шума/громкой музыки/беспорядка в вещах/множества игрушек/ярких, кричащих расцветок/ненормальных рожиц на обоях, игрушках и прочем - ребенок не в состоянии это адекватно "переварить". А ритм дня с его плавностью, текучестью и постоянством призван это полноценное переваривание обеспечить. Ребенок только постепенно привыкает к тому, что каждый день будет примерно таким же, как предыдущий. Ему не страшно, он спокоен, он знает, что родители его не подведут. Всем известно, что дети могут слушать одну и ту же сказку по 10 раз, когда родители уже замучились ее рассказывать. Вроде бы ребенок и слова-то все в сказке знает, а просит. Казалось бы зачем? Затем что ему жизненно нужно это постоянство, хотя бы в сказке.»
«Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни»
«Основные принципы вальдорфской педагогики:
• Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет
• Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механическиеигрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре..
• Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
• Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка - является свободная игра. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
• Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Ритм недели состоит из чередующихся занятий - в понедельник дети рисуют, во вторник - лепят из воска, в среду - занимаются прядением, в четверг - пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий - весной дети делают грядки на садовом участке, летом - плетут венки из цветов, зимой - лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
• Занятия. в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
• Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.»
«Первый этап (с рождения до 2-3 лет).
В это время развивается нервно-чувственная система. Говоря о системе чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мы должны понимать, что малыш - единый орган чувств, без явной дифференциации от функций органов. Любой яркий цвет, резкий звук, сильную эмоцию он воспринимает всем своим существом. То же касается развития и нервной системы. Происходящее в это время в ребенке недоступно для посторонней воли. Ведь именно в эти годы ребенок встает, начинает ходить, говорить. У него и развивается таким образом душевное качество, которое мы называем ВОЛЕЙ.
Поэтому так важно не навязывать волю взрослого!»
«РЕБЁНКУ НУЖНА ДЕЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАМА!
Что важно ребёнку до 7 лет? Иметь пример для подражания, то есть видеть родителя, который занимается каким-либо полезным делом, и ребёнок, наблюдая, будет перенимать опыт. Желательно, чтобы родитель был при этом довольным, радостным, вдохновлённым, удовлетворённым результатами своей деятельности. Чтобы мама или папа делали своё дело с удовольствием, тогда ребёнок впитает любовь к труду, порядку, творчеству и т.д.
Поэтому так важно, чтобы мама выбирала творчество для себя!!! И не думала, будет ли её ребёнок этим заниматься. Да в первый раз может и не будет, и во второй и может в пятый не заинтересуется. Но ребёнок будет наблюдать, впитывать. А потом наступит и его время. Именно этим меня и заинтересовала вальдорфская педагогика. Там нет искусственных занятий, типа давай сделаем аппликацию, что-нибудь поразукрашиваем, повырезаем. Нет ситуаций, когда родитель играет в детские игры. Родитель должен заниматься взрослыми, интересными для себя делами, а ребёнок всё и так усвоит.
Ищите, что вы любите, что вас вдохновляет, питает вашу женскую душу. Каждая женщина может найти что-то интересное. Ведь женщина не может жить без творчества, это даёт ей огромный прилив энергии. Что-нибудь создавать, творить - это великая радость!»
«СТОЛИКИ ВРЕМЁН ГОДА.
Для чего нужен такой столик:
1. Помогает ребенку, да и взрослым тоже, жить в определенном годовом ритме.
2. Помогает детям лучше прожить изменения, происходящие в природе - учит подмечать малейшие движения природы.
3. Это место в доме, в котором всегда можно разыграть сказку или интересную историю.»
Я очень люблю вспоминать Ш.Амонишвили, на своём семинаре он сказал : «Когда рождается ребёнок, он заставляет нас жертвовать. Меньше развлекаться: ходить в гости, театры и т.д. Ребёнок этого требует. Но мы не хотим жертвовать. Нам себя жалко. В этой жалости теряется истина воспитания. У птиц и то больше истины воспитания, чем в нас. Когда они высиживают птенцов, они не страдают от того, что не могут больше свободно летать».
«В вальдорфской педагогике все, что ни делается, исходит из существа ребенка. Фантазия, благодаря которой происходит не только развитие головного мозга и памяти, но и закладывается основа логического мышления, формируются привычки и основы характера. Выбираются такие виды изобразительной деятельности как живопись мокрым по мокрому, пластицирование из воска. Именно из воска, так как воск является продуктом ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ пчел и как репрезентант побуждает деятельность эфирных сил ребенка.
Я не педагог, не идеолог, я просто Мама, которая хочет самого лучшего для той Души, что выбрала меня на эту роль. Мне очень важно сохранить в моих детях чудо свободного проявления воли и творчества, чтобы они никогда не теряли своего ощущения Пути. Мне важно воспитывать только своим примером в соответствии с законами и ритмами природы, потому что это единственная гарантия поддержания духовного и физического здоровья. Я, держа ребенка за руку, хочу знать когда надо отпустить..Все это мягко и органично дает Вальдорфская педагогика, к которой я только только прикоснулась, и еще мало что поняла разумом, но душа моя радуется и это необходимо и достаточно."
Спасибо, если дочитали цитаты до конца!
В качестве поскриптум
Вот такие книги на продолжение темы:
- Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок».
- Галина Дайн «Детский народный календарь»
-Детский год. Руководство к изготовлению поделок и одежды для детей и взрослых и вторая книга: Круглый год. Книга праздников года
Авторы: Стефании Купер, Кристина Файнес-Клинтон
И вот такие вдохновляющие мамы, спасибо им огромное!
Даша- DaraBek,
Инна (читать с сааамого начала)
и вот такой интересный пост
когда я читала- наполняла душу теплом, гармонией! до краев!
Как давно не проявлялся во мне этот заряд творческой энергии, как спрятался он испугавшись моих ночных бесконечных вырезаний и раскладывания по пунктам интуиция/пазлы/лото…
Когда не хочется слепо копировать и успеть до трех лет, а остановиться, вздохнуть полной грудью, выдохнуть и с новыми силами, с новой энергией и только так, как хочется именно вам -найти себя в творчестве и монотонных буднях!
Всем лучиков добра, вдохновения и удачи!
* * *
Дайте детям наиграться,
Вдоволь, досыта, не вкратце.
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку, раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов сразмаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите!
Зря за шалость не корите,
Ни родитель,ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
(с) Меньшикова И.М.