садик вальдорф
Картина маслом: захожу в комнату, а там... Какие-то сооружения, накрытые покрывалами, замки-домики из стульев, корабли-машинки из ящиков и корзин, пол усыпан шишками и палочками. Среди всего этого ползают, бегают, прячутся и что-то свое делают десяток детей...
Это я попала во время свободной игры. Я решила, что они просто живут в таком бардаке, потому что убрать все это нереально.
И тут звонит колокольчик и воспитатель поет песенку, что пора убирать игрушки. И дети (реально дети, воспитатель только иногда направляла заигравшихся, говорила что именно взять и куда убрать) минут за 10 разнесли всю эту огромную кучу вещей по местам. Причем, у каждой вещи свое место, тряпочки аккуратно сложены, куклы в кроватках и тп. Старшие помогают мелким, руководят ими. Каждый делает что по силам.
И никаких сожалений о разрушенной сказке, они знают, что завтра будет еще.
А потом, после уборки - угощение (курага и яблоки) тем, кто хорошо убирался (по факту - всем :))
Основная фишка в том, что дети приучены к определенной последовательности: занятия - игра - уборка - угощение - прогулка... И у них в принципе не возникает вопросов - зачем?
И еще помогает то, что воспитатель рядом и участвует в процессе.
И то, что они знают, где что лежит