Книгочей
А знаете ли, как называют человека, который много и с удовольствием читает? Оказывается - "книгочей"! Это слово означает -
"любитель книг", "книжник" или "любитель знаний", произошедшее путём соединения двух слов - "книга" и "очи".
Сегодня Маша расскажет о том, как научить ребенка книги любить 💕
Статья, которую нужно прочитать
Английский писатель Эйдан Чамберс много лет проработал школьным учителем и изучал детское чтение. Как дети учатся читать и получать от книг удовольствие, а потом осмысливают прочитанное. Чамберс написал «Расскажи» и «Пространство чтения» больше 20 лет назад. Обе книги (под одной обложкой) вышли на русском языке в издательстве «Самокат». Мы публикуем главу о времени на чтение.
Читатель читает про себя. И на чтение ему нужно время. Если взрослый хочет, чтобы ребёнок стал читателем, ему надо дать условия для самостоятельного чтения. Несколько лет назад писатель Джон Вернер назвал основные правила времени на чтение.
- Ребёнок имеет право сам решать, какую книгу он выберет и с какой скоростью будет её читать, при этом книга должна соответствовать уровню ученика. Есть достаточно сложные книги, которые требуют от читателя постоянного усилия.
- Ни одному учителю не под силу заранее оценить, какая книга в точности соответствует интеллектуальным и эмоциональным запросам конкретного ученика. Поэтому книг придется перепробовать много.
- Нельзя пускать чтение на самотек и задавать его на дом. Не в каждой семье чтение является частью образа жизни. Телевизор, DVD и компьютерные игры - со всеми их достоинствами - серьезно снизили желание детей приобрести привычку долго и вдумчиво читать, особенно в тех семьях, где и раньше читали мало.
- Учителю порой стоит воздержаться от оценочных высказываний по поводу книги. Если с учителем возникли разногласия, то у ребёнка может пропасть всякое желание читать книги, а в больших классах учитель редко успевает распознать такую проблему вовремя. Бывает также, что отвращение к книгам достается детям в наследство от предыдущего преподавателя.
- Учителю нет надобности читать все книги, что выбрали его ученики. Если дети читают только то, что приказал учитель, то у них будут ровно такие же вкусы, как у педагога, тогда как им необходимо вырабатывать свои собственные
- Если ребёнок увлекается низкокачественным чтивом, этот факт надо взять на заметку и во внеурочное время постараться решить эту проблему.
- Многие великие писатели с ранних лет читали самые разные книги, и «блюда» в их «меню» были подчас совершенно случайными.
- Ребёнку надо учиться принимать решения. Дайте ему право отказаться от книги или, наоборот, принять ее. Так он быстрее станет требовательным, чем если бы сам учитель указывал, какая книга хороша, а какая нет.
Вернер подчеркивает, что в детстве и юности необходимо читать много и регулярно, иначе вряд ли из ребёнка вырастет настоящий читатель.
Как часто надо детям читать самостоятельно?
Очень хорошо, если у учеников после занятий есть время на самостоятельное чтение по собственному выбору. Мудрые родители скоро поймут, что дети охотно читают сами на выходных и каникулах.
Как долго ребёнок может читать?
Ответ простой: пусть читает, пока держится внимание и интерес и… ещё чуть-чуть. Есть, разумеется, и другие ограничители. Но, разумеется, время на чтение зависит от самых разных факторов. Очень маленькие дети не могут долго удерживать внимание, а дети постарше могут. Дети из читающей семьи обычно сами себе «задают» книжки, они усидчивей своих ровесников из нечитающих семей. В хорошо оборудованных классах, при налаженном учебном процессе дети будут читать дольше тех, кому не повезло с учителем (в этом случае чтению мешает установка) или вынуждены учиться в неуютном, неприспособленном помещении (в этом случае чтению будет мешать обстановка).
Не надо ждать быстрых результатов, если в школу пришел новый учитель и приучает к постоянному самостоятельному чтению учеников, которые до этого никогда не читали самостоятельно. К чтению их надо приучать постепенно. Для первого раза можно объяснить, как изменятся занятия, и сразу что-нибудь почитать детям вслух. Это всегда сближает и настраивает на определенный лад. После чтения вслух дети могут сами выбрать книгу и читать ее самостоятельно. Сначала на самостоятельное чтение можно отвести небольшой отрезок, потом постепенно увеличить его. Как только дети привыкнут читать самостоятельно, необходимость чтения вслух для затравки отпадет. Тогда на чтение вслух можно будет выделять другое специальное время.
Час молчаливого чтения
Это время, отведенное для чтения про себя. Ничто не должно нарушать тишины во время этого часа. Учитель не должен проверять, как ученики работают, или слушать, как они читают вслух, или ходить по классу по своим делам. Надо сказать, дети с большей охотой выполняют то, что от них требуется, когда взрослые считают это занятие чрезвычайно важным делом и делают его вместе с детьми. И лучше, если во время часа чтения учитель сам откроет книгу и сядет за стол.
Еще информация на тему чтения тут:
#читаемсдетьми
Статья опубликована на сайте