отчет по тематическим занятиям "Ткачество и баня"
разные тематические занятияНачали мы со сказки «Крошечка - Хаврошечка».
Когда прочитали (у нас в книжке на картинках хорошо рулоны ткани нарисованы) поговорили о тканях, о прядении. Я выясняла, что дочь знает, понимает на эту тему. Оказалось немного.
Изучали разные ткани: лен, хлопок, бамбуковую ткань, шерсть, шелк. Рассказала, что из хлопка или бамбука и даже льна можно соткать разную ткань. Обратили внимание, что ткань может быть из одного исходного материала (например хлопок или бамбук), а типы ткани получаются разные: Например, из хлопка делают: махровую ткань, бязь, ситец, штапель, джинсовую ткань, байку, фланель, вельвет, бархат, велюр, гобелен, дерюгу, марлю, мешковину, трикотаж. Из бамбукового волокна делают: гладкое полотно, махровые полотенца, трикотажные изделия.
Сравнили хлопковые и бамбуковые махровые полотенца, простыни, трикотажные изделия.
Потом показала другие ткани: шелковые (крепдешин, атласный шелк), шерстяные ткани (мохер, драп, вязанная шерсть, костюмная шерстяная ткань, войлок) Посмотрели информацию на компьютере: http://vidy-tkanej.ru/material/7-sherst.html. Ну и ненатуральные материалы (тюль, флис, вискоза, гипюр, парча).
В общем, перебирали все, что в доме нашлось. Объясняла, что есть еще много других тканей. Дочке было интересно. Она легко включилась в игру: описать ткань, определить из чего сделана (хлопок, лен, бамбук, шелк, шерсть или ненатуральная, смесовая ткань). Названий конечно много не запомнила, но у меня и цели такой не было. Что понравилось запомнила и научилась описывать: гладкая, мягкая, жёстче, тонкая, плотная, мохнатая и т.п. Шелк у нее традиционно «ласковый». Сынуля тоже участвовал: трогал, мерил, повторял за нами слова. Поиграли:
Тяни холсты на покроичку,
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни-тяни, потягивай
Да поперек покладывай!
Подергали из тканей нитки. Посмотрели структуру ткани. Я рассказала, что ткань из одного и того же исходного материала получается разной и за счет того, что нитки могут быть по разному обработаны (толстые - тонкие) и за счет разного способа переплетения нитей. На примере гобелена показала, что может быть сочетание толстых и тонких тканей.
Нитки изучали и соотносили с материалом (х\б, шелк, шерсть, вискоза). Тима тоже участвовал: дергать и перебирать ниточки ему очень понравилось. Потом разложили для него разные кусочки ткани по цветам, а он катушки ниток в кучки добавлял.
Посмотрели мультфильм «Ситцевая улица» Там хорошо процесс преобразования хлопка в ткань показан. Когда дети смотрели дала им в руки вату и объяснила, что это и есть хлопок. Посмотрели видео о хлопке: http://www.youtube.com/watch?v=J3vycz6QJOc
Попробовали сделать ниточку из ваты.Почитали одну из любимых книг: «Кротик и шташишки». У нас дома есть сухие веточки льна с семенами и мы в начале осени для интереса сажали их в горшки. Еще раз раскрыли коробочки с семенами и посмотрели наши всходы. Вспомнили, какие летом голубые цветочки были.
Посмотрели видеорассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» http://www.youtube.com/watch?v=hSaNHcIZXBQ
Рассказала, что раньше пряли нить на прялке. Показала картинки с прялкой, веретеном. Еще есть хорошие картинки здесь: http://rodnaya-tropinka.ru/iz-chego-sdelana-odezhda-kak-rubashka-v-pole-vy-rosla/. Посмотрели соответствующие теме и иллюстрации в книге «Как у наших у ворот» изд. Белый город. Вспомнили, в каких еще сказках встречается веретено и говориться про ткачество. Лида пришла к выводу, что это дело «девиц-красавиц».
Поучились вертеть «веретено».
Вспомнили сказку «Дикие лебеди». Спросила дочь, хочет ли она узнать, как Элиза рубашки из крапивы делала? Да! Посмотрели видео. Кудель и пряжа из крапивы: http://www.youtube.com/watch?v=XfovzAu2dZ0
Поучились скручивать нить.
Дочь вспомнила еще одну сказку: «Хитрый коврик» Е. Пермяк. Там процесс преобразования крапивы в коврик описан.
Попробовали прясть.
С первым слоем нитей довольно быстро дочь освоилась, а второй не могла понять. Сделали коврик из бумаги. Тут конечно проще для нее оказалось, но все равно мне ей подсказывать надо было (как графическй диктант получился). Принцип она поняла быстро, но вот проконтролировать себя, чтобы не ошибаться, это нам наверно пока рано. Но все же сделала с интересом и папе продемонстрировала с гордостью.
Опять приступили к «настоящему ткачеству». Сложно.
Поговорили о том, какой это трудоемкий процесс. Рассказала, что ткать начинали на Руси в деревнях осенью, примерно в то же время, что и у нас сейчас (октябрь - ноябрь). После сбора урожая. Рассказала дочке, что сейчас ткут на ткацких станках, на фабриках. Посмотрели фотографии старинных станков и современных.
Поучились вязать крючком воздушные петли. Самостоятельно пока получилось сделать только несколько петель.
Зато теперь Лида не путает понятия: шить, вязать, ткать, прясть. Сделали вот такую открытку:
Вспомнили сказку «Василиса прекрасная, ту, где ей куколка все время помогает. Решили сделать «такую куколку» в подарок одной девушке (она с Лидой летом играла). Показала Лиде, как должна выглядеть кукла, рассказала, почему у нее много рук, из чего ее надо делать. Но дочь наотрез отказалась делать из сантехнического льна (специально для этой цели купили как и рекомендовано на сайте). Этот лен дурно пах навозом. Под рукой другого льна в нужном количестве не оказалось, а вымачивать и сушить долго, решили сделать из шерстяной пряжи, а лен потом попробовать вымочить. На куколку ушло 4 дня. Зато потренировались с узелками, плетением косички и я показала, как кроится материал (сначала выкройка бумажная, потом на ткань переноситься). Девушке куколка понравилась.
Всю неделю слушали и плясали под диск «Русские народные песни» серия Радуга любимых песен ООО ВИМБО.
Читали русские народные сказки с иллюстрациями И. Билибина, Н. Кочергина, Е. Михалиной. Читали и рассматривали Энциклопедию детского фольклора «Как у наших у ворот», рассматривали картины С. Соломко. Посмотрели презентацию. Лида выучила новые названия: косоворотка, сарафан, кафтан, нательная рубаха, ярмак, картуз, папаха, кушак. Посмотрели книжку с наклейками «Одежда со всего света». Лида ее давно уже всю наклеила, но я сохранила. Обратили внимание, какие разные национальные костюмы у разных народов.
Сделали для бумажной куколки (осталась от занятий «Феи и Эльфы осени» от Софьи) рубаху белую и сарафан красный. Спросила у Лиды, чего не хватает. Узоров. Я рассказала Лиде, что девочек казачек (она любит казачьи песни) с 5 лет учли вышивать. Показала узоры. С «найди пару» Лида, конечно, легко справилась, и Тима после обучения смог найти пару. Посмотрели еще узоры в интернете. Рассказала Лиде, что люди верили в защитную силу этих узоров и каждый узор имеет свое значение, кроме того, по вышивкам можно было определить из какой местности человек. Нарисовали узору на рубахе и сарафане.
Поговорили, для чего нужен передник (фартук). Долго пытались научиться рисовать предложенные узоры. И карандашом и кисточкой. Но как-то не пошло. В итоге сделали три передника: два с узорами, которые надо было рисовать кисточкой и один с узором «Змейка».
Впервые дала Лиде иголку с ниткой. Попробовали вышивать. Ей очень понравилось! Лида решила, что она теперь «рукодельница».
Выучили русскую потешку:
Иголка, иголка,
ты остра и колка.
не коли мне пальчик,
шей сарафанчик!
Тима тоже в стороне не остался, взял свои «иголку с ниткой и уселся бусы делать. Фотку постеснялась вставить. На штанах пятна от проторгола.
Почитали рассказ Л. Толстого «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить»
Сделали бантик из атласной ленты. получился такой миленький, напоминающий бархотку. Рассказала Лиде что такое бархотка, она тут же притащила картинку с Диснеевской Золушкой. Нарядились, сделали прическу и пофотографировались.
Пушистый шарик у нас не получился. Что-то мы не правильно сделали, но Лида переделывать не захотела. Дети поиграли с Тимой тем что получилось и я предложила им сделать куколку на чайник. Рассказала, зачем они нужны. Лида сама собрала юбочку (после обучения).
Тематическое занятие «Баня».
Лида помнит как в бане мылась, а Тима никогда не видел растопленной бани, зато он всю осень помогал деду ее ремонтировать. Посмотрели мультфильм из сериала Капитан Врунгель про то как они в бане парились. Там песенка веселая про баню. Построили баню и сарай для дров. Все как полагается: и предбанник и парная и моечная. Внизу дрова, вверху камни. Тима возил и строительный материал и дрова.
Дровами были и настоящие веточки (все делили, кто больше поломает) и из бумажек. Лида резала и скручивала, а чиркать Тиме доверили. Рассказала как правильно печь затапливать, сложили костерок на улице. Вспомнили дерево березу: какие листики, какой ствол. Про веник рассказала. Рассказала, что в бане не только моются, но и оздоравливаются. Рассказала про баню по черному. картинки с интересом оба рассматривали и баней по черному Лида заинтересовалась. В первый день играла в основном Лида, а Тима наблюдал. У нее там принцессы - подружки парились со своими принцами. Всех она чаем поила, спать после бани укладывала. В ванне то же играла. Я ей веник из петрушки предложила.
А на следующий день я куколку стирающимся фломастером намазала, Тиме показала и стишок рассказала «Девочка чумазая" (А. Барто и П. Барто). Тима как увидел куколку испачканную так сразу изъявил желание ее помыть, но стишок его тоже заинтересовал, так что сначала первую часть дослушал, а под вторую мыть стал. И веничком ее подлечил и водичкой окатил и чаем с крендельками напоил.
Детей то же после ванны чаем поили. В первый день настоящим, русским Иван - чаем со смородиновым листом. На другой день я им предложила «чай моей бабушки». Ягоды, заваренные кипятком. Вот и повод появился рассказать им о моей бабушке, которую они никогда не видели. Рассказала, что веселая была, что научила меня песни петь, которые теперь Лида любит и распевает, что у нее были самые вкусные блинчики и оладушки, что только такой чай она и пила.
Спасибо большое за идею и материала. Нам очень понравилось.