Серёжка: обо всём понемножку
СерёжаЗаканчивается медкомиссия к садику. Если всё нормально будет, поведём Серенького туда в октябре. И сейчас про него хочется всё записывать и записывать - ведь потом он будет меняться не у меня на глазах, а на виду у какой-то чужой тётки и оравы ребятни. Так что этот пост - просто сборная солянка о Серёже: что-то давно отдельными строчками в черновиках валялось, о чём-то напишу подробнее...
Книжки, пакадил и пабезянка
Чтение книжки на ночь - обязательный ритуал. Да и на дневной сон укладываю, прочитав пару-тройку стихов/рассказов/поэм/повестей/собраний сочинений. Повадился и "сам" читать: частенько затихарится в комнате, в своём "читальном уголке" на кровати: "Мамочка, я сам читаю! Не мешай!"
Ещё на ночь частенько после книжек просит рассказать историю "Пакадила" (=про крокодила) и "Пабизянку" (=про обезьянку). Это самосочинённые сказки, с достаточно маразматичными сюжетами. Как правило, крокодилы всё время разные - со смешными именами, они путешествуют и встречают на пути других крокодилов, птичек, черепах и прочую живность. Истории про безымянную обезьянку более нравоучительные, привязаны к событиям прошедшего дня (например, история о том, как обезьянка зашла в глубокую лужу и промочила ноги, так что потом заболела и т.п.), чаще всего с одной моралью: "Видишь, как плохо быть непослушным" - в общем, занудные, но почему-то Серёге нравятся.
Загадки
В "Школе чтения" дали чудесное задание: придумать для малышей загадку. Ну и вообще познакомить своих детей с этим видом игры. Загадка у меня придумалась сложная и многословная, но всё-таки решила попробовать её загадать:
Вот красивые ребята -
Будто палочки стоят.
Скучно стало? Значит, надо
Их позвать порисовать.
Посмотри: они снимают
Свои шапки-колпаки,
На бумаге оставляют
Разноцветные следы.
Объяснила, как могла, Серёже, что такое загадка, что ему нужно будет ответить на вопрос, про что это стихотворение. Это было сразу после того, как он заявил, что собрался рисовать фломастерами, поэтому теплилась надежда, что вдруг отгадает. Не сбылось, зато я повеселилась над нашим диалогом.
- Понял, что это?
- Это загадка.
Хммм, не поспоришь.
- Да, загадка, но про что?
Ещё раз читаю стихотворение с пояснениями...
- Ну так про что эта загадка?
- Про ребят. Потому что их много.
- Ну вот смотри, что у меня в руке?
- Фломастер.
- Он похож на палочку?
- Да.
- Ты им можешь рисовать?
- Да.
- Мы когда хотим порисовать, колпачок у фломастера снимаем?
- Да.
- Так про что загадка?
- Про ребят.
Ладно, меня предупреждали, что загадки - это занятие всё-таки для более старших детей.
За обедом решила попридумывать попроще - без метафор, просто с разной степенью прозрачности описывала предмет, например: "Висят на стене, тикают, что это?" - "Часы". Ну и так далее. Дело пошло лучше, Серёга понял, что от него требуется, а я выяснила степень сложности, которая ему под силу. Так Серёжке понравилось, что он ходит и просит теперь у меня загадок.
Логика, конечно, у него своеобразная: загадала как-то про Митьку - описала его примерно так: "Сидит сейчас на столе, ложками кидается и пищит". - "Это мышка!" В общем, познания и опыт Штирлица (запоминается чаще всего последняя фраза) при общении с Серёгой будут не лишними.
Очередное рифмоплётство
Продолжает подбирать рифмы к словам. Иногда дурацкие:
- Тут что написано? - показывает на эмблему на машине.
- "Школа". Только не по-русски.
- Шкода-мода.
Прибегает в комнату, где у нас разложен на просушку лук:
- Мамочка, ха-ха-ха-ха, это не лук, это пук!
На ТНТ его, пусть народ потешает.
Сидит за столом:
- Мамочка, придумал: апельсин пошёл в магазин!
Ну тут уж мне пришлось срочно сочинять сюрреалистическое продолжение в стихах...
При всё при том при этом
Речь моего ребёнка далека от совершенства. Очень часто путает приставки в глаголах, а также вместо "р" произносит "в", отчего разговорчики получаются достаточно кровожадными:
- Мама, зарезать!
- Кого ты собрался зарезать?
- Котлетку зарезать надо на маленькие кусочки!
- Что, Серёжик, ты делашь?
- Я убиваю.
- Что?
- Убиваю, игвушки сквадываю.
Ещё из смешных неправильностей: "царапинка уже пожила" (=зажила). Сложно и с супплетивными формами: "я складал" = "я сложил", с совершенным/несовершенным видом... Всё время забывает слово "весы": называет их часами. С качелями и вообще с словосочетаниями числительное+существительное тоже не всё гладко: "один качеля на площадке", "мама один пойдёт гулять".
Демонтажник
Если вам надо разобрать что-то неразбираемое, отвинтить что-то неотвинчиваемое или вскрыть невскрываемое - зовите Сергея. Криминал не предлагать.
Есть у нас головоломка - металлические загогулины с кольцами на конце. Задача - освободить детальки одну от другой. Я, честно признаюсь, не знаю, с какого бока к таким вещам подступиться. Может, серьёзно просто не бралась или не очень хотела, а может, тупо тупая :-) Так вот, Серёга как-то её взял, покрутил в руках - вуаля: "Ой, мамочка, я сломал!" Пришлось утешать, говорить, что сделаем - но как? Как её собрать?!
Ещё Серёга разрушил моё представление о неубиваемости лего: уже двум фигуркам кирдык.
На днях подошёл ко мне с машинкой в руках, заявляет с тоской в глазах: "Мама, мне машинку сломать хочется". Я прямо почувствовала, как его съедает это желание - и как мешает осознание того, что машинку будет не вернуть.
Клоун
Любит корчить рожи. Это не передать словами, как он иногда меня смешит. Невозможно остаться строгой. Где-то полгода назад, или даже раньше, он в ответ на мои строгие выпады или после своего капризного плача подходил, заглядывал в глаза и не то что улыбался, а скалился: старательно изображал, что ему весело. Теперь так почти не делает (эту манеру у него перенимает Митя), но придумывает что-то похлеще. К сожалению, его не сфотографировать в такие моменты, но попробую описать. Итак, в ответ на какую-нибудь строгую фразу Сергей Александрович оттягивает подбородок вниз, стараясь не открывать при этом рта (ну или совсем немножко - складывая губы в трубочку), щёки вваливает внутрь, брови ползут наверх, глаза закрываются - но при этом помаргивают. Этакий Мунковский "Крик", только с закрытым ртом и смешной.
Когда он кружится, то делает это медленно, завалив голову на одно плечо и скосив глаза вбок и вниз.
На просьбу закрыть глаза и спать уже, наконец, чучело ты моё - зажмуривает глаза тщательно-старательно и честно держится так три секунды, потом морщит нос, подносит руки к глазам, отворачивается и так за мной подглядывает.
Любит высовывать язык. Особенно перед бабушками у подъезда - так они обращают на него внимание, начинают причитать и уговаривать засунуть обратно.
Конструктор
Что это?
Сначала было домиком, потом - экскаватор на гусеницах.
вообще сооружать машинки и прочую движущуюся технику - это игра № 1. Но с недавнего времени из лего начал строить, к моему счастью, ещё и не-машинки: а именно Санкт-Петербурги. Санкт-Петербурги строятся из деталек, не вошедших в машинку, отличаются от них отсутствием колёс (вместе с тем присутствие в Санкт-Петербурге ковша или кузова - почти обязательное условие) и бОльшими размерами.
Давеча дитятко построило очередной город. "Мамочка, посмотри!" - "Что это? Санкт-Петербург?" - "Нет, город" - "Череповец?" - "Да". Череповец меньше Санкт-Петербурга по площади, но больше в высоту. В Санкт-Петербурге предусмотрены арки, чтобы "можно было укрыться от дождя", в Череповце эта опция отсутствует. Да и вообще в Череповце человечки не живут. Зато Череповец можно передвигать, а Санкт-Петербурги при перемещениях разваливаются.
Кстати, о географии
Гулять мы ходим чаще всего далеко от дома... И вот на не-нашей площадке как-то бабушка мальчика, с которым играл Сергей, поинтересовалась:
- Далеко вам домой-то идти? Вы где живёте?
Не успела я ничего ответить, как встрял мой ребёнок:
- Да тут, на Олимпийской, - и махнул рукой в нужном направлении.
Очень сильно удивилась: про адрес Серёже ничего не говорила. Значит, запомнил из услышанных разговоров.
Дитё дитёвое
Приходим на площадку. Издалека он видит ЕЁ: она его ждёт. За два метра до неё он останавливается. Смотрит с обожанием, потом берёт меня за руку:
- Мамочка, пойдём.
Подвожу его к ней ближе - надо же им всё-таки поговорить, а без меня им это трудно сделать: Серёжик стесняется, а она... Она без меня почему-то не говорит - такой уж характер сложный (и сама она не слишком красивая, и голос у неё не ах: смешной, с каким-то прихрюкиванием. Но что делать, если сыну такая нравится.)
- Здравствуй! Как твои дела? Помнишь Серёжу? Он пришёл с тобой поздороваться и поиграть. Серёжик, поздоровайся.
Сын осторожно берёт её за руку, пожимает и смущённо отводит взгляд.
- Как я рада, что ты пришёл, Серёжа! Я соскучилась! Вот что мы будем играть?
Серёжа со всех ног бежит к коляске, приносит ей машинку.
- Ух ты! Обожаю машинки! Вот смотри, как я умею: ап - она в этой руке! А теперь на голове! А теперь в другой руке!
Серёга шепчет мне восторженно:
- Мамочка, она играет!
- Спасибо тебе, Серёжа, за машинки! Приходи ещё ко мне играть! Придёшь?
- Да, - стеснительно шепчет мой ребёнок и машет ей рукой.
До свидания, Нюша! До свидания, неказистая румяно-розовая свинка, сделанная из автомобильной покрышки и куска фанеры. Мы к тебе ещё придём.
Для него весь мир сейчас с душой. Вокруг - живые игрушки, живые вещи. И как Серёга обижается, когда не находит у них ни понимания, ни отзывчивости...
Снимает ботинок: расстёгивает липучку, а она прилепляется обратно:
- Не застёгивайся! Не застёгивайся, не надо! Я снять хочу!
Заходит в лифт, приказывает дверям:
- Не закрывайтесь быстро, я не успел!
Бегает за бабочкой по площадке, с цветком-"кашкой" в руке:
- На! На цветочек! в нём сладкий сок!
О чём-то разговаривает с резиновой лисичкой, серьёзно нахмурившись. Потом закрывает ей мордочку ладошкой:
- Не смотри на меня строгими глазами!
Совершенно неполные списки
Не любит
Капусту, кабачки, помидоры, зелень. Одеваться на прогулку. Доедать две последние ложки супа или каши (сколько бы ни было до этого на тарелке - две жалкие ложки в конце всегда не влезут). Возвращаться с прогулки. Танцевать.
Любит
...кружиться: если держать его за одну руку, он при это бегает; если за обе - с отрывом от земли. Любит, когда я его переворачиваю вверх ногами. Когда я его "кусаю" губами за ухо. Поливать Митю из ковшика или из душа. Бегать по лужам. Сам наливать снежок или молоко в чашку. Открывать и закрывать двери сам. Просматривать семейные фотографии на компьютере. Бегать по пандусу. Разбирать пакеты с покупками. Наливать воду в утюг, доставать из стиральной машины чистое бельё.