Творение Господа непостижимо..!!
В ведических писаниях говорится, что высшее понимание Абсолютной Истины - это признание Верховной Личности Бога. Но кто Он, Верховный Господь, каково Его имя и качества? В Ведах упоминаются разные имена: Вишну, Кришна, Нараяна. Как понять, кто из них главный, первоначальный, от которого произошли все остальные?
Веды утверждают, что Верховный Господь один, и имя Его - Кришна:
«Все воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна - изначальная Личность Бога».
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Господь Кришна - источник всех остальных воплощений. Сам же Он не имеет источника».
В разные эпохи, имея определенную миссию, Верховный Господь нисходит в материальный мир в различных воплощениях, таких как Матсья, Рама, Нрисимха и другие. Изначально Господь является средоточием шести качеств: богатства, могущества, славы, красоты, знания и отречения. Каждая аватара (воплощение) Господа проявляет эти качества в той мере, в какой необходимо для выполнения миссии. Например, Господь Рама проявил качество славы, Баларама - красоты, Матсья - духовного знания.
Господь на работе и дома
С воплощениями Господа понятно. Но кто тогда Вишну? Очень часто между Вишну и Кришной ставят знак равенства. Кажется, это один и тот же Бог, только у одного две руки, а у другого четыре. Почему именно Кришну называют изначальным Верховным Господом? Ведь Господь Вишну (Нараяна) также обладает шестью достояниями (красота, сила, слава и так далее).
Вишну означает «всеохватный», это проявление Господа в материальном мире. Будучи правящим божеством гуны благости, он поддерживает все мироздание. Нараяна - правящее божество Вайкунтх, духовных планет. Нараяна - это тот, у кого принимают прибежище.
В «Брахма-самхите» (5.1) Брахма, творец вселенной, говорит:
«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна - величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он - Верховная Личность. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. Он - изначальный Господь Говинда, причина всех причин».
Творение Господа непостижимо. Мы, являясь Его крохотными частичками, можем надеяться только на шастры (священные писания) и милость духовного учителя, которые укажут нам путь постижения Бога.
В шастрах говорится, что из Кришны, изначального Господа, исходят четыре экспансии: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха. А из них, в свою очередь, исходят следующие экспансии, среди которых Вишну и Нараяна. Разница между ними в том, что у них в руках в разном порядке расположены атрибуты (чакра, лотос, булава, раковина).
Вишну и Кришна выглядят по-разному. У Кришны две руки, в которых Он держит флейту, а у Вишну (Нараяны) - четыре, и в них Он держит раковину, диск, булаву и лотос. Вишну не отличен от Шри Кришны. По сути это одна и та же личность, только в разных аспектах: Вишну - воин, а Кришна - пастушок, наслаждающийся общением с теми, кто бесконечно предан Ему. Часто говорят, что Вишну - это Кришна, но Кришна не Вишну. Здесь возможно сравнение с президентом страны. На работе он президент, такой важный, в дорогом костюме. А дома снимает костюм, надевает удобную одежду и общается со своими близкими уже не как президент, а как муж, отец или сын. Можно предположить, что если мы являемся близким человеком президенту, то можем попасть к нему, когда он занят рабочими делами. А если мы связаны с ним только по работе, то вряд ли попадем к нему домой попить чай.
Разные отношения с Господом
Каждое живое существо в духовном мире связано с Господом неповторимыми отношениями, которые называются раса. Находясь в материальном мире, под влиянием иллюзорной энергии мы забыли о Кришне и своих отношениях с Ним. Пока мы не можем их себе даже представить. Необходимо очистить свое сознание, занимаясь преданным служением, и тогда эти отношения проявятся сами собой.
Разница между Вишну (Нараяной) и Кришной заключается в том, что с Господом Нараяной и другими аватарами Господа (Рамой, Нрисимхой и так далее) можно иметь лишь нейтральные отношения и отношения слуги-господина. Нейтральные отношения (шанта-раса) - это пассивная любовь, когда вы ко всем относитесь доброжелательно, но активности не проявляете, однако готовы быть в полном распоряжении в случае необходимости. Отношения слуги-господина (дасья-раса) - это активная любовь, когда хочется служить объекту любви: вы не ждете, когда вас попросят что-то сделать, а первым проявляете инициативу.