Наказания: быть или не быть, бить или не бить?
Детская психологияТема наказаний для меня очень интересна. Много разных мнений по этому вопросу у психологов, авторов книг по детской психологии. Я хочу поделиться своей точкой зрения на этот вопрос и мне интересно мнение мам по этому поводу.
Когда меня спрашивают , как я наказываю своего ребенка, я отвечаю - пока никак ( моему сыну 3,5 года).
- Он что у тебя ангел? - следует, как правило, в ответ.
- Конечно, ангел,
но как и все дети может не слушаться, разбрасывать игрушки, капризничать, обижать других детей и даже кусаться 😱.
Прежде всего надо признать , что в ребенке природой заложено слушаться своего родителя, НО при одном условии, что если и родитель поддерживает заложеные природой отношения с ребенком, т.е.
:
1) безусловно любит его и показывает эту безусловную любовь ребенку ( независимо от того, что он натворил). Т. е. Родитель оценивает поступок ребенка, а не его личность. ( например, ребенок не убирает игрушки. Сравните:
-Мне не нравится , что ты разбросал все игрушки. ( оценка поступка)
- Ну что ты за свинья, опять все разбросал.( оценка личности)
Родитель наказывает за проступок, но этот проступок никак не должен отражается на отношениях. Т. е. родитель не должен обижается на ребенка, не игнорить его, не угрожать ребенку своей любовью ( " все , уйди от меня я с тобой не разговариваю, или я тебя теперь не люблю, или ты не мой сын, мой сын так себя не ведет" )
2)сохраняет и всячески старается поддерживать доверительные отношения с ребенком, помнит, что отношения первостепенны. Иногда разумнее пойти на уступки ребенку или найти компромисс и сохранить с ним отношения, чем упереться и добиться своего, но подорвать отношения.
3) уважительно относится к ребенку как к индивидуальной личности (уважает мнение ребенка, личные границы). Например, если ребенку приказывать что- то сделать, он однозначно будет сопротивляться, а если обращаться к нему уважительно с просьбой, конфликтов можно избежать. Сравните:
- Малыш, заканчивай игру, пора готовиться ко сну и чистить зубы.
- или Быстро иди чисть зубы, кому я сказала.
Еще очень важно помнить что вообще значит " наказать"? По сути , если разобрать смысл слова : " наказать"- дать указание, т. е. научить. Я , например, не понимаю, чему можно научить ребенка, ставя его в угол или выпоров ремнем. Физические наказания я считаю слабостью родителей, которая формирует в ребенке либо скрытую агрессию, либо неуверенность в себе.
Думаю, что детей можно наказывать, особенно когда они уже постарше. Наказывать за поведение, но поведение нужно отделять от самого человека - Я тебя люблю, но за твоё поведение ты будешь наказан, потому, что такие правила, так заведено, так папа сказал, он тебя тоже любит, но он хочет чтобы ты вырос порядочным человеком и поэтому ты будешь наказан. Главное, наказывая, не отдаляйте ребёнка от себя. Наказание выражаются в лишении ребёнка чего-то - прогулок, сладкого, компьютера - чего угодно, но не вашей любви.
Считаю, что наказание должно быть после предупреждения потому, что мы родители должны помнить, что дети учатся. Они обязаны совершать ошибки, они не могут и не должны быть идеальными - они должны пробовать делать все, а мы , как родители, со своей стороны, должны просто дать им понять одобряем ли мы то, что они делают или нет и направлять их, объяснять, почему так не нужно делать и главное, объяснять, как нужно делать.
Очень хотелось бы услышать, как Вы относитесь к наказаниям, как наказываете детей и какими принципами руководствуетесь при наказании.