100 главных фильмов нашей культуры
Это интересно!Что мы хотим сказать друг другу с помощью кино
«Русский репортер» совместно с Исследовательским центром портала SuperJob провел уникальный опрос среди более двух тысяч человек из 150 населенных пунктов России. Мы выясняли, какие фильмы помогают людям понять друг друга. Это исследование не про зрительские предпочтения и не про художественную ценность кино. Речь о социальных посланиях, которые одно поколение хочет передать другому, используя образы этого самого массового из искусств. Оказалось, что между детьми и родителями стоит довольно прочная социально-психологическая стена, которую не так-то просто проломить.
Григорий Тарасевич, Константин Мильчин, Виталий Лейбин поделиться:
25 июля 2014 размер текста: aaa
- Вы любите живопись?
- Да, очень. Люблю Рафаэля.
- А мне больше нравятся другие черепашки-ниндзя…
Это диалог из фильма «1 + 1» (другое название - «Неприкасаемые»), который занял одно из первых мест в нашем рейтинге. Сюжет такой: молодой негр устраивается работать сиделкой к парализованному бизнесмену. Первый герой - раздолбай, мигрант, у него несколько классов образования, гибкое тело и повадки гопника. Второй аристократичен, богат, блестяще образован и при этом не может пошевелить ничем, кроме головы. Два совершенно разных мира оказываются в одной связке. Сначала удивление и неприятие. Чем дальше, тем больше герои понимают друг друга, в финале они уже лучшие друзья. Наверное, из-за этого фильм «1 + 1» называли в нашем опросе чаще всего.
Понимание - ключевое слово. Составляя рейтинг, мы рассматривали кино именно как инструмент, позволяющий людям понять друг друга.
Как мы исследовали
Кинокритики смотрят кино по-своему. Они ищут аллюзии на раннего Бергмана, разгадывают метафоры киноязыка и оценивают тенденции кассовых сборов. Пусть себе ищут и оценивают. Для обычного человека кино - это альтернативный мир. Там почти как в взаправдашней жизни влюбляются и страдают, совершают подвиги и творят мерзости, умирают и рождаются.
Хорошее кино - это сюжет, который мы можем приплюсовать к своей реальной жизни. Кроме судьбы менеджера или студента мы проживем еще и судьбу солдата Великой Отечественной или королевского мушкетера. В каком-то смысле каждый из нас является героем мелодрам, сериалов и боевиков. Мы не можем упаковать свою жизнь в коробочку и дать всем желающим ознакомиться. Но у нас есть возможность объяснить себя через те фильмы, которые мы смотрим.
Чтобы понять, какие киномиры нас объединяют, и было проведено исследование. Через портал SuperJob за неделю опросили 2376 респондентов из самых разных регионов России. С точки зрения социологии это довольно репрезентативная выборка. Опрашиваемые были поделены на три возрастные категории: 16-25 лет, 26-45, от 46.
Каждой из групп был адресован свой вопрос. «Какие фильмы вы бы показали своим родителям, чтобы они лучше понимали вас?» - для респондентов 16-25 лет. «Какие фильмы вы бы показали своим имеющимся или будущим детям, чтобы они лучше понимали вас? Представьте, что ваши дети уже достаточно взрослые и могут смотреть любой фильм» - для тех, кому за 46. Средняя группа - от 26 до 45 - отвечала на оба вопроса.
Для обеспечения корректности из итогового рейтинга были удалены фильмы, вышедшие в 2014 году: возможно, их называли преимущественно из-за того, что они лучше сохранились в памяти.
"Москва слезам не верит". Владимир Меньшов, СССР, 1979
Возрастная стена
Ключевой вывод: дети и родители живут в совершенно разных культурных пространствах. При этом если в нашем же исследовании, посвященном 100 главным книгам, наблюдалось уверенное единство всех поколений, то с фильмами ситуация иная. Это интересно, ведь в книгах закреплен более долговременный культурный код.
"1+1", Франция
В вариантах, предложенных теми, кто младше 25, и теми, кто старше 45, совпадения составляют лишь несколько процентов. Вот первая пятерка у молодежи: «1+1», «Форрест Гамп», «Достучаться до небес», «В погоне за счастьем», «Хатико». Те, кому за 45, возможно, вообще не слышали о таких фильмах. У них в лидерах: «Они сражались за Родину», «Москва слезам не верит», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие».
"В бой идут одни старики". Леонид Быков, СССР, 1973
Чем старше человек, тем чаще в качестве главных он называет советские фильмы про войну. Чем моложе, тем больше упоминается западное кино, а предпочтение отдается психологическим драмам с хорошим концом. В списке 100 фильмов от «детей» (16-25) всего шесть советских фильмов, и начинаются они с 50-й позиции («Кин-дза-дза»). В первую сотню у них не попал ни один фильм о войне.
"Они сражались за Родину". Сергей Бондарчук, СССР, 1975
Можно говорить, что в стране существует серьезный разрыв между поколениями. Как минимум на уровне кинематографических вкусов. А как максимум - на уровне социальной психологии, системы ценностей, расстановки приоритетов. Кино оказалось удачным инструментом, позволившим увидеть этот разрыв лучше, чем обычные опросы.
Правда, разница определяется не только возрастом (этот эффект становится особенно заметным в крайних точках: моложе 20 и старше 50). Помимо принадлежности к тому или иному поколению на выбор фильмов влияет социальная роль, с которой отождествляет себя респондент.
Наверное, многие помнят популярные книги психолога Эрика Берна, в которых он выделил три главных уровня коммуникации: «родитель», «ребенок» и «взрослый». Нечто похожее произошло и во время нашего опроса. Когда человек, допустим, сорока лет отвечал на вопрос: «Какие фильмы вы бы советовали посмотреть своим детям?», то включался «родитель» и преобладало назидательное советское кино. Но когда того же самого респондента спрашивали, какое кино нужно посмотреть родителям, чтобы они его поняли, кинематографические пристрастия тут же менялись и предпочтение отдавалась голливудским драмам и комедиям. То есть говорить о поколенческом расколе можно не только по отношению к обществу, но и применительно к восприятию самого себя.
Дети: поймите нас!
«Своим родителям я бы показал те фильмы, которые цепляют за душу, такие как, например "1 + 1" или "Мост в Терабитию". И фильмы, которые полностью уносят тебя в другой, захватывающий и интересный мир, такие как "Гарри Поттер", "Властелин колец", "Игра престолов". Выводы из них они бы сделали сами и поняли, что есть фильмы намного лучше, чем всякие российские сериалы про ментов и несчастную любовь», - комментирует свой выбор 19-летний разнорабочий из Астрахани.
По большому счету на вопрос исследования, какие картины надо посмотреть, чтобы вас лучше понимали, отвечали только дети. Названные фильмы буквально рассказывают о них самих. У этой же группы самые объемные комментарии, в которых они опять же объясняют себя через фильмы.
Ключевое сообщение фильмов, которое дети хотят донести до родителей: будьте терпимы, принимайте нас такими, какие мы есть. В комментариях детей общие заповеди трансформируются в обращения к собственным родителям. Например, если в фильме говорится, что человеку необходима поддержка друзей, «ребенок» (то есть респонденты до 45 лет в роли детей) передает его как «чтобы родители поняли, как мне важно их одобрение».
«Независимо от того, какими мы рождаемся, мы дети своих родителей, и нас надо понимать и любить такими, какие мы есть… Родители, любите нас независимо от цвета кожи, вероисповедания, достижения успехов. Любите просто за то, что мы есть, и тогда все у нас получится», - умоляет 44-летняя женщина, директор.
Есть комментарии, которые больше напоминают крик о помощи: «Я бы посоветовал посмотреть фильмы о жестоком обращении с детьми, я бы хотел, чтобы меня меньше били, когда они были пьяные», - пишет 23-летний помощник системного администратора из Москвы.
Именно дети, у которых все еще впереди, - а не родители, - выбирают фильмы, в которых говорится о ценности настоящего момента, о том, что нельзя тратить время впустую: «Достучаться до небес», «Господин Никто», «Пока не сыграл в ящик» и так далее.
"Зеленая миля", Фрэнк Дарабонт, США, 1999
Вряд ли можно говорить об одном герое для всех поколений: их скорее два, для категорий 16-25 и 26-45 он общий. Герой детей едва ли является образцом нравственности, примером для подражания. Он активно пользуется правом на ошибку и вообще может жить неправильно, ненормально по сравнению с окружающими («Полет над гнездом кукушки»). Или быть откровенным чудаком («Форрест Гамп»). Этого героя зачастую не понимают и не принимают. Его непохожесть на других в сочетании с такими качествами, как готовность прийти на помощь, честность, верность себе, оказывается достоинством, которое, конечно, не всегда замечают.
"Форест Гамп", Роберт Земекис, США, 1994
Как мы уже отмечали, дети предпочитают западное кино. Наверняка многие начнут возмущаться и сетовать на падение нравов: мол, забыла молодежь советскую классику и продалась с потрохами пресловутому Голливуду. Это не совсем правда. Из тысяч западных фильмов выбор падает на те, где есть яркие, достоверно прорисованные образы, с которыми человек может себя идентифицировать. В рейтинге почти нет накачанных мужиков с пулеметом, спасающих мир. Как правило, герой - это все тот же маленький человек, иногда даже еще более слабый и уязвимый, чем среднестатистический обыватель.
Другой вопрос, почему в приоритетах не оказалось советских фильмов про войну, которые по уровню психологизма не уступают голливудским драмам. Однозначный ответ дать нельзя. Только советская киноэстетика не воспринимается как своя, то ли вал патриотической пропаганды не дает остаться один на один с военным сюжетом и героем, лишая его человечности.
Родители: война как основа
«Считаю необходимым показ практически все старых фильмов!!! Комедии Гайдая и Рязанова и других талантливых режиссеров, которые полностью расходились на цитаты, тем самым народ голосовал за! Можно ли вспомнить хотя бы одну цитату из современных бездушных, тупых фильмов? Глупый вопрос - конечно, нет. Все фильмы о Великой Отечественной войне. Исторические фильмы. Чтобы молодежь знала историю своей страны и была ее патриотами. Если это еще кому-то надо. Фильмы периода до 1990 года были патриотическими, высоконравственными, духовными, остроумными, чего не скажешь о современных, за редким исключением… Слава богу, президент обратил внимание и запретил употребление ненормативной лексики в кино и спектаклях! Неужели надо президента страны на это отвлекать? А самим деятелям искусств это непонятно? Или их собственный моральный уровень как у быдла, только денег больше?!» - восклицает 54-летний москвич, работающий генеральным директором.
Оказываясь в роли родителя, люди выбирают те или иные фильмы именно как наставления, поучения, а не как пояснение к собственной личности или способ наладить взаимопонимание с ребенком. Наиболее распространенный комментарий о содержании фильма: «Чтобы он объяснил, как правильно…»
Здесь герой, если чем и отличается от других, то только особенно ярким проявлением безусловно положительных качеств.
Названные родителями (от 46) фильмы не оставляют детям надежды на чудо и удачу. Счастье, благополучие - результат (следствие) долгого труда и борьбы, будь то «Москва слезам не верит» или «Золушка».
"Любовь и голуби", Владимир Меньшов, СССР, 1984
Как только перед респондентами встает задача передать детям некое послание, они обращаются к отечественным фильмам. Возьмем, к примеру, среднюю группу: среди первых двадцати фильмов для детей иностранных всего шесть, среди первых двадцати для родителей - тринадцать. По умолчанию наши фильмы подходят для определения базовых ценностей, а иностранные дополняют, расширяют кругозор уже сформировавшегося человека.
Очень заметно преобладание военной темы. Для сегодняшней России Великая Отечественная война - фактически единственное событие, принимаемое всем населением как героическое и объединяющее. И послание «Чтобы понять нас, смотрите фильмы о войне» надо понимать не как апелляцию к трудному детству (у большинства опрошенных его уже не было), а как призыв стать частью общего, главного события.
"В погоне за счастьем", Габриэле Муччино, США, 2006
При этом фильмы о войне, которые выбирают опрошенные, имеют свою специфику. Во-первых, они лишены дешевого патриотического пафоса (комментарий, приведенный в начале главки, не так уж типичен). Тонкие диалоги, сложные характеры. Если десять секунд кто-то и орет: «За Родину, за Сталина!», то потом идут долгие разговоры бойцов, мало похожие на «Краткий курс ВКП(б)». А во-вторых, главным героем этих фильмов является вовсе не гигантская армия и не великий военачальник. Это все тот же маленький человек, способный совершить подвиг.
"А зори здесь тихие", Станислав Ростоцкий, СССР, 1972
Собственно, это и объединяет ценности детей и родителей. Выстоять, не испугаться, сохранить свою идентичность, поддержать товарища, не стать карьеристом - все это есть и в советском военном кино, и в западных психологических драмах. То есть ценности часто совпадают - различается киноязык, образность, которая используется для рассказывания историй.
Родители детям
«Какие фильмы вы бы показали своим имеющимся или будущим детям, чтобы они лучше понимали вас? Представьте, что ваши дети уже достаточно взрослые и могут смотреть любой фильм». Опрос проводился Исследовательским центром портала Superjob.ru среди респондентов старше 25 лет.
«Москва слезам не верит»
«Офицеры»
«В бой идут одни старики»
«А зори здесь тихие»
«Они сражались за Родину»
«Любовь и голуби»
«Форрест Гамп»
«Белый Бим Черное ухо»
«Морозко»
«Семнадцать мгновений весны», «Остров», «Зеленая миля», «1+1»
Дети родителям
«Какие фильмы вы бы показали своим родителям, чтобы они лучше понимали вас?» Опрос проводился Исследовательским центром портала Superjob.ru среди респондентов моложе 46 лет.
«1+1»
«Форрест Гамп»
«Достучаться до небес»
«Зеленая миля»
«Москва слезам не верит», «В погоне за счастьем»
«Куда приводят мечты»
«Хатико», «Трасса 60», «Бойцовский клуб»
«Дневник памяти»
«Секрет»
«Время», «Матрица», «Господин Никто», «Властелин колец. Трилогия», «Социальная сеть», «Аватар»
**********************************************************************************************************
100 самых важных фильмов
Владимир Меньшов, СССР, 1979
Провинциалка пытается обрести профессиональное и личное счастье в большом городе, добиться второго гораздо сложнее.
Работай, верь, жди.
2. «1+1»
Оливье Накаш, ЭрикТоледано, Франция, 2011
Эмигрант с криминальными замашками становится помощником, а затем и лучшим другом парализованного миллионера; этот союз обоих меняет к лучшему.
Нет пропащих душ.
Роберт Земекис, США, 1994
Умственно отсталый герой оказывает влияние на всю мировую историю.
Даже самый маленький человек воистину велик.
Владимир Роговой, СССР, 1971
Два друга, два советских офицера, защищают родину от тайги до Британских морей.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Леонид Быков, СССР, 1973
Советские летчики воюют с немцами; они простые ребята, но ведут себя как настоящие рыцари.
Войны выигрывают простые люди.
Станислав Ростоцкий, СССР, 1972
Пять девушек-зенитчиц ценой своей жизни останавливают отряд из16 немецких диверсантов.
Героизм есть в каждом.
Фрэнк Дарабонт, США, 1999
Приговоренный к смерти заключенный меняет жизнь тюрьмы, охранников, других заключенных, а также взгляды зрителей на смертную казнь.
Не торопись осудить.
Сергей Бондарчук, СССР, 1975
Цепляясь за каждый холмик, за каждый хутор, советские солдаты из последних сил сдерживают наступление немецких войск.
Неважно, кто ты в обычной жизни, важно, каков ты в бою.
9. «Любовь и голуби»
Владимир Меньшов, СССР, 1984
Работник леспромхоза уходит от жены и троих детей к городской женщине, а затем пытается вернуться.
Различай вечное и сиюминутное.
Габриэле Муччино, США, 2006
Честный бизнесмен и хороший отец падает на самое дно, а затем с большим трудом все-таки преуспевает в жизни и превращается в миллионера и филантропа.
Будь честным и верь в себя.
Станислав Ростоцкий, СССР, 1977
Верный пес разыскивает своего хозяина,которого увезли в другой город на операцию.
Верность превыше всего.
12. «Остров»
Павел Лугин, Россия, 2006
Предавший и убивший в годы войны своего товарища моряк становится праведным иноком.
Смирение и покаяние - залог прощения.
Александр Роу, СССР, 1964
Лесной колдун помогает двум влюбленным.
Подмога может прийти, откуда не ждешь.
14. «Семнадцать мгновений весны»
Татьяна Лиознова, СССР, 1973
Советский разведчик-нелегал предотвращает заключение сепаратного мира между нацистской Германией и западными союзниками, а заодно спасает разных хороших людей.
Интеллект и патриотизм побеждают зло.
Юрий Чулюкин, СССР, 1961
Брутальный лесоруб- ловелас пытается сперва на спор, а затем уже по воли чувств «склеить» повариху.
Будь искренним.
16. «Хатико: Самый верный друг»
Лассе Халльстрем, США, 2009
Пес на протяжении девяти лет ждет в одном и том же месте своего умершего хозяина.
Будь верен до конца.
Георгий Данелия, СССР, 1986
Прораб из Батуми и скрипач из Москвы случайно попали в галактику, где местное население достигло небывалого прогресса и совершенно позабыло про культуру.
Всегда сохраняй достоинство.
Винсент Уорд, США, 1998
Муж попал в рай, жена в ад, он пытается ее спасти.
Ад и рай у каждого свой, персональный.
Боб Гейл, США, 2002
После встречи с волшебным существом начинающий художник отправляется в путешествие по параллельным реальностям.
Внимательно относись к своим желаниям.
Андрей Тарковский, СССР, 1979
Главный герой зарабатывает на жизнь тем, что водит экскурсии по территории с аномальными явлениями и ищет там исполняющую любые желания комнату.
Другого человека понять сложнее, чем колонию инопланетян.Дэвид Финчер, США, 1999
Пытающийся понять смысл жизни яппи начинает страдать раздвоением личности,создает сеть бойцовский клубов, а затем свою собственную террористическую организацию.
Никогда не знаешь, кто ты на самом деле.
22. «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
Леонид Гайдай, СССР, 1965
Три эпизода из жизни студента-очкарика: в неравном бою он побеждает хулигана и грабителей, а также завоевывает сердце красавицы-однокурсницы.
Маленький, но честный человек может и должен победить.
Владимир Бортко, СССР, 1988
Гениальный ученый превращает симпатичного пса в крайне неприятного человека.
Не будь псом.
Владимир Мотыль, СССР, 1970
Героический красноармеец, имея всего лишь трех помощников, уничтожает целую банду басмачей.
Сохраняй чувство юмора даже в экстремальной ситуации.
Владимир Краснопольский, Валерий Усков, СССР, 1973-1983
История жизни сибирской семьи от 1905 до 1961 года через войны и революции.
Родину и времена выбирать не приходится.
Фрэнк Дарабонт, США, 1994
Банкир получает пожизненный срок за убийство, которого не совершал. Находясь за решеткой, он участвует в жульнических махинациях начальника тюрьмы, заводит дружбу с хорошим парнем, а затем совершает побег.
Всегда есть выход.
27. «Унесенные ветром»
Виктор Флеминг, США, 1939
История девушки с американского Юга и ее крайне запутанной личной жизни: она все время жила с одними, а любила другого.
Борись за свое счастье.
28. «Гарри Поттер»
Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл, Дэвид Йейтс, США, 2001-2011
Мальчик-волшебник взрослеет на протяжении восьми фильмов и в последней части ценой нечеловеческих усилий побеждает врага рода человеческого и женится на добродетельной рыжеволосой девушке.
Между человеком и волшебником не такая уж большая разница.
29. «Иван Васильевич меняет профессию»
Леонид Гайдай, СССР, 1973
Экспериментальная машина времени переносит Ивана Г розного в советскую Москву, а управдома с жуликом в XVI век.
Добро и зло от времени не зависят.
30. «Секрет»
ДрюХериот, Шон Берн, Марк Голденфейн, Дамиан Маклидон, США, Австралия, 2006
Псевдодокументальный фильм, наполненный паранауч ными измышлениями различных жуликов, доказывающих, что человек силой мысли может влиять на реальность.
Мысль материальна.
31. «Андрей Рублев»
Андрей Тарковский, СССР, 1966
Шесть эпизодов из жизни гениального иконописца Андрея Рублева, в которых он грешит, а затем искупает грех.
Гениальность приходит через страдание.
32. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Леонид Гайдай, СССР, 1966
Коррумпированная власть и уголовный элемент подставили студента-очкарика, но он победил всех врагов и освободил красавицу из плена.
Любую ошибку можно исправить.
33. «Мирный воин»
Виктор Сальва, Германия, США, 2006
Биография известного американского гимнаста, где он с помощью философии и паранауки объясняет,как добился высоких результатов.
Сейчас - это все что у тебя есть.
34. «Как закалялась сталь»
Николай Мащенко, СССР, 1973
Молодой человек, не жалея себя и своего здоровья, сперва героически сражается на фронтах Гражданской войны, а затем не менее героически строит идеальную жизнь уже в мирное время.
Идеалы важнее жизни.
35. «Чучело»
Ролан Быков, СССР, 1983
Новенькую травят всем классом, а испытывающий к ней симпатию мальчик предает ее в самый важный момент.
Нельзя отвечать злом на зло.
36. «Брат»
Алексей Балабанов, Россия, 1997
Ветеран чеченской войны приезжает из родной деревни в большой город и пытается навести там порядок на свой манер.
Сила в правде.
37. «Весна на Заречной улице»
Феликс Миронер, Марлен Хуциев, СССР, 1956
История о романе молоденькой учительницы вечерней школы и передовика производства.
Будь решительным.
38. «Аватар»
Джеймс Кэмерон, США, 2009
Земляне воюют с благородными инопланетянами на далекой и дикой планете, главный герой - землянин, поняв, что правда на стороне инопланетян, переходит на их сторону.
Естественное сильнее искусственного.
39. «Властелин колец»
Питер Джексон, США, 2001-2003Маленький человек может победить больше зло.
40. «Курьер»
Карен Шахназаров, СССР, 1986
Не имеющий целей в жизни парень из простой семьи знакомится с не имеющей в жизни целей девушкой из обеспеченной семьи. Их роман быстро заканчивается.
Нелегко быть молодым.
41. «Война и мир»
Сергей Бондарчук, СССР, 1967
История нескольких русских дворянских семей в эпоху войны с Наполеоном; те, кто выживет, переженятся.
Законы истории сильнее законов человеческих.
42. «Приключения Электроника»
Константин Бромберг, СССР, 1979
Не хватающий звезд с неба школьники робот-мальчик, похожий на него как две капли воды, скрываются от шайки злодеев и попутно становятся лучше.
Дружба и старание делают двоечника отличником, а робота - человеком.
43. «Освобождение»
Юрий Озеров, СССР - Польша - Италия - ГДР- Югославия, 1968-1972
Многосерийная сага, в которой рассказывается ход Великой Отечественной войны от Курской битвы до взятия рейхстага.
Все для фронта, все для победы.
44. «Достучаться до небес»
ТомасЯн, Германия, 1997
Понимая, что им нечего терять, двое смертельно больных мужчин пускаются в последнее приключение и умело уходят от преследования мафии и полиции.
Живи до последнего вздоха.
45. «Матрица»
Энди и Ларри Вачовски, США, 1999
Хакер с интересом обнаруживает, что нашего мира давно уже не существует, все это компьютерная симуляция, а люди - лишь батарейки для восставших и победивших роботов.
Мир вовсе не такой, каким нам кажется.
46. «Тихий Дон»
Сергей Герасимов, СССР, 1957-1958
Простой казак пытается выжить и не потерять себя в огне Первой мировой и Гражданской войн.
Ты все равно проиграешь, но сделай это так, чтобы не было стыдно.
47. «Солярис»
Андрей Тарковский, СССР, 1972
Ученые исследуют океан планеты Солярис, а океан исследует их, посылая им различные воспоминания.
От воспоминаний не уйти.
48. «Тимур и его команда»
Александр Бланк, СССР, 1976
Пионер Тимур вместе с хорошими мальчиками защищает красивую девочку и всех честных граждан от плохих мальчиков.
Готовь себя к благородной взрослой жизни с детства.
49. ««День сурка»
Гарольд Рамис, США, 1993
Журналист обнаруживает, что раз за разом проживает один и тот же день, и даже покончив с собой, он снова просыпается утром того же бесконечного дня.
Если у тебя появился шанс что-то исправить, не упусти его.
50. «Реквием но мечте»
Даррен Аронофски, США, 2000
История нескольких уничтоженных собственными действиями и обстоятельствами людей: пожилая женщина, мечтающая выиграть телешоу и постепенно сходящая сума, и нескольких молодых наркоманов, которых медленно, но верно добивают наркотики.
У всех остаются лишь мечты.
Слабости могут тебя уничтожить.
51. «Два капитана»
Евгений Карелов, СССР, 1976
Капитан Григорьев пытается найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова, попутно уничтожая фашистов и разоблачая мерзавцев.
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
52. «Апокалипсис сегодня»
Фрэнсис Форд Коппола, США, 1979
В глубине вьетнамских джунглей полковник американской армии сошел сума и вообразил себя богом, отряд солдат должен ликвидировать его.
Война лишает людей разума.
Стивен Спилберг, США, 1993
Немецкий бизнесмен и член нацистской партии Оскар Шиндлер спасает евреев от уничтожения в лагерях смерти.
Для него это бизнес - евреи работают на его заводах, но многим он помогает бескорыстно. И среди грешников найдется праведник.
54. «Бриллиантовая рука»
Леонид Гайдай, СССР, 1968
Из-за нелепой ошибки обычный советский трудяга поневоле становится сперва контрабандистом, а затем участником сложной игры мафии и милиции.
Героем можно стать против своей воли.
55. «Кортик»
Николай Калинин, СССР, 1973
Школьники и красноармейцы должны разгадать тайну кортика и найти затонувший пол века назад корабль раньше белогвардейцев.
Будь готов с малолетства бороться со злом.
56. «Судьба человека»
Сергей Бондарчук, СССР, 1959
Мобилизованный на фронт шофер попал в плен, выжил в нацистском концлагере, бежал, а тем временем в бомбежках погибли его жена и две дочки. Вернувшись с войны, он усыновляет сироту.
Не давай жалости к себе захватить тебя.
Александр Серый, СССР, 1971
Чтобы помочь милиции найти ценный артефакт, заведующий детским садом вынужден играть роль опасного преступника.
Исправиться может каждый.
Марк Захаров, СССР, 1978
Набор сказочных любовных парадоксов: принцесса любит медведя, временно превращенного в человека, но если она его поцелует, то он превратится обратно в медведя.
Не трусь, когда речь идет о любви.
59. «Вам и не снилось»
Илья Фрэз, СССР, 1981
Влюбленные подростки пытаются быть вместе, хотя родители и окружение делают все, чтобы у пары ничего не получилось.
Только любовь имеет право решать.
60. «Время»
Эндрю Никкол, США, 2011
В будущем единственной валютой становится время - его можно тратить на товары и услуги, а можно на продление жизни.
Герои грабят богачей и раздают время бедным.
Береги каждое мгновение.
61. «Господин Никто»
Жако Ван Дормаль, США, 2009
Герой очнулся в п8 лет и совершенно не понимает, как именно он прожил предыдущие годы, более того, существует множество вариантов его прошлого.
Подходи к выбору ответственно.
Ник Кассаветис, США, 2004
Они любили друг друга, но он был из бедной семьи, а она из богатой, ее родители были против, он бросил ее, чтобы не ссориться с родителями, потом долго жалел, снова начал красиво ухаживать, в итоге они умерли в один день.
Любовь победит все.
Леонид Нечаев, СССР, 1975
Не очень хороший вначале деревянный мальчик под воздействием обстоятельств превращается в настоящего человека.
Можно из полена превратиться в героя.
64. «Место встречи изменить нельзя»
Станислав Говорухин, СССР, 1979
В послевоенной Москве с преступниками борются два следователя: матерый, циничный, жестокий и неопытный, идеалистичный, мягкий.
Есть время для жестокости и есть время для милосердия.Дэвид Финчер, США, 2010
Ботаник, на которого никто не обращал внимания, создал Фейсбук и стал миллиардером.
Ты можешь победить, если будешь предлагать неожиданные идеи.
Стивен Спилберг, США, 1984
Из будущего, в котором машины восстали и поработили людей, в наше время отправляются робот-убийца и человек из числа антимашинных повстанцев: цель первого - убить женщину, которая должна родить спасителя рода человеческого, цель второго - спасти ее.
Будь готов к Судному дню.
Эрик Бресс, Дж. Макки Грубер, США, 2004
Страдающий провалами в памяти молодой человеке раздавленной психикой обнаруживает у себя способность воспроизводить события из прошлого.
Маленькая деталь может изменить все.
Уолт Дисней, США, 1950
Честную работящую сироту терроризируют мачеха и сводные сестры, но при помощи феи- крестной она становится женой прекрасного принца.
Много работай, верь в чудеса, и все у тебя получится.
Владимир Бортко, Россия, 2005
Дьявол приезжает в сталинскую Москву и творит правосудие: вор и мошенник будут наказаны, а уних<енный талант вознагражден.
Никогда ничего не просите, сами предложат и сами все дадут.
Мел Гибсон, США, 1995
Отважный шотландский горец готов воевать за независимость своей родины до последней капли крови; его казнят, но дело его побеждает.
Держись до конца.
Александр Птушко, СССР, 1961
Потерявшая мать девочка верит, что за ней приплывет прекрасный принц. Ее мечты сбываются.
Когда-нибудь и ваш принц приплывет.
Шон Пенн, США, 2007
Юноша из богатой семьи раздает все свои деньги и отправляется бродить по свету.
Хочешь стать Буддой - стань им.
Братья Васильевы, СССР, 1934
Истинно народный командир времен Гражданской войны воюет с белыми и учит городского интеллигента народной мудрости.
Мудрость бывает очень простой.
Ридли Скотт, США - Великобритания, 2000
Римский генерал из-за ссоры с отвратительным императором вынужден стать гладиатором, но он отомстит.
Есть вещи важнее жизни.
Кристофер Нолан, США - Великобритания, 2010
Главный герой занимается промышленным шпионажем, внедряясь в чужие сны, но в итоге он тонет в своих воспоминаниях и мечтах.
Борись со своими демонами.
76. «Пролетая над гнездом кукушки»
Милош Форман, США, 1975
Преступник, попавший в психиатрическую лечебницу на освидетельствование, поднимает безуспешный бунт против местных страшных порядков.
Система убивает.
77. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Элем Климов, СССР, 1964
Погрязший в бюрократии и формальностях начальник пионерского лагеря выгнал одного из школьников. Школьник решил уйти в подполье.
Старый мир скуки и бюрократии однажды будет смыт волной таланта, искренности и дружбы.
78. «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Никита Михалков, СССР, 1974
Чекисты, белогвардейцы и местные бандиты сошлись в кровавой схватке за золото.
Правда важнее жизни.
79. «Александр Невский»
Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев, СССР, 1938
1242 год, молодой, но уже героический князь Александр Невский громиттевтонскихрыцарей в битве на Чудском озере, намекая, что так будет со всеми, кто покусится.
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
80. «Игры разума»
Рон Ховард, США, 2001
Гениальный ученый страдает шизофренией и галлюцинациями, и только поддержка жены помогает ему выстоять и получить Нобелевскую премию.
Разум может победить безумие.
81. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Станислав Говорухин, СССР, 198
Мальчишка из обеспеченной семьи убегает из дома, чтобы путешествовать по Америке в компании лучшего друга.
Им будет грозить опасность, но они справятся.
Приключения - это хорошо.
82. «Запах женщины»
Мартин Брест, США, 1992
Потерявший зрение полковник нанимает старшеклассника в качестве поводыря: он хочет оторваться в последний раз, а потом пустить себе пулю в голову.
Радуйся жизни в любом случае.
83. «Мэри Поппинс, до свидания!»
Леонид Квинихидзе, СССР, 1983
Няня с волшебными свойствами меняет жизнь обычной английской семьи и еще и поет.
Вернутся в детство никогда не поздно.
84. «Тот самый Мюнхгаузен»
Марк Захаров, СССР, 1979
Оригинал, фантазер и самобытный философ барон Мюнхгаузен мешает абсолютно всем - властям, обществу и своей бывшей семье.
Умное лицо - еще не признак ума.
85. «Звездные войны»
Джордж Лукас, США, 1977,1980, 1983, 1999, 2002, 2005
В далекой и жестокой галактике героические повстанцы борются против империи зла за нашу и вашу свободу, а главные герои взрослеют и становятся мудрее. Победа будет наша. Выбери правильную сторону силы.
86. «В поисках капитана Гранта»
Станислав Говорухин, СССР- Болгария, 1985
Группа путешественников и детей ищет в южных морях отважного капитана Г ранта, но все время промахивается с континентом. Гранта найдут, злодеев покарают, дети вырастут.
Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет.
87. «Человек дождя»
Барри Левинсон, США, 1988
Главный герой похищает своего брата-аутиста, чтобы заставить его поделиться наследством их умершего отца-миллионера. Денег ему не досталось, зато он снова обрел брата.
Быть человеком ценнее всего.
88. «Пока не сыграл в ящик»
Роб Райнер, США, 2007
Два умирающих друга решают исполнить перед смертью все свои заветные желания.
Могло быть лучше, но ведь могло быть и много хуже.
89. «Умница Уилл Хантинг»
Гас Ван Сент, США, 1997
Математик пытается помочь гениальному неудачнику стать ученым, но для этого неудачник должен сам победить своих демонов.
Ты сам причина всех твоих удач и несчастий.
90. «Коммунист»
Юлий Райзман, СССР, 1957
Рядовой коммунист Губанов борется с белогвардейцами, голодом, лишениями за светлое будущее и гибнет за свои идеалы.
Будь готовь стоять до конца.
91. «Мачеха»
Олег Бондарев, СССР, 1973
Любящая жена и честная женщина пытается построить отношения с падчерицей, которую терроризируют бабушка и младший брат.
Доброта победит все.
92. «Мимино»
Георгий Данелия, СССР, 1977
Летчик местных линий мечтает работать пилотом сверхзвукового лайнера, нелепое стечение обстоятельств сначала мешает ему, а затем помогает.
Нельзя жить без корней.
93. «Москва - Кассиопея»
Ричард Викторов, СССР, 1973
Подростки летят к далекой звездной системе, чтобы прибыть туда уже взрослыми, но из-за пробравшегося на борт хулигана все планы рушатся.
Дружба и взаимовыручка помогут решить любую проблему.
94. «Аты-баты, шли солдаты»
Леонид Быков, СССР, 1977 Сюжет Через тридцать лет после войны сыновья и дочери погибших солдат восстанавливают детали последнего боя их родителей. Заповедь Остановить врага любой ценой.
95. «Гостья из будущего»
Павел Арсенов, СССР, 1983-1984
Школьник из нашего времени попадает в будущее, а школьница из будущего - в наше время; и там и там им приходится воевать с космическими пиратами.
Будь человеком в прошлом, настоящем и будущем.
96. «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Эльдар Рязанов, СССР, 1975
После бурной попойки с друзьями в бане только что сделавший предложение московский врач по ошибке попадает в Ленинград, где влюбляется в другую женщину, а заодно влюбляет ее в себя.
Не упускай свой шанс.
97. «Двенадцать стульев»
Леонид Гайдай, СССР, 1971
Обаятельный жулик и бывший предводитель уездного дворянства разыскивают по всему СССР спрятанные в обшивку стульев сокровища.
Практически всего можно добиться без насилия, а лишь остроумием и хитроумием.
98. «Отцы и дети»
Адольф Бергункер, Наталья Рашевская, СССР, 1959
Бескомпромиссный нигилист пытается донести свои взгляды до молодежи и встречает сопротивление старшего поколения.
Разным поколениям сложно понять друг друга.
99. «Похороните меня за плинтусом»
Сергей Снежкин, Россия, 2009
Мальчика воспитывает бабушка, любовь которой переходит в тиранию.
Нельзя любить насильно.
100. «Семь жизней»
Габриэле Муччино, США, 2008
Главный герой, непредумышленно убивший в автокатастрофе семерых человек, решает отдать свою жизнь семерым людям и отдает нуждающимся свои органы.
Только ты сам можешь определить границы своего милосердия.