Резюме книги М. и У. Серз
Уход за Новорожденными
Рада поделиться с вами кратким резюме очень полезной и практичной книги Уильяма и Марты Серз "ВАШ РЕБЕНОК" (ссылка на источник: http://www.birth-mystery.ru/files/sers.txt)
Наилучшее взаимопонимание между ребенком и родителями устанавливается при таком методе воспитания, который назван авторами "стилем сближения", поскольку он способствует возникновению между ребенком и родителями тесных, неразрывных связей. Этот метод помогает реализовать все лучшее, что есть в родителях и их детях, и сделать жизнь с детьми по истине счастливой!
ПЯТЬ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИХ СВЯЗЬ С РЕБЕНКОМ
1). Готовьте себя к раннему контакту с ребенком
2). Учитесь понимать сигналы, подаваемые ребенком, и правильно откликаться на них. Это произойдет быстрее, если вы будете открытыми и готовыми откликаться. Берите малыша на руки, когда он плачет - новорожденные не могут вести себя "плохо"; они просто выходят на связь единственным возможным для них способом, между вами так образуются прочные связи. Ребенок, плач которого не замечают, не становится "хорошим" (хотя он может стать тихим); он лишается желания проявлять инициативу и привыкает к тому, чего бы вам совсем не хотелось: смиряется с тем, что его не поймут и потребности не удовлетворят.
3). Грудное вскармливание вашего ребенка. Во время
кормления высвобождаются гормоны пролактин и окситоцин, первый оказывает успокаивающее воздействие и усыпляет малыша. Эти "материнские" гормоны способствуют формированию того, что мы называем интуицией матери. Если возникают проблемы с ГВ, не отказывайтесь сразу от него, попробуйте вначале обратиться к специалисту - в большинстве случает это помогает.
4). Носите ребенка с собой
5). Спите вместе с вашим ребенком
Пять правил метода сближения, устанавливающего неразрывную связь с ребенком:
1. Как можно раньше наладьте контакт с ребенком. Первые недели и месяцы - ответственный период, когда матери и малышу важнее всего быть вместе. Возникшая с момента рождения близость помогает сложиться таким отношениям, при которых поведение ребенка усиливает чувство любви и привязанности у матери и ее интуитивное, биологическое стремление раскрыться; Ощущение связи с малышом приносит огромное удовлетворение.
2. Распознавайте сигналы, подаваемые малышом, и откликайтесь на них.
3. Кормите грудью своего ребенка.
4. Носите малыша с собой. Такие дети меньше плачут, перестают вести себя беспокойно, они лучше развиваются, кроме того, ребенок многому учится, находясь на руках у ведущих активный образ жизни родителей, малышу нравится атмосфера деятельности
жизни
5. Спите вместе с ребенком.
Начинающим родителям рекомендуется поставить перед собой три цели:
- узнать своего ребенка
- помочь ему чувствовать себя хорошо
- получать удовольствие от своей роли родителей
Родители, исповедующие стиль сближения, получают больше радости в воспитания детей, организуя свою жизнь более желанным образом, включая в нее ребенка. Ребенок не помеха, т.к. родители так хотят. Помощь отца делает счастливой мать, которая делает счастливым своего малыша. Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям. Но, если отца нет рядом, то научившись "читать" поведение ребенка, родитель, вынужденный воспитывать детей в одиночку, выигрывает, так как этот метод облегчает проблему дисциплины.
Избалует ли постоянный контакт родителя и ребенка? Нет! Тесный контакт воспитывает независимое его поведение. Портит малыша неправильное реагирование. Теория испорченных детей абсурдна - ребенок должен пройти через стадию здоровой зависимости, чтобы позднее обрести уверенность и самостоятельность. Исследования показали, что младенцы, постоянно поддерживающие связь со своими мамами в течение 1-го года жизни, легче переносят разлуку с ними, когда становятся старше. Ребенок, поддерживающий связь с родителями, привыкает доверять, а чувство доверия благоприятствует развитию самостоятельности.
Реагируя на призывы малыша, родители учат его доверять им - впоследствии это облегчает воспитание ребенка. Воспитанные по этой системе дети, подрастая, становятся внимательными к окружающим, они вырастают деятельными людьми, стремящимися сделать этот мир лучше. Способность на глубокие чувства - еще одно качество, отличающее этих детей. Их научили привязываться к людям, а не к вещам.
Важно! Метод сближения вовсе не означает всепрощения или чувства собственничества. Мать, которая боится позволить ребенку то одно, то другое, создает излишнюю зависимость и тормозит развитие малыша.
Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Да, без всякого сомнения, можно. Рождение, младенчество, детство - существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется.
Сближение родителей и ребенка улучшает его поведение, ускоряет развитие, развивает интеллект. Почему? Дети меньше плачут, они менее раздражительны, беспокойны, меньше хнычут, не липнут к взрослым. Сигналы, которые ребенок подает, находят отклик, он ощущает постоянную связь с родителями, он чувствует любовь к себе, он доверяет. Это внутреннее чувство благополучия приводит к тому, что ребенку не из-за чего беспокоиться. Если ребенок почти не плачет, у него больше времени для развития и познания нового. Энергия, не растраченная на хныканье, используется на рост, развитие и взаимодействие с окружающим миром. Одобряя поведение ребенка, когда он спокойно внимателен и готов откликаться на явления окружающего мира, родители создают условия, которые помогают ему осваивать новые, таким образом, ребенок лучше развивается интеллектуально.
Быстрый и чуткий отклик нa потребности новорожденных поддерживaет и рaзвивaет внутреннюю уверенность ребенкa в себе, рaстит полноценную личность.
Преимущества использования стиля сближения родителей и ребенка:
Ребенок
|
Родители
|
Взаимодействие
|
Больше доверяет окружающим |
становятся увереннее |
Развивается взаимная чуткость и отдача |
Чувствует себя уверенно |
Лучше понимают ребенка |
Развивается чувство доверия |
Быстрее развивается, формируется и растет |
Распознают подаваемые ребенком сигналы |
Развивается чувство связи |
Обладает хорошим самочувствием |
Реагируют на поведение ребенка интуитивно |
Появляется большая гибкость в поведении и общении |
Совершает хорошие поступки |
Поступают в соответствии с темпераментом ребенка |
Появляется активное взаимодействие |
Более организован |
Легче справляются с проблемой дисциплины |
Проще и быстрее раскрывается лучшее в друге и родных |
Легче учится |
Становятся хорошими наблюдателями |
|
Демонстрирует здоровую самостоятельность |
Узнают достоинства своего ребенка |
|
Учится поддерживать тесную связь с окружающими |
Знают, какой совет можно принять, а какой отвергнуть со стороны окружающих |
|
Учится любить и быть любимым |
|
|
Первые чувства малыша после рождения:
Сразу после появления на свет у новорожденных обычно страдальческое выражение, ему свойственны: болезненная гримаса, наморщенный лоб, заплывшие глаза, напряженные ручки и ножки, сжатые кулачки. А уже через несколько минут ребенок успокаивается, но остается внимательным, его глаза широко открыты и ищут маму, уютно пристраиваясь у груди, постепенно его кулачки разжимаются, он расслабляется. В этой интимной близости нуждаются оба: ребенку нужны тепло и покой, а матери нужно ощущать тельце малыша. Во время этого первого общения ребенок воспринимает звук маминого голоса, запах, чувствует тепло кожи и сладкий вкус первой пищи. Он продолжает сосать, маме и ему становится хорошо. Примерно через час после рождения ребенок засыпает.
Несколько советов маме после родов:
Попросите акушерку отложить обработку ребенка на полчаса-час, либо провести ее, когда малыш находится на животе у мамы, чтобы успокоить малыша и мама с крохой насладились ласками. После обеззараживания глаз малыш временно хуже видит или закрывает глаза.
Оставайтесь вместе. Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.
Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения. Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.
Прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его, устраивая в положении животик к животику, согрейте теплом ваших рук. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным - вот такое это лекарство, родительские прикосновения.
Смотрите на новорожденного. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 20 до 25 см. - это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает).
Как укрепить чувство неразрывной связи с ребенком в послеродовой период:
Любовь с первого взгляда приходит не ко всем, это относится и к родительской любви. Для некоторых матерей и их малышей это долгий и медленный процесс. Не беспокойтесь, ваш ребенок поможет вам. Но вы должны создавать условия, которые позволят включиться системе взаимной привязанности". Постарайтесь побольше находиться вместе, смотрите на малыша, берите его на руки, кормите его по первому требованию. Плач ребенка вызывает у матери прилив крови к груди, сопровождаемый биологическим побуждением взять малыша на руки и нянчить его. Это один из самых ярких примеров того, как биологические сигналы, идущие от ребенка, включают биологическую реакцию матери.
Так как плач вызывает гормональный отклик в организме матери, у нее начинается прилив молока к груди, мать и ребенок находятся в биологическом равновесии.
Сигналы, которые предшествуют плачу, улавливаются матерью, и она прикладывает его к груди до того, как плач (сигнал, призывающий на помощь) перейдет в отчаянный крик. Таким образом и мать, и ребенок выигрывают от нахождения вместе. Младенцы меньше плачут, матери не раздражаются, меньше сил тратят на то, чтобы успокоить малыша, реже наблюдается синдром дистресса новорожденных (беспокойство, спастические боли в животе, непрерывный плач). Происходит взаимное приспосабливание. Проводя все время вместе и ведя непрерывный диалог сигналов-ответов, мать и ребенок учатся приспосабливаться друг к другу и открывают в себе лучшие стороны.
Как выглядит новорожденный:
Примерно 5% доношенных новорожденных соответствуют приведенным ниже
данным:
· Весят от 2,5 до 4,1 кг (в среднем 3,4 кг)
· -) Имеют длину от 46 до 55 см (в среднем 51 см)
· -) Окружность головки варьирует от 32,5 до 37,5 см (в среднем 35 см)
· -) Частота дыхания и биения сердца у новорожденных в 2 раза больше, чему взрослых.
Голова. Асимметричная тыквообразная форма головы вызвана смещением костей черепа при прохождении через родовой канал. Если вы положите ладонь на головку вашего ребенка, то сможете ощутить выступы, которые образовались в результате частичного наложения костей черепа в результате сдавливания во время родов. Деформация головки более заметна у младенцев с более крупной головой и после длительных родов. Через несколько дней после рождения головка принимает округлую форму. Роднички (их 2 на головке новорожденного) можно аккуратно трогать и мыть, по мере роста костей черепа они будут уменьшаться. На черепе ребенка можно заметить "гусиное яйцо" - мягкую опухоль, образовавшуюся от скопления жидкости во время родов Это порвались мелкие кровеносные сосуды, иногда опухоль рассасывается в течение нескольких месяцев и может стать твердой на ощупь, так как кальцифицируется.
Глаза. Припухшие веки, щелочки глаз, так как только что родившийся младенец
прикрывает глаза, зажмуриваясь от яркого света. Глаза обычно синие или
серые, взгляд новорожденного блуждает, он немного косит. В течение нескольких дней или даже недель веки могут нависать над глазами, младенец иногда открывает не оба, а только один глаз. Слезы в течение нескольких первых недель появляются редко, но на глазах иногда возникает липкая пленочка, которую легко вытереть. Хотя глаза вашего малыша большую часть времени могут быть закрыты, но в перерывах они широко распахнуты и спокойны, ребенок наслаждается, встречаясь взглядом с другими глазами - вашими.
Личико. Черты лица могут носить следы сильного сдавливания, опухшие голубоватые веки, распухшие щечки с синеватым отливом, тоненькие штрихи лопнувших кровеносных сосудов, уплощенный нос, вдавленный подбородок, некоторая асимметричность. В течение первого дня жизни ребенок снимает с себя эту маску, опухоль постепенно спадает, лицевые кости становятся на место, черты лица меняются к лучшему.
Кожа. Кожа новорожденного покрыта беловатым липким веществом. Это так называемая первородная смазка, она защищает кожу плода в период его внутриутробной жизни
от воздействия околоплодных вод и облегчает прохождение через родовой канал во время родов. Если вы проведете рукой вдоль спинки ребенка, погладите его щечки и плечики, то почувствуете нежные волоски, называемые лануго - они тоже скоро исчезнут. Кожа у новорожденных имеет разный вид. У крупных младенцев она может быть гладкой, хорошо наполненной, толстой, розовой или красноватой. У других новорожденных, особенно маленьких по размеру, кожа свободно прилегает, сморщенная. У некоторых кожа очень тонкая, с просвечивающими кровеносными сосудами, особенно заметными на носу, веках и тыльной части шейки. Кожа новорожденного на разных участках тела имеет разную окраску, как если бы кровь еще не решила, как ей течь. Одни участки могут быть красными, другие - бледнорозовыми. Так как ручки и ножки - конечные пункты доставки крови, они будут холодными и голубоватыми в первые несколько часов и дней. Когда ребенок плачет, его кожа краснеет, а просвечивающие кровеносные сосуды, особенно в середине лба, выступают еще отчетливее. В первые 1-2 недели кожа может быть сухой, чешуйчатой, с трещинками, особенно на ладошках и ступнях, но малышу не нужно никаких лосьонов, се пройдет само собой.
Туловище. Большинство новорожденных выглядят пухленькими из-за больших участков с отложениями жира, называемых жировыми складками, в тыльной части шеи, по краям носа, в нижней части ручек, на щечках. Жировые складки вдоль плечиков не позволяют как следует рассмотреть короткую шейку новорожденного. Под действием гормонов матери молочные железы могут быть припухшими, при этом может выделиться даже несколько капель молока. В середине круглого животика торчит конец перерезанной пуповины с пластиковым зажимом на ней. Круглый животик
и подтянутые ножки почти закрывают пах новорожденного. Когда младенец
лежит на животике, ножки с подвернутыми внутрь ступнями подтянуты к туловищу.
Ручки. Кулачки плотно сжаты и притянуты к личику, когда ребенок лежит, расслабившись; некоторые новорожденные начинают исследовать свое личико руками уже в первые несколько часов после рождения. Они могут даже поцарапать свою тонкую кожицу ноготками (толщиной в бумажный лист), которые могут быть длинными. Кожа в нижней части ручек обычно голубоватая, в морщинках, с толстыми складками на запястьях.
Ступни. Как и ручки, ступни ног имеют голубоватый оттенок, сморщенные. Обычно они повернуты внутрь, и пальчики налезают один на другой. Над относительно маленькими пятками могут нависать складки кожи. Крошечные ноготки кажутся вросшими, но это не так.
Ножки и ручки. Ножки подтянуты, как у лягушки, и согнуты в коленках, т.е. сохраняют положение, в котором были в утробе матери. Если вы поиграете с ручками и ножками ребенка, то обратите внимание, что они, как пружинки, возвращаются в то же положение, особенно если ребенок просыпается или беспокоен, но расслабляются и распрямляются, когда он крепко спит.
Половые органы. Половые органы у девочек (вульва) и мошонка у мальчиков очень часто бывают припухшими - это связано с избытком жидкости, образовавшимся при рождении, и повышенным содержанием гормонов в крови матери перед родами. Вульва приходит в норму в течение 1-й недели, но мошонка может оставаться опухшей еще недели и месяцы. Крайняя плоть обычно очень плотно прилегает к головке пениса.
Желтуха новорожденного. Если кожа имеет желтоватый оттенок, то вероятно, что это то желтуха новорожденных, приобретаемая в результате появления в крови желтого пигмента - билирубина и отложения его избытка в коже. Недоразвитая печень новорожденного не может справиться с избытком билирубина, что приводит к отложению пигмента в коже, которая окрашивается в желтый цвет на 3-4-й день после рождения. Это нормальное явление. По мере улучшения работы системы вывода билирубина и исчезновения избыточных кровяных клеток желтуха исчезает (обычно через 1-2 нед.) и не причиняет никакого вреда.
Патологическая желтуха проявляется в течение первых суток после рождения (обычно вызывается несовместимостью групп крови матери и ребенка). Она развивается, когда чрезмерно быстро разрушается много красных кровяных клеток. Если высвобождается очень много билирубина, это может вызвать церебральные нарушения (при современных методах профилактики и лечения это случается крайне редко). Даже такая патологическая желтуха почти никогда не опасна здоровому доношенному ребенку, но гораздо более опасна недоношенным и больным новорожденным. Ваш врач будет следить за уровнем билирубина по анализам крови. Если он будет низким, причин для беспокойства нет, а если билирубина слишком много и его уровень быстро повышается, доктор начнет лечение - ребенку назначат больше жидкости, чтобы вымывать билирубин из организма и облучение специальными лампами, вызывающими растворение избытка пигмента в коже с последующим выделением его с мочой.
Первый осмотр ребенка показывает: доношен ли он, как лежит, если в позе лягушки - то у него хороший мышечный тонус. Активный ли он, здоровенький, розовый ли у него цвет кожи, нормально ли он дышит? Далее осматривается головка и роднички, измеряется окружность головы и сравнивается с пропорциями тела, проверяются глаза ребенка и носовые ходы, ротовые полости, проверяется уздечка языка, смотрится, полностью ли сформировано небо и слуховые ходы. Доктор прощупает животик и под тонким мышечным слоем жизненно важные органы - печень, селезенку, почки. Он определяет их размеры, правильно ли они расположены, проверит, нет ли опухолей в области живота. Затем осматриваются половые органы -белые выделения, часто с небольшими прожилками крови, считаются нормальными. Оба ли яичка опущены в мошонку? Нет ли грыжи в паховых складках? Проверяют, открыто ли заднепроходное отверстие и правильно ли оно расположено.
Осматривая паховую область, врач возьмет ребенка за бедра и повернет их относительно тазобедренного сустава - так проверяют, нет ли вывиха головки бедра, который легко диагностируется и лечится у новорожденных, но плохо поддается выявлению и лечению позднее. Обратите внимание, как доктор нажмет пальцем в центре паха ребенка, проверяя бедренный пульс. Сильная пульсация больших артерий в этом месте свидетельствует, что сосуд, выходящий из сердца, достаточно крупный.
И последними смотрятся ножки, они должны быть нормально согнуты, и ступни,
которые повернуты вовнутрь, однако если передняя половина ступни повернута внутрь намного больше задней (так называемая косолапость), может, даже в первые несколько недель жизни малыша понадобится наложение гипсовой повязки для исправления этого недостатка. Пальчики налезают друг на друга, с перепоночками, угадываются наследственные особенности.
Сон малыша:
Большинство детей лучше спит на животе. Может быть, это объясняется тем, что, просыпаясь на спине, они чувствуют себя беспомощными, как перевернутая черепаха. В положении на животе новорожденные лучше дышат. Укладывая ребенка спать на живот, поверните головку на бок. Не бойтесь,что он может задохнуться. Даже новорожденный в состоянии поднять голову достаточно высоко над матрасиком, чтобы повернуть ее на бок, если только он лежит не на мягкой кровати. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра на мягком гидростатическом матрасе, особенно на животе. Когда вы укладываете ребенка спать сразу после кормления, уложите его на бок. Скатайте полотенце и положите его между спинкой ребенка и матрасом. Кладите ребенка на правый бок, это облегчает опорожнение желудка. В возрасте нескольких недель младенцы редко долго остаются на боку, они перекатываются на спину. Если ребенок спит на животике, распрямите его ножки и разверните их в стороны. Новорожденные часто спят с подтянутыми к животу ножками - в положении, в котором они находились в
чреве матери.
Маленькие замечания: не кладите ребенка в центре колыбельки, вы можете положить его на бок и уютно пристроить к краю. Положите у животика валик или небольшую пухлую подушечку (но только не большую пухлую подушку, которая может закрыть лицо ребенка). Дети любят ощущать рядом с собой чтото или кого-то. Этим объясняется, что даже крошечные дети часто забиваются в уголок колыбели или прижимаются к маме или папе в общей постели. (Мы смеялись, что они похожи на ракеты с тепловыми головками
самонаведения.)
Грудное Вскармливание:
В первые недели грудного вскармливания. Когда ребенок учится сосать грудь, в его ротике не должно быть ничего, кроме соска мамы. Новорожденный должен научиться так сосать, чтобы получать больше молока. Ребенок сосет пустышку иначе, чем материнский сосок. Некоторые новорожденные, но не все, начинают путаться, если одновременно с грудью им дают пустышку или бутылочку с соской. Пустышка имеет узкое основание и младенцам не нужно широко открывать рот. В результате они сосут грудь неправильно,
жуют соски, а это очень плохое начало грудного вскармливания.
Если ребенка оставлять наедине с соской, когда он просит внимания и не брать его на руки слишком долго, он меньше доверяет родителям, а родители не учатся успокаивать его.
Техника:
1. Устройте малыша на руке так, чтобы его шея покоилась на сгибе вашего локтя, спинка лежала на руке, а ваша ладонь обхватывала его попку.
2. Поверните все тельце ребенка на бок так, чтобы он прижался животиком к вашему животу. Головка и шея ребенка должны быть выпрямлены, следите, чтобы они не изгибались назад или в стороны по отношению к туловищу. Ребенок не должен поворачивать голову или напрягать шею, чтобы дотянуться до соска. (Попробуйте повернуть голову на один бок и в таком положении выпить глоток воды. Потом попытайтесь сделать то же самое с откинутой назад головой или наклонив подбородок Вы увидите, что это очень неудобно.)
3. Приподнимите ребенка на уровень вашей груди, положив подушку на
колени или поставив ноги на скамеечку Пусть подушка на коленях служит опорой для вашей руки и принимает на себя вес ребенка. Если вы перенесете вес ребенка на руку, мышцы спины и руки будут напряжены Если ребенок окажется лежащим слишком низко на ваших коленях, он будет оттягивать грудь вниз, усилится трение сосков Нужно поднимать ребенка вверх и прижимать к себе, а не наклоняться к нему.
4. Отведите ручки ребенка, если они мешают Когда вы повернете тельце
малыша на бок, животиком к своему животу, поместите его ручки в уютное
местечко между его тельцем и вашей поясницей Если мешают его предплечья,
отводите их вниз, придерживая большим пальцем руки, которой держите ребенка.
5. После того как вы убрали ручки ребенка, чтобы они не мешали сосать, разверните его к себе, животиком к вашему животу Эта основная поза называется "колыбелька".
Детальные советы по грудному вскармливанию приведены в книге Международной Ла Лече Лиги «Искусство грудного вскармливания», 2012г.
МАССАЖ
Это одна из простых радостей жизни (массаж давно доставляет много удовольствия взрослым), и исследования показали, что дети лучше растут и развиваются, если им делают массаж. Массаж для детей самого младшего возраста заключается в воздействии на кожу прикосновениями рук; это язык без слов, который понятен родителям и ребенку. Исследования доказали, что прикосновение стимулирует выработку гормонов роста и пищеварения (детки лучше растут и получают облегчения при коликах). Прикосновения успокаивают детей, улучшают их поведение.
Начали! Приемы массажа.
Ножки. Удерживайте ножку одной рукой, а другой перехватывайте ножку от лодыжки до ляжек. Затем, удерживая ляжку двумя руками на манер бейсбольной биты, осторожными скручивающими и сжимающими движениями перемещайте ладони от ляжек до ступней. И, наконец, прокатывайте ножку между ладонями от колена до лодыжки. При перемещении к ступне несколько раз несильно нажимайте большими пальцами, в то время как ваши ладони обхватывают лодыжку и ступню. Завершайте массирование ног легкими поглаживающими движениями от бедер к ступням.
Для массирования живота положите руку на руку и, совершая круговые
движения, перемещайтесь от грудной клетки вниз. Затем по животику по часовой стрелке Чтобы животик расслабился, поглаживайте его движениями, заканчивайте массаж живота, "пробегаясь" по нему кончиками пальцев.
Массируя грудь, совершайте разглаживающие движения от центра к бокам
и обратно, как будто разглаживаете страницы в книге.
Для лица есть особые приемы - разглаживание всей ладонью, легкие нажатия, смещение кожи большими пальцами, круговые движения пальцами и, наконец, "прочесывание" от середины лба по щечкам легкими движениями кончиков пальцев.
В последнюю очередь массируется спинка, это самое приятное. Подушечками пальцев делайте небольшие круговые движения по всей спинке, слегка растирая ее. Затем легко пройдитесь кончиками пальцев со спинки по ягодицами и по ножкам до лодыжек.
(В. Шнеидер "Массаж для новорожденных руководство для любящих родителей", Bantam Books, 1989)
Дыхание новорожденного
Присмотритесь к дыханию ребенка. Вы заметите, что он дышит неравномерно. Ребенок делает несколько коротких вдохов разной длительности, затем глубокий вдох, а потом наступает 10-15-секундный период, когда он, как вам кажется, не дышит. Но вот он опять делает глубокий вдох (и вы тоже), и цикл продолжается. Такое нерегулярное дыхание, так называемое дыхание Чейн-Стокса, является нормальным для младенцев первых недель жизни. Чем меньше ребенок от роду, тем нерегулярнее дыхание, особенно у
недоношенных детей. Дыхание становится более регулярным к концу первого месяца.
Шумное дыхание. Новорожденные дышат не только неравномерно, но и шумно. К концу 1-го месяца вы можете услышать, как в горле у ребенка что-то булькает, и почувствовать сотрясения в груди. Ребенок при этом выглядит вполне благоденствующим - он просто шумно дышит. Это не простуда, она бывает редко. К концу 1-го или в течение 2-го месяца жизни ребенок начинает вырабатывать много слюны, часто больше, чем он может спокойно проглотить. Некоторое количество слюны скапливается в горле. Вдыхаемый воз-
дух, проходя через нее, создает булькающие звуки. В результате, когда вы
кладете руку на грудь или спинку ребенка, то чувствуете содрогания, которые идут не из груди, а вызываются вибрациями, производимыми воздухом, проходящим через слюну, скопившуюся в горле. Эти звуки исчезнут, когда ребенок сможет проглатывать слюну с той же скоростью, с которой она вырабатывается.
Что нужно делать при безутешном плаче
Иногда дети, не страдающие болями в животе и ранее выглядевшие вполне здоровыми, внезапно, без видимой причины, начинают безутешно плакать. Прежде чем броситься к телефону, чтобы вызвать врача, попытайтесь найти причину, используя предложенный ниже порядок действий.
Не требуется ли немедленная медицинская помощь? Вот два важных сигнала:
- (1) неукротимая рвота и
- (2) бледность всего тела.
Если нет ни того, ни другого, не спешите вызывать врача, у вас есть время попробовать
установить, в чем дело. Не болит ли что-нибудь у ребенка? Разденьте его и осмотрите:
- Нормально ли подвижны конечности?
- Нет ли необычных шишек, выпуклостей? Ответы на эти вопросы важны для обнаружения ушибов - результатов падения. Обратитесь к врачу, если заметите что-либо подозрительное.
- Нет ли опухоли в паху? Это может означать, что грыжа препятствует
нормальной работе кишечника, и нужна медицинская помощь.
- Может быть, у ребенка напряженный и вздутый живот, причем с одной
стороны выпуклость больше, чем с другой, или при попытке помассировать
живот вы замечаете, что он напряжен, а ваши движения вызывают боль? Эти
признаки плюс поведение ребенка - типичное при спастических болях в животе - указывают на вероятность непроходимости кишечника, но этот случай, требующий неотложной медицинской помощи, обычно ассоциируется с постоянной рвотой и бледностью кожных покровов всего тела, ребенок выглядит больным. Ощупывать живот надо после выдоха, так как плачущие дети часто заглатывают воздух, а при этом живот напрягается.
- Нет ли опрелости? Кожа при этом кажется обожженной. Опрелость может
быть очень болезненной.
- Нет ли густых желтых выделений из носа? Часто это показатель инфицирования уха.
- Не тужится ли ребенок, чтобы выдавить кал? Можно предположить запор; попробуйте глицериновый суппозиторий.
- Посмотрите, не припухшие ли десны, нет ли обильного слюнотечения? Может быть, у ребенка болят десны.
- Может быть, вокруг пальчика руки или ноги закрутился волос? Осторожно удалите его.
- Если при осмотре вы не обнаружили ни одной из перечисленных причин, которая могла бы объяснить плач ребенка, переходите к следующему этапу.
- Не давали ли вы ребенку какой-нибудь новой для него пищи? Если вы кормите ребенка грудью, не ели ли вы пищу, вызывающую образование газов, за последние несколько часов? Если ребенок находится на искусственном вскармливании, не меняли ли вы состав смеси? Не давали ли вы ребенку новую твердую пищу?
- Ваш ребенок все еще не успокоился? Если осмотр не выявил никаких причин медицинского, физического или аллергического характера, попробуйте успокоить ребенка следующим образом.
- поместите его в приспособление типа перевязи и попробуйте погулять
- сделайте массаж, в первую очередь массаж живота.
- поносите, понянчите малыша
Если вам так и не удалось найти причину беспокойства и успокоить ребенка, обрагитесь к врачу.
Помощь при коликах
Подобно танцевальным движениям, вы должны перепробовать все известные
положения, в каких можно носить ребенка, пока не найдете подходящее. Вот
некоторые из них, проверенные временем и обладающие, по мнению пап детей
с коликами, "шумогасящим эффектом".
"Футбольное положение". Положите ребенка животиком вдоль вашего
предплечья. Голову его устройте на внутренней поверхности согнутого лок-
тя, а ноги поддерживайте ладонью. Держите малыша крепко. Другой рукой
вдавите его животиком в предплечье. Если вы нашли правильное положение,
животик ребенка расслабится, расправятся брови, напряженные конечности
повиснут свободно, как плети. Можно перевернуть малыша наоборот - чтобы
его подбородок лежал на ладони, живот - на предплечье, а задняя часть
тела - на сгибе локтя.
"Гнездышко под шеей". Голову прильнувшего к вашей груди ребенка при-
держивайте подбородком. Напевайте тихую медленную мелодию. Когда ребенок
успокоится и уснет во время танца или просто при ношении, устройте его,
использовав положение "теплая подстилка"
"Попрыгунчик". Держите ребенка достаточно близко к себе, чтобы встре-
чаться с ним взглядом; одной рукой поддерживайте его под попку, другой -
за спину и шею. Особенно важно поддерживать голову у новорожденного. Слегка подбрасывайте ребенка с ритмом 60-70 движений в минуту. Для большего эффекта
поглаживайте его попку. Прыжки во время танца. Один папа, стараясь избежать у ребенка колик, ввел в танец следующее упражнение. Он вместе с малышом на руках, танцуя, подпрыгивал на небольшом трамплине: у ребенка снималось напряжение, а у
папы - лишний вес.
Наклоны ребенка
Снять напряжение у ребенка, особенно страдающего болями в животе, по-
могают, кроме укачивания, и наклоны. Приведем несколько проверенных вре-
менем упражнений, но от них не будет пользы в период самого пика боли.
Сначала сделайте все, чтобы успокоить ребенка, тогда и наклоны пойдут
ему во благо.
Газовая помпа. Обхватите снизу икры обеих ног ребенка и прижимайте
его ноги к животу. Можно чередовать эти движения с упражнением "велоси-
пед".
Противоколиковый калачик. Это лучшее средство, позволяющее снять нап-
ряжение у детей, которые любят выгибать спину и плохо расслабляются в
другой позе. Прижмите к себе ребенка так, чтобы его спина упиралась вам
в грудь, а сам он согнулся (положение сидя). Это расслабляет мышцы живо-
та и спины и часто ведет к расслаблению всего тела ребенка. Если у вас
устали руки, примените положение "кенгуру" (см. с. 296), а если вы при-
выкли общаться с малышом глазами и с помощью мимики, разверните его ли-
цом к себе. Спину ребенка держите подальше от себя, а его ноги подтяните
к вашей груди.
"Не мытьем, так катаньем". Положите ребенка животом на большой надув-
ной пляжный мяч и катайте его вперед-назад круговыми движениями. Придер-
живайте малыша рукой.
Выдавливание боли. Постарайтесь, чтобы ребенок уснул, лежа животом на
подушке так, чтобы его ноги свисали; создаваемое при этом некоторое дав-
ление на живот успокаивает малыша.
Подкладка под живот. Положите под живот ребенка на сон грядущий сложенную пеленку или бутылочку с теплой, но не горячей водой, завернутую в салфетку. Это позволит малышу не просыпаться от скопления излишних газов.
Мягкие прикосновения
Большая рука. Положите ладонь на живот ребенка в пупочной области, а пальцами разминайте животик. Теплота вашей ладони снимет напряжение.
Прикосновение "я люблю тебя". Мысленно представьте на животе ребенка
перевернутую латинскую букву "и". Под вашей ладонью окажется кишечник
малыша, который надо расслабить, чтобы из толстой кишки вышли газы. Вотрите в ладони немного теплого масла и разомните животик ребенка круговыми движениями. Начните с того, что нарисуйте сверху вниз на левом боку ребенка латинскую букву "I" - это продвинет газы вниз по толстой кишке. Затем, массируя, рисуйте перевернутую латинскую "Ь", в результате газы пройдут по толстой кишке к выходу. Следующий этап - рисуйте перевернутую латинскую "и" по всей длине толстой кишки. Массаж живота лучше делать,
когда ребенок сидит у вас на коленях, уперевшись в ваше тело ногами, или
когда вы вдвоем в теплой ванне.
Срыгивание: когда это опасно
Срыгивание становится опасным и требует медицинской помощи, если соп-
ровождается следующими явлениями:
- Ребенок теряет или не набирает достаточный вес.
- Рвота учащается, объем рвотной массы увеличивается, начинается рво-
та "фонтаном" (срыгнутая жидкость оказывается на полу, минуя ваши коле-
ни).
- Рвотные массы постоянно зеленого цвета (с примесью желчи).
- Срыгивание сопровождается поведением, типичным для спастических бо-
лей в животе.
Ребенок давится и откашливается во время каждого кормления.
Стул новорожденных
Изменения в стуле вашего ребенка. Стул у новорожденного меняет цвет от черного до зеленого, а затем от коричневого до желтого. Первые несколько дней стул ребенка содержит черное дегтеобразное, вязкое вещество,так называемый меконий, который состоит из частиц, содержавшихся в амниотической жидкости и проглоченных ребенком. Малыш должен сходить меконием в течение первых 24 часов. Если стула нет, уведомьте своего врача. К концу 1-й недели стул становится менее вязким и имеет коричневато-зеленый цвет. Через две недели он становится желто-коричневого цвета и приобретает определенную консистенцию.
Стул детей, вскармливаемых грудным молоком и смесями. Стул детей,вскармливаемых грудным молоком, сильно отличается от стула искусственно вскармливаемых детей. Если вы кормите ребенка грудью, то через 1-2 недели, когда ребенок получает больше жирного молока, выделяющегося после первого, жидкого, его кал становится желтого цвета, по консистенции напоминает горчицу.
Так как грудное молоко оказывает послабляющее действие, стул у
детей, находящихся на грудном вскармливании, бывает чаще, кал более желтый, мягче и имеет достаточно приятный масляно-молочный запах. Стул у искусственно вскармливаемых детей бывает реже, кал тверже, темнее, с зеленоватым оттенком и имеет неприятный запах. Хотя кал у новорожденных обычно горчично-желтый, пусть вас не беспокоит случайное появление зеленого кала, если ребенок чувствует себя нормально. Частота стула у разных детей сильно варьируется. Как уже говорилось, ребенок, который сосет грудь, обычно имеет более частый стул по сравнению с ребенком, питающимся смесями. Некоторые дети испражняются после или во время каждого кормления. Мамы могут часто слышать характерные булькающие звуки, издаваемые ребенком через несколько минут после кормления. Внезапный водянистый выброс (так называемый взрывной стул) - обычная вещь, его не надо путать с диареей (поносом). Новорожденные, получающие достаточно грудного молока, обычно опорожняют кишечник от 2 до 5 раз в день, но нормально также, если это происходит 1-2 раза в день. Иногда дети 2-3 дня могут не иметь стула без каких бы то ни было последствий для себя. Но обычно такое бывает не раньше, чем в 2-месячном возрасте. Нечастый стул у ребенка, которого кормят грудью, в возрасте менее 2 месяцев означает, что он недостаточно получает жирной составляющей молока.
Кровь в кале. Иногда у детей бывает твердый стул или внезапный взрывной стул; на стенках прямой кишки в этих случаях появляются трещинки. Если вы заметите на пеленке несколько пятен ярко-красного цвета или следы крови на поверхности кала, обычно это результат появления таких трещинок. Их легко залечить, смазывая анальное отверстие детским глицериновым суппозиторием (разрезанным вдоль на 2 части).
Мокрые пеленки. В первую неделю моча ребенка совершенно неконцентрированная, как вода. Через несколько недель она может стать желто-янтарного цвета. Что если моча окажется красноватого оттенка? В первую неделю часто можно увидеть несколько оранжевых или красноватых пятен, которые встревожат вас, потому что похожи на кровь. Эти пятна оставляют ураты, вещества, содержащиеся в моче новорожденных; никакой опасности они не представляют.
Расслабляющий Массаж:
Начните с ног, это легче всего. Удерживайте ножку одной рукой, а другой перехватывайте ножку от лодыжки до ляжек Затем, удерживая ляжку двумя руками на манер бейсбольной биты, осторожными скручивающими и сжимающими движениями перемещайте ладони от ляжек до ступней И, наконец, прокатывайте ножку между ладонями от колена до лодыжки При перемещении к ступне несколько раз несильно нажимайте большими пальцами, в то время как ваши ладони обхватывают лодыжку и ступню Завершайте массирование ног
легкими поглаживающими движениями от бедер к ступням. Для массирования живота положите руку на руку и, совершая круговые движения, перемещайтесь от грудной клетки вниз Затем по животику по часовой стрелке. Заканчивайте массаж живота, "пробегаясь" по нему кончиками пальцев. Массируя грудь, совершайте разглаживающие движения от центра к бокам и обратно, как будто разглаживаете страницы в книге. Для лица есть особые приемы - разглаживание всей ладонью, легкие нажатия, смещение кожи большими пальцами, круговые движения пальцами и, наконец, "прочесывание" от середины лба по щечкам легкими движениями кончиков пальцев. В последнюю очередь массируется спинка, это самое приятное - подушечками пальцев делайте небольшие круговые движения по всей спинке, слегка растирая ее, затем легко пройдитесь кончиками пальцев со спинки по ягодицами и по ножкам до лодыжек.
Приданое для ребенка:
Покупайте только то, что вам понадобится в первые недели. Как только появится ребенок, появятся подарки. Составьте список вещей, которые необходимы, и вещей, которые вам хотелось бы иметь. Посмотрите, какие из них вам дали, что вы можете взять напрокат, и покупайте остальное, когда появится необходимость. Периодически обновляйте список - когда для растущего ребенка понадобится еще что-то или вас просто соблазнят вещицы из каталога товаров для детей.
Колыбелька и кроватка. Важно помнить, что за 9 месяцев ваш ребенок привык к постоянному движению, ему может не понравиться неподвижная кроватка, поэтому возможно, стоит остановить выбор на люльке или ортопедическом матрасе-коконе. Через несколько месяцев можно приобрести кроватку или ее заменитель- складной манеж-кроватку.
Коляска (можно повременить, если мама рассчитывает носить ребенка только в слинге). Планируя переезды в машине, необходимо приобрести автокресло для перевозки малыша, а том числе из роддома.
Первый гардероб:
· 4 бодика/ползунков ( без резинки, чтобы не натирали пупочек)
· 4 распашонки
· 2 чепчика
· 2 пары царапок на ручки
· 3 пары пинеток или носков
· 3 короткие верхние кофточки
· 1 комбинезон - конверт (по сезону)
· Пеленки- 6 матерчатых,6 тонких хб, 3 водонепроницаемые, 1 упаковка одноразовых
· Подгузники (одноразовые или многоразовые на выбор родителя)
Грудное вскармливание
· 3 х/б бюстгальтера для кормления, без косточек
· одноразовые прокладки для груди
· специальная одежда для кормления
· крем для сосков со 100% ланолином, несмываемый
· подушка для кормления
Гигиена и аптечка:
· Обработка пупочной ранки: перекись водорода и хлорофиллипта спиртовой р-р
· Ватные шарики с защитой для деток и ватные тампоны
· Влажные салфетки
· Средства от опрелостей (персиковое масло)
· Ванночка для купания с горкой, травы (шалфей, ромашка), водный термометр
· Детские ножницы для стрижки ногтей (рекомендую японские Pigeon)
· Ректальный термометр
· Аспиратор для очистки носа
· Пипетка
· Трубочка для отвода газиков
· Тазик для высаживаний (по желанию родителя)
· Клеенки/наматрасники против намокания
Сон и бодрствование:
· Люлька, кроватка и/или Матрас-кокон ортопедический
· Шезлонг-качельки
· Фитбол (для мамы, покачивания на нем расслабляют малыша, помогают ослабить боль от газиков)
· Пеленальный столик
· Слинг (шарф или с кольцами), с 4-6 месяцев можно использовать эргономичный рюкзак (полезный обзор можно почитать тут: http://www.babyblog.ru/user/ulchik2-1/3027119)
Дополнительно может пригодиться
Летом:
средство от комаров, разрешенное для грудных детей и кормящих мам
москитная сетка на коляску
Весной и Осенью:
Чехол на коляску и колеса
Зимой:
Жирный крем для лица против обморожения
Дисциплина и послушание.
Приучать к дисциплине - не значит навязывать что-то, это значит менять ребенка изнутри, помогать ребенку быть в ладу с окружающими. К примеру, за несколько минут до того, как наступит время заканчивать игру, можно попросить ребенка сказать "до свидания" каждой игрушке. Таким образом ребенок окажется подготовленным к тому, чтобы закончить игру, родитель пытаясь увидеть мир глазами ребенка, находит способ обойти прения и плач.
Родители, хорошо знающие своих детей, способны понять причины, лежащие в основе поведения ребенка, и скорректировать его. Близкий к родителям ребенок жаждет одобрения. Обучить дисциплине - это создать такие отношения между вами, которые можно выразить одним словом - доверие. Ребенка, который доверяет лицу, имеющему на него влияние, легче приучить к дисциплине. Человеку, хорошо знающему малыша и являющемуся для него авторитетом, проще добиться от него дисциплинированного поведения.
Прекрасный материал про взаимоотношения родителей с ребенком можно почитать в книге "Общаться с ребенком. Как?" Юлии Гиппенрейтер.
При копировании резюме просьба указывать источник.