Чтобы не забыть или запоздалый отчет в год и месяц...
Полистала свой дневник и ужаснулась - последняя запись про Андрюшку сделана 4 месяца назад! :( Вот я растяпа(((( все никак не найду времени, а потом буду жалеть и кусать локти, что ничего не зафиксировала подробно и все забыла.
Под катом очень много букв.
Андрюша уже не малышок, а настоящий смышленый человечек! Он очень эмоциональный, очень живой, подвижный, игривый и такой настоящий
Зубы Напомню, что стартовали мы поздно - первые 2 нижних резца вылезли в 9.5 месяцев с разницей в несколько дней. Ровно в год мы имели уже 6 зубов (2 снизу и 4 сверху). При чем 6ой зубик прорезался как раз в день рождения - 7 декабря! После примерно недельного перерыва полезли нижние боковые резцы. Они еще не проклюнулись, но конкретно так поднялись в десну, я вижу эти белые бугорки, не дающие ни моему мальчику, ни мне покоя ))))
24 декабря (1 год и 2 недели) Андрей пошел! Вот просто встал и пошел. Я думала, такого не бывает. Вообще он достаточно рано начал ползать, ему это дело очень нравилось, отлично получалось и ходить он не особо стремился. Я не настаивала. Я не водила его по квартире за ручку, согнувшись в 2 погибели, и уж тем более я не пыталась водить его на улице. У нас практически не было ходунков. Сидячие нам подарили уже достаточно поздно, Андрей не особо полюбил их, больше музыкальной панелью заинтересовался. Сидеть в них не хотел, ходить тем более - он не понимал, что нужно с ними делать, к тому же такого плана ходунки достаточно большие и не не маневренные. На годик ему подарили машину-каталку и паровозик Чиковский, который также можно катать самому. Вот к этим игрушкам Андрей проникся. Ходил с ними сам, быстро и достаточно много. Видимо, понял, что в этом есть своя прелесть)))) Несколько дней подумал и решил начать ходит. Встал посреди комнаты, сделал 3 шага. Упал. Снова встал, сделал 5 шагов. Присел отдохнул. Потом 11 шагов. К вечеру наматывал круги по всей комнате, а уже в новогодние каникулы бегал по всей квартире без особых проблем.
Еда К году были введены все основные продукты:
- овощи (картошка, морковь, лук, цветная капуста, брокколи, капуста белокочанная, тыква, кабачок, репа, кукуруза, горошек, огурцы);
- каши безмолочные (гречневая, кукурузная, рисовая, пшенная, овсяная, ячменная и разные мультизлаковые). Из фирм остановились на Bebi, HIPP, Беби Ситтер и Флер Альпин.
- фрукты/ягоды (яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, бананы, хурма, малина, смородина, после года попробовали киви - очень понравилось!);
- мясо (индейка, телятина, кролик);
- кисломолочка (творог, кефир);
- рыба (белая нежирная);
- куриный желток (оооооооочень любит!);
- макароны из твердых сортов муки.
После года были введены молоко (в кашах и омлетах), сыр, домашний хлеб или сухари из него.
Кашу кушали и кушаем 2 раза в день - на завтрак и перед сном. С года стала разводить 50/50 воду с молоком, до года делала только на воде с добавлением сливочного масла. До года в каши добавляла фруктовые пюре, в молочные каши фрукты не добавляю.
На обед делаю овощное пюре с добавлением мяса одного или двух видов. Рыбу кушает 1-2 раза в неделю, как правило, с картофельным пюре. Иногда варю густой суп, но по сути это то же самое пюре и получается, чуточку пожиже, и почему это принято называть супом - мне непонятно)))))) Пыталась давать еду, размятую вилкой, ест намного хуже. Хотя жевать умеет.
Пыталась делать творожные запеканки с бананом или просто пресные - пока не хочет есть такую еду. Манники и детские кексики также не пошли.
Очень любит сыр, сухари из домашнего хлеба грызет влегкую, просто корочку хлебушка.
В связи с большой любовью к яичному желтку, любит омлет. Всегда делаю его с чем-то, даю на обед. Самое любимое - макароны с омлетом. При чем детские мелкие макароны есть не хочет, любит обычные спиральки (даю не чаще 2х раз в неделю, но в основном получается даже реже).
Вообще пытаюсь его как-то переводить на более человеческую еду, нежели пюре из блендера - варю супчики, наделали ему с мамой пельменей с фаршем из индейки, делаю мясные суфле и запеканки - но Андрей пока, к сожалению, не воспринимает такую еду и чтобы реально накормить его приходится все перемалывать в пыль :(
В 9 месяцев научился пить из трубочки. Так и пьем по сей день))) Из кружки даю периодически, но получается пока что не особо - больше мимо проливается. Наверное, нужно почаще практиковаться, но я забываю, если честно :( Поильник с трубочкой в свободном доступе, когда захотел - тогда и попил. Из жидкостей, кроме грудного молока, признает только воду. Несколько раз пыталась приучить сок домашний разведенный пить - не хочет. Воды пьет много.
Ну и, конечно, грудь у нас по-прежнему в почете. Вообще он страшный фанат ГВ! День на день не приходится - иногда вообще с утра до вечера не вспоминает (что бывает крайне редко), иногда терзает меня без конца с утра до ночи и с ночи до утра... Отлучать не собираюсь лет до 2х точно, если только сам откажется что вряд ли.
Сон По-прежнему спит 2 раза в день. Продолжительность всегда разная. На ночь уходим тоже в разное время, хотя стараюсь всегда искупать в 9, потом покормить и укладывать, но иногда не укладывается совсем до полночи, а иногда поспит часика 1.5-2, просыпается и играет до утра почти(( с чем связано - не пойму. Вообще физически и физиологически он готов спать 1 раз в день. Но психологически, видимо, нет, потому что как раз после одного дневного сна у нас и случается эта катавасия с ночным просыпанием - такое ощущение, что он это воспринимает как 2ой сон. Все равно постепенно пытаюсь утрясти график. Надеюсь, что скоро мы победим)))
Ночью просыпается пососать грудь, количество всегда разное. Под утро кладу его с собой, это несколько оттягивает время совместного пробуждения)))
Укладываю по-прежнему на руках. Хожу-брожу по комнате, иногда напеваю что-то, иногда в тишине, обнимаю его. Редко когда просто сижу и покачиваюсь. Чаще всего Андрей начинает капризничать и требовать, чтобы я встала и ходила с ним.
Мечтаю приучить засыпать, лежа в кровати, но пока это только мечты)))) В новогодние каникулы пыталась уложить его на дневной сон таким образом, лежала рядом с ним, обнимала, гладила, пела, мурлыкала, целовала, рассказывала сказки.... Андрей копошился, крутился, ворочался, клал на меня голову и залезал полностью... спустя час я сдалась, взяла его на руки и он моментально вырубился.
Еще этот момент осложняется тем, что спит он в своей кроватке, пододвинуть ее к нашей кровати, чтобы лежать рядом, возможности нет, а как с нашей кровати перенести в его, чтобы он не проснулся - квест для меня пока неразгаданный.
Прогулка С наступлением осени стал спокойнее сидеть в коляске. Может запросто уснуть, если выйти на время дневного сна. В будние дни, когда я гуляю с ним одна, то стараюсь наоборот выходить сразу после сна (чтобы ни в коем случае не уснул ). Час-полтора (в зависимости от погоды и его настроения) гуляем. По выходным с мужем или когда бываю у родителей, то выходим в разное время и гуляем по 2-3 часа.
Купание До года купали каждый день в большой ванне. С года стали глобальные заплывы устраивать раз в 3-4 дня, каждый день подмываю/умываю на ночь обязательно. Полюбил в тазу большом плескаться))) Вроде и не ванна, но и не быстрые подмывашки.
Горшок У нас с этим пока никак. Моя мама заставила меня купить горшок, когда Андрею было 6 месяцев. Мол, тебя (т.е. меня) в этом возрасте начали высаживать и его пора приучать. Я сторонник того, что до 1.5 лет, как ни крути, дети физиологически не могут контролировать себя в плане походов в туалет. Да, можно, каждый час сажать ребенка на горшок, можно хватать его в охапку, снимать с него подгузники или трусы каждый раз, когда тот начинает пукать или кряхтеть, но я не вижу в этом смысла. Я и, конечно, моя мама объясняли Андрею, что такое горшок, для чего он нужен, пытались его посадить и даже что-то там из него получить в этот самый горшок, но мой мальчик не воспринимает горшок по прямому назначению. Он вообще не хочет на нем сидеть, даже если хочет писать. Просто не понимает, что от него хотят. Ближе к лету, когда ему как раз будет 1.5 года, я займусь этим вопросом более серьезно. Пока я просто объясняю ему периодически при смене памперса, что эти делишки нужно делать вот туда, но не настаиваю)))
"Умелки" Очень смышленый мальчик, схватывает все на лету, НО только то, что ему нравится и хочется. Части тела знает давно, но показывать их категорически отказывается. Когда только выучил, где находятся глазки/ушки/ротик/носик/ушки, то какое-то время показывал, а потом надоело, видимо))) Вообще все делает только по желанию. Целоваться и обниматься по запросу тоже не любит. Но зато может просто так в середине дня подбежать, поцеловать прямо в губы и дальше пойти своими делами заниматься
Знает, куда и как нужно надевать носки, сандалики, варежки и шапку. Пытается сам чистить зубы и причесываться, вытирает себе ротик и носик, может даже "посморкаться" как ёжик (или показать, как это делают папа или дедушка)
Очень любит помогать мне с домашними делами))) Вытаскивать белье из машинки, развешивать и тут же снимать на сушилку (а если она сушилка еще не стоит, то ведет меня к ней и показывает, что нужно достать ее и установить), любит тряпочкой/салфеткой вытирать пыль со всех поверхностей и своих игрушек, этой же тряпочкой вытирается пол везде)))
В год научился выбрасывать мусор. Начали с ипользованных подгузников. Сейчас уже можно попросить его сходить выкинуть, например, фантик от конфетки))))) Очень удобно)))))
"Пока-пока" и "привет" машет одинаково рукой, на ночь папе желает спокойной ночи в виде попытки воздушного поцелуя (целует свою ладошку и вместо того, чтобы сдуть или помахать, прикладывает ладошку к моим и/или папиным губам, чтобы мы тоже ее поцеловали). В ладоши хлопает давно, в сороку-сороку игра как-то не прижилась у нас :(
Пирамидку освоили месяцев в 10 (не по порядку, а просто колечки нанизывать на ось), сортеры и вкладыши одно время старательно осваивал, сейчас подзабил на все это дело, больше нравится как-то по-своему распоряжаться всем составляющим - грызть, бросать, перекладывать, стучать друг об друга, иногда пытается башенки из них строить.
Научился и полюбил танцевать! Включает песенки/музыку на разных устройствах (книжки, музыкальные игрушки), хлопает в ладоши, приседает, может стоять на одной ноге, а второй притопывать )))) Любит тыкать кнопочки разные везде, где находит их - компьютер включает/выключает раз по -дцать в день, телевизор подвергается такой же атаке))) на кухне тыкает во все приборы, до которых достает...
В новогодние каникулы наконец-то получилось самому выдувать мыльные пузыри, но даем их нечасто, поэтому, может, уже и забыл)))))))
Игрушки все, в принципе, свои знает. Если попросить, то принесет или покажет (если в настроении, конечно).
Знает, где ванна/туалет/кухня/комната, ведет туда, куда попросишь. По больше части знает название предметов в квартире, в том числе и мебели.
Знаком с телефоном. Выдали ему старый кнопочный мобильник-раскладушку, открывает его с умным видом, тыкает кнопочки набирает номер и прикладывает к уху а я в роли озвучки в этот момент выступаю
Бытовуха Почему-то многие меня пугали разоренными шкафами/комодами/полками сначала, когда Андрей начал ползать, потом когда начал вставать и сейчас, когда начал ходить. Я дала ему вдоволь покопошиться в одном шкафу, показала, что в других все примерно то же самое, на этом интерес к ящикам в комнате иссяк. На кухне у него есть любимый шкафчик с посудой. Не запрещаю. Убрала оттуда то, что может разбить или поранить его. Все остальное (кастрюли, миски пластиковые и проч.) он периодически достает и как-то по-своему использует)))
То же самое, кстати, было и с ёлкой под новый год. У нас искусственная. Когда собрали ее, еще не наряженную разрешили потрогать, подергать за веточку, даже облизать))) Дали поиграть несколько пластиковых ёлочных игрушек и порвать одну ленту мишуры. Все. Украшенная ёлка уже не особо интересовала ребенка. Она стояла в абсолютно свободном доступе. Несколько раз он подходил к ней, конечно, пытался дернуть за ветку или потянуть за игрушку, но это быстро пресекалось и безо всяких скандалов и истерик Андрей отправлялся дальше по своим делам.
Как и все дети, любит пульты. Выдали ему от старого видеомагнитофона - сразу же просек, что все это подстава, пульт никто из взрослых не берет и вообще когда нажимаешь кнопочки, ничего не происходит))))) Иногда удается ему схватить рабочий пульт и тогда Андрей переключает каналы, как ему вздумается, изменяет громкость. Но самый кайф для него - включить телевизор поутру))) Это прям маленькая победа!
Большой популярностью пользуются провода и розетки. Но тут без вариантов - нельзя значит нельзя.
Обожает играть конфетами! Увидит вазочку - просит дать аж до трясучки. Перебирает их, перекладывает, шуршит, иногда разворачивает))) но в рот ни-ни, потому что глаз не спускаем.
А вообще в рот по-прежнему все тянет :( это беда полная для меня. Потому что в гостях я вынуждена постоянно быть рядом с ним, если играем чем-то мелким или достаточно хрупким, тоже глаз не отвести.
Речь Был период (месяцев в 8), когда он говорил достаточно много слогов и даже что-то похожее на осознанные слова. Потом все прошло. На сегодняшний момент он говорит "дай-дай-дай" в приказном тоне, когда что-то ОЧЕНЬ нужно и ОЧЕНЬ хочется, "дедА" (с ударением на 2ой слог) - обозначает дедушку и папу, "а" - это ав-ав, может сказать "аба", увидев собаку. И путает "на" и "дай" - когда что-то дает, то говорит "да". На этом наш словарный запас заканчивается, кроме своего тарабарского, конечно )))) Я особо не парюсь и не комплексую по данному поводу))) Год и месяц не тот возраст, когда дети ДОЛЖНЫ говорить много, ну и кроме того я считаю, что мой ребенок и так достаточно много всего умеет в своем скромном возрасте)))
Занятия Если честно, то я совсем не сильна в придумывании различных обучающих игр ((( Стараюсь в игровой форме понемногу всему учить Андрея. Сортеры показываю и пытаемся собирать, рамки-вкладыши, разные мячики и игрушки по цветам раскладываем, картинки в книжках называю и показываю, мозаику даю потыкать и поперебирать, к конструктору любовь прививаю, башни и домики из кубиков и прочих предметов строим на разных поверхностях, пытается уже поймать равновесие и аккуратно поставить фигурку высоко, чтобы не упала. Хотя, конечно, чаще всего всё это просто разбрасывается по квартире или вовсе закидывается под кровать)))) Стараюсь часто читать ему, пусть даже в фоновом режиме. Совсем недавно стали рисовать пальчиковыми красками. Андрею понравилось, но он жуткий непоседа и больше 2-3 минут на месте не сидит, поэтому пока все это очень стихийное и кратковременное.
Чтение Я сама - большой фанат книжек! Я обожаю читать и очень хочу привить любовь к чтению и книгам своему ребенку. Читать Андрею я начала месяца в 2. Он лежал, я садилась рядом с ним, показывала ему картинки и читала разные детские стишки и сказки в стихах. Месяца в 4-5 он восседал (а точнее полулежал) в своем стуле троне и к просто чтению книг я подключила книжки-кубики с картинками (аналог карточек различных) - показывала, называла, если дома был аналог этого предмета, показывала его в реале так сказать. С момента, когда Андрей стал ползать, наше чтение временно прекратилось - сидеть рядом было уже невозможно, книжки он либо вырывал и грыз, либо просто быстро переворачивал страницы и я могла лишь что-то быстро рассказать ему по памяти.
Потом интерес к книгам у него пропал совсем. Книжки-картонки у нас всегда лежат в свободном доступе, но он даже не трогал их. Ну нет так нет, я не настаивала. В 8-9 месяцев Андрей снова заинтересовался книжками. Он стал сам их листать, рассматривать картинки. С 10-11 месяцев на мое предложение почитать Андрей берет с полки книжки и несет их мне. Для удобства я стала давать ему несколько маленьких картонных книг, сама беру любую другую (даже с тонкими листами большого формата) и все счастливы - я спокойно читаю ему, он крутит-вертит-мусолит-листает другие книжки.
Пока в основном читаю ему детскую классику - стихи и сказки Маршака, Чуковского, Барто, Заходера. Куплено уже какое-то немереное количество книг, в том числе и современных авторов, но их я отложила на попозже))) (в планах сделать большой пост о наших книжках - любимых, нелюбимых и тех, что на вырост )
Игры Самые любимые игры у нас - подвижные. В прятки, ку-ку, догонялки, мячики и шарики мы можем играть по сути целый день)))) Бывают дни, когда так и происходит - ну не хочет играть ребенок ни во что другое! Сидеть на одном месте совершенно не может. Поэтому чем-то заняться с ребенком очень сложно. Но иногда бывают у него минуты отдыха или такое настроение неактивное, тогда в ход идут музыкальные или развивающие игрушки (о которых я также в ближайшее время напишу несколько обзоров). На сегодняшний момент самое любимое - это машина и паровозик каталки с музыкой, музыкальная ферма Kiddieland и абсолютный фаворит - палатка с шариками (сухой бассейн).
Любим валяться на кровати, беситься, щекотаться и хохотать на весь дом!
А еще я постоянно обнимаю его, целую и говорю, как сильно я его люблю, какой он замечательный, умный и талантливый мальчик! :) Мне кажется, это очень важно для полноценного развития ребенка!
____________
В качестве послесловия - если кто-то осилил мою писанину - УРА и большое спасибо! Для себя буду еще что-то добавлять по мере вспоминания.... мысли крутятся в голове в течение дня, думаешь - вот про это нужно написать и вот про то не забыть, а садишься за клавиатуру и все как отрубает.