5 видов мотивации ребенка, которая портит ему жизнь
полезные ссылкиВ процессе воспитания все родители ищут рычаги влияния на своих чад. А чаще используют методы доставшиеся «по наследству» от собственных родителей. Но нередко даже действенные приемы имеют разрушительные и опасные последствия, как для ребенка, так и для отношений в семье. Предлагаем перечень самых распространенных неправильных способов мотивации детей.
Шантаж бойкотом
Фраза «Я с тобой не разговариваю, пока ты не…» действительно работает. Но недолго. Затем эту тактику начинает использовать сам ребенок. Несколько раз из чувства вины он сделает то, что от него требуют или будет просить и умолять простить его, а потом сам не будет разговаривать с родителями.
Примерно таким же эффектом обладает фраза «Ты меня в гроб вгонишь». Она провоцирует чувство вины и чувство долга. Это достаточный стимул для того, чтобы ребенок убрал в комнате, сделал домашнее задание и закончил игру на мобильном. Но это разрушает доверие и создает напряжение, что ухудшает отношения.
Мотивировать подарками за будущие достижения
«За «отлично» в четверти по математике, получишь игровую приставку». Для ребенка дисциплинировать себя ежедневно ради достижения отдаленной цели - непосильная задача. Второклассник просто не может держать эту цель в голове всю четверть. Кроме того, такая постановка вопроса напоминает морковку, которую вешают перед мордочкой осла, и получится ее съесть или нет - неизвестно. Ведь если по математике будет не «отлично», а «удовлетворительно» для ребенка это станет сильным разочарованием и он может решить, что теперь он даже не будет пробовать стараться.
Как правильно мотивировать? Подарками можно мотивировать ребенка решиться что-то попробовать, поощрить маленькие достижения. Например, если он боится плавать, сказать «Если ты пройдешь три индивидуальных занятия с тренером, тебе понравится. После каждого занятия мы будем ходить в кафе». Но если и после этого ребенок не захочет идти в бассейн - не нужно его заставлять.
Подарки за достижения в том, чем ребенок занимается с удовольствием
Психологи провели эксперимент среди детей, которые любили рисовать. Их разделили на группы. Первым за рисование делали подарки, вторым - нет. Через неделю подарки для первой группы отменили, и большинство детей не захотели рисовать. Во второй группе все рисовали как обычно. Таким способом у детей из первой группы удовольствие как мотив для рисования был заменен на подарок, то есть внутренняя мотивация была заменена на внешнюю.
Как же хвалить за достижения в том, чем ребенку нравиться заниматься? Если достижение значимое, например картину выбрали для участия в выставке, отметить этот факт походом в аквапарк или собрать друзей дома для празднования.
Оплата успехов в учебе или домашних обязанностей
«За каждую пятерку в четверти 100 гривен». Деньги не могут повлиять на качество успеваемости. Если начать ребенку платить в два раза больше. Это не изменит его способностей к предмету и желания учиться. Этот подход может принести кратковременный эффект, на большее рассчитывать не имеет смысла.
«50 гривен за вымытые полы». Схема подобная наградам за достижения. Обычные семейные отношения, в которых полы моет тот чья это обязанность, заменяются на внешнюю мотивацию.
В каких случаях можно платить деньги? Когда ребенок делает что-то не для семьи, а для других целей. Например, старшеклассник делает и обрабатывает фото для страницы в соцсети фирмы, на которой работает отец.
Сравнение с другими детьми или с собой в детстве
На фразы «Вот Катя уже бегло говорит по-английски» и «Я в твои годы уже на заводе подрабатывал, приносил деньги в семью», ребенок справедливо может ответить, что «Катя мне не интересна точно так же, как ее успехи в английском, у меня свои приоритеты в выборе предметов и планы в жизни. А обстоятельства, в которых ты рос, не имеют ничего общего с нынешними условиями, и твой опыт работы на заводе в них не так уж и ценен».