ДЦП
Как заниматься с ребёнком с ДЦП.
1. надо обеспечить снижение влияния патологических рефлексов и нарушений мышечного тонуса
2. необходимо проводить пассивную ЛГ для увеличения объёма пассивных и активных движений во всех суставах
3. формирование цепных рефлексов с головы на шею и туловище
4. развитие моторного автоматизма
5. развитие функций мозжечка - обучающей системы головного мозга
6. развитие мышц
7. отработка моторных рефлексов до автоматизма
Очень важно сформировать рефлексы моторного ватоматизма, цепгых рефлексов с головы на шею, плечевой и тазовый пояс. Это является основой для гашения патологических рефлексов, нормализуется тонус.
Всему можно так же обучить родителей для того, что бы они могли в перерывах работать с ребёнком самостоятельно.
Важно составить индивижуально программу реабилитации.
Основные этапы реабилитации.
Всё начинается с нормализации мышечного тонуса с помощтю леебного массажа.
!. Придание позы эмбриона.
Малыш выкладывается на горизонтальную поверхность на спину, ручки скрещиваются в области грудной клетки и фиксируются руками врача вместе с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, Голова располагается в положении сгибания к грудине. В этом положении применяются прокатывания в прямой плоскости до полного состояния расслабления. Надо учитывать положение при прокатывании при асимметричном тонусе.
2. Упражнения на мяче.
Ребенок надо расположить на мяч. Следует заметить на то, что мяч должен быть хорошо накачан и иметь не скользкую поверхность. Проводятся плавные средней скорости покачивания, зависяшие от того, как распределён тонус. Упражнение проводится до состояния полного расслабления.
3. Укладки.
Необходимы круг для поавания и 4 валика, их можно подобрать в фитнес магазине по размеру.
Ребенок выкладывается в круг в положение на спине, руки и ноги на бортик. Время фиксации подбирается инливидуально. Заием на живот, ноги под круг, руки на бортик. Потом боковые положения.
Положениы на валиках подбираются в зависимости от наличия патологических рефлексов.
5. Снижение влияния АШТ-рефлекса.
Как работает АШТР: в сторону поворота лицевой части головы выпрямляются рука и нога, конечности, оказавшиеся с противоположной стороны приходят в положение сгибания. Возникает так называемая поза фехтовальщика.
Применяем зеркальную укладку: задаём обратное положение.
6. Снижение влияния СШТ-рефлекса.
Как работает СШТР: при сгибании головы к грудине сгибаются ноги. Задаём обратное положение.
7. Увеличение пассивного объема движений в суставах.
Если проблема связана только с тонусом, то его устранение даёт результат. Если имеются контрактуры, то сначала разрабатываем их - растяжки мышц и сухожилий, пассивная ЛГ. Выполнять надо всё только в строгом соответствии с физиологическими возможностями данного сустава! Постепенно надо добавить активную ЛГ.
8. Повороты головой можно осуществдять только после клогсультации с врачом.
Повороты проводятся для улучшения кровотока в голове и обласи шеи, укрепления мышц шеи, формирования установочных рефлексов с головы на шею и ниже, тренировки вестибулярного аппарата.
И.П - лёжа на спине. Голова ребенка придерживается за заднюю часть толкающей рукой инструктора ЛФК, вторая рука удерживает тело ребёнка со стороны пояса нижних конечностей противоположно другой руке.
Голова ребенка находится в вертикально, строго в серединной линии. Осуществляем поворот головы в сторону до угла 90 градусов к плечевому суставу вправо и влево. Затем возвращаем в исходное положение.
Важно, что бы угол движения головы не превышал 90 градусов, возможны повороты от плеча к плечу. Исключено отклонение оси головы! Это может привести к травме!
Скорость выполнения упражнения один поворот не менее 10 секунд. Количество пассивных повторений зависит от состояния.
Упражнения выполняются в обе стороны.
9. Формирование рефлексов с головы на туловище
Ребеноку придаётся поза эмбриона. В этом положении инструктор присаживает ребенка, таким образом, и производятся покачивания из стороны в сторону, назад, вперед, по кругу по часовой стрелке и против.
Гадо добиться, что бы ребенок начал удерживать голову при отклонении в любую сторону. По мере улучшения этого навыка амплитуда и скорость движений увеличиваются.
10. Формирование опоры на плечевой пояс.
Ребенок лежит на мяче на животе, инструктор фиксирует таз ребенка одной рукой.
Реки ребенока размещаем ладонями на мяч, кисти на уровне плечевых суставов, предплечья параллельны, локти прижаты к туловищу.
Наклоняем мяч, руки идут вниз. При этом контролируем опорность кистей рук. Они должны быть раскрытой, локти не отходили от туловища, руки выпрямлялись максимально.
Перенесение центра тяжести тела с одной руки на другую на мяче.
Ребенок на мяче, как описано выше. Инструктор наклоняет мяч влево и вправо с целью перенести вес тела на разные .
По началу отклонение мяча не более 10 градусов, но по мере развития навыков ребенка увеличивается .
Смена положений тела выполняются следующим образом.
- с головы на туловище
- с туловища на таз.
- с таза на туловище
- с туловища на пояс нижних конечностей.
Это необходимо отработать с ребенком для становления цепных рефлексов с головы на туловище, с туловища на таз, с таза на туловище, для наработки автоматизмов поворота на живот со спины и наоборот, а в дальнейшем присаживания.
11. Ползание.
И.П. - ребенок выкладывается на область живота на горизонтальную поверхность. Правая рука выпрямлена вверх и ладонью вниз. Левую руку фиксируем в согнутом в локтевом суставе положении.
Голова повернута в сторону согнутой руки.
Левая нога со стороны согнутой руки, сгибается в коленном и тазобедренном суставах правая нога выпрямлена и свободна. Под стопу левой ноги под водится опора.
Стимулируем точки по методике Войта. Результат - реьёнок меняет положение на зеркально противоположное.
Так повторяет несколько раз.
Это инструкция начального курса освоения моторных навыков, все описано далеко не в полном объеме. Но этого достаточно для начала работы с ребёнком. Родители могут самостоятельно проводить занятия с ребёнком в период между курсами реабилитации.
Помните, что не правильное выполнение травмоопасно!