Прогулки-узнавалки. Часть 3
тематические занятияВсем привет и не удивляйтесь! Пост был написан 05.11.2014 г. в сообщество и продублирован в дневник, затем пополнялся новыми прогулками.
Однако в связи с нововведениями после последней редакции поста он остался только в сообществе, а из моего дневника пропал (ррр!). Потому дублирую хотя бы так сейчас.
Плюс редактирую и добавляю уже наши "современные" прогулки по темам проекта.
******
Летом мы очень интересно погуляли с Прогулками-узнавалками от Ксении Несютиной. А потом выиграли в конкурсе полную версию. И хоть проект летний, даже сейчас есть темы, которые можно обсуждать. Пока идем из сада, нам как раз хватает времени обсудить одну тему. У Ксении все очень четко структурировано, информация подана удобно и доступно. К сожалению, Алиса пока не всегда фантазирует так, как хотелось бы, но все равно мне нравятся такие прогулки. И хоть всех разговорчиков не упомнить (еще и записываю через несколько дней), но все же хочется оставить в памяти хоть что-то.
Солнце (№7, 2014 г.)
Нашли на небе и обсудили, что долго смотреть на Солнце может быть вредно для глаз.
Солнце - это звезда. Задала вопрос, почему в отличие от других звезд, которые мы видим только ночью, солнечный свет, напротив, есть только днем. "Потому что природа так задумала" - был ответ:)) Для понимания посветили фонариком при свете дня.
Иногда Солнце светит ярко, и тогда предметы отбрасывают тени
А иногда тени нет - если между Солнцем и предметом другой предмет. Или если пасмурно и Солнце спряталось за облаками.
Я пускала Солнечные зайчики зеркальцем с крышкой, но ребенок, испорченный цивилизацией, затребовал "телефон" себе:)) Ага, этакая мобила-раскладушка, Алиса у нас по чему только не звонит:)) Но хоть верно сказала, что солнечные зайчики не живые, в отличие от своих лесных собратьев.
Спросила, почему, если звезда Солнце такая огромная, кажется не больше тарелки. Блин, не все ответы я запоминаю...В общем, оттого, что очень далеко. На примере деревьев обсудили, что ближние предметы кажутся больше удаленных.
Поговорили про пользу и вред от Солнца. Идея для фантазии была следующей: что если Солнце начало нагревать Землю сильнее? Алиса сказала, что надо уйти домой:)) Ну уже совместно проговорили последствия (таяние льдов, испарение) и возможные пути (жить под землей, улететь на другую планету, построить защитный экран).
Небо (№13)
Для понимания положили мяч (Земля) в пакет. Слой вокруг - это атмосфера, воздух. Он защищает нас от вредного воздействия солнечных лучей.
Вспоминали, что можно увидеть в небе днем и ночью, что живое, что неживое, что создала природа, а что - человек.
Облака были невнятные какие-то, поэтому пофантазировать на тему, на что похожи, не удалось. А вот из чего сделаны? Путем долгих расспросов удалось получить версию - "из белого железа":))
А вот второй вариант - придумать сказку про облачную страну - очень даже пошел. Мы продолжили придумывать сказку на следующий день по дороге в сад (а обычно Алиса не очень в духе в это время, но тут даже улыбалась). В нашей версии на облаках живут Сорока, Ворона, Лиса и Волк. Чтобы мы туда попали, они могут нам сбросить веревочную лестницу или просто веревку. А еще можно найти высокой дерево и забраться по нему. У них там есть машины. А едят они кашу из облака, облачный коктейль и мороженое из облака.
Продолжаем историю каждое утро:)
Дороги (№9)
Рассказала, что дороги сопровождают людей с самой древней истории. Даже у животных есть натоптанные тропы. Попробовали наступить на траву - примялась, а если еще много раз тут пройти? Но в ответ, кто создал тропинку, Алиса сказала, что природа...
Посмотрели разные виды дорог, порассуждали, зачем бордюры, что лучше - асфальт или плитка.
Спросила Алису, можно ли делать дорогу из камней, веток, шишек, травы. Суть ответов была, что да, можно, надо только "вот так чик-чик накрошить/насыпать/и т.д.:))
Про пользу и вред дорого говорили. Про вред она даже сама в нужном направлении стала двигаться - начала с того, что могут сбить машины:)
Когда фантазировали про дорогу для всех видов транспорта или транспорт для всех типов дорог, я напомнила Алисе про книгу о детективе Моррисе (тык), у него как раз такой мотоцикл был, что и ездить, и летать и под водой передвигаться умел. Алиса даже заказала мне снова взять ее из библиотеки:))
Травы (№14)
Обсудили сходства и различия растений. У Алисы, конечно, первый ответ был, что деревья большие, а трава низкая. Хорошо знает, зачем насекомые садятся на цветы и что они там пьют:)
Обсуждали внешний вид встречных трав и их семян.
Рассматривали их потом под лупой.
Рассказала Алисе про однолетние и многолетние травы (не уверена, что информация была настолько интересна ей, чтобы запомниться:))) Обсудили, что бывают ядовитые растения.
Фантазия на тему необычной травы, я считаю, удалась - Алиса придумала, что у этого растения цветы могут переключаться и менять цвет! А еще издавать музыку. Умничка моя. А еще оно ядовитое, чтобы его никто не съел. Было она сказала, что волшебник может съесть. Я стала интересоваться, какое свойство он после этого приобретет. Но нет, все же решила, что и для волшебника наша трава ядовита и ему ее есть нельзя:))
Птицы (№11)
Птиц не так много нам попалось в этот день. Регулярно видим воробьев, голубей, сорок. Реже ворон. Недавно синичек увидели (как-то раньше они мне в городе не попадались)!
Вспомнили голоса разных птиц (конечно же, самых распространенных:)
Нашли перо. Спрашиваю: «Чье?». Первая версия - орла! Это сказывается недавнее чтение - Кротик и орел:) Вторая версия - лебедя (иногда с голубем путает). Ладно, выяснили, все же чье. Спрашиваю, а кто такие пернатые - отвечает: «Индейцы»:) Но потом все же говорит, что птицы и даже объясняет, почему их так называют. Дома порисовали этим пером
Нашли гнездо, я рассказала, какие гнезда бывают у разных птиц, вспомнили и про коварную кукушку. Потом Алиса стала нагребать на дороге «гнезда» из опавшей хвои лиственниц. На следующий день расстроилась, когда не увидела их (наверное, ветер разнес кучки).
Вспомнили необычных птиц (стриж, пеликан, страус). Алисе на ум пришел еще и единорог:) Когда в последний раз ходили в цирк, там был пони с крыльями и рогом:):)
Тема для фантазии - хотел ли бы ты научиться летать? Алиса не проявила особой инициативы. Тогда я спросила, как не сталкиваться в полете? Сказала, что надо пропускать друг друга.
Эта моська у нас проходит под кодовым названием "злая утка":)
Деревья (№16)
Алиса совсем плохо знает породы деревьев. Прогулка не помогла нам в этом направлении, но и цели не было на этот раз, да и сильно приглядываться к разным видам деревьев не очень удобно на нашем маршруте следования из сада (вдоль дорог идем, уже на заходе солнца).
В общем, назвать виды деревьев Алиса не смогла. Ну, по крайне мере, знает, что оно живоеJ Еще раз вспомнили об отличиях от других растений - трав и кустарников.
Я несколько раз акцентировала внимание Алисы, что строение у разных деревьев отличается (кора, форма листьев и т.д.). Поскольку листьев уже почти нет на деревьях, обращали внимание на кору (жаль, не взяла мелки, не проявляли текстуру коры). Еще рассказала, как определяют возраст дерева по кольцам.
Нашли корни, обсудили, зачем дереву такие большие. Эти Алиса обозвала «гусеницами»
Рассказала Алисе об интересных деревьях из материалов Ксении - радужном эвкалипте и секвойе.
К сожалению, я уже позабыла, что Алиса фантазировала на тему «что было бы, если деревьев не стало». В памяти осталось лишь, что она сказала, что мебель мы стали бы делать из пластика (умная какая:)
Звуки в городе (№22)
Итак, начали с фантазии - каково это, если нет глаз. Какие бы изобретения появились? Алиса сказала, что глазки бы присоединили:) Послушали, какие звуки окружают. Естественно, определить вид машины по звуку, Алиса не смогла.
Пробовали называть, какие звуки производит неживая природа. Облака? Алиса, кажется, сказала, что если топать по облакам, то будет топ-топ (это все под влиянием наших сказок про облачную страну:) А дождь? «Кап-кап». А сильный дождь? «Кап-кап» (громким голосом:))
Рассказала про летучих мышей, которые ориентируются с помощью ультразвука.
Осень (№70)
К сожалению, пометок об ответах Алисы не делала, отчет долго не писала, поэтому забыла почти все:( Да и фото нет совсем.
Порассуждали на тему, какое сейчас время года, какое было до этого, и какое наступит после. Пациент немного путался в показаниях:)
Вспомнили приметы осени (про листья Алиса верно вспомнила, про перелетных птиц, конечно же - нет). Обсуждали, как меняются дороги, люди, растения с приходом осени. Меняется ли что-то дома? Кажется, Алиса предположила, что тоже меняется.
Рассуждали про плоды и дары осени (желуди, каштаны, вертолетики, зачем каждому из них характерные приметы - шляпки, колючки и т.д.). Как животные готовятся к зиме, что делают те, кто не собирал припасов.
На все почему из следующих вопросов Алиса ответила логично (кроме последнего). Почему осенью много луж? Почему у дворников много работы? Почему на ярмарке много яблок (тут она, кажется, говорила, что их продавщицы приносят)? Почему очереди в канцелярских магазинах:
Тема для фантазий была: как инопланетянам за 2 дня определить, какой сезон - поздняя осень или ранняя весна (деревья голые, холодно, нет травы)? Но ничего интересного Алиса не придумала.
Палки-палочки (№ 24, 01.09.15)
После большого перерыва добавляю очередную прогулку по материалам Ксении Несютиной. Хотя с палочками мы уже очень интересно играли (недавно как раз пересматривали книжку, которая была нами сделана по факту:))
Нашли палочку. Чем она была раньше, Алиса не придумала (вернее, ничего оригинального).
Однако на вопрос, как же оказалась на земле, сразу сказала - ветер сломал. Еще идеи генерировали. Из интересного - сказала детки мячиком сбили.
Посмотрели на ветку в лупу. Алиса разглядели "какие-то грибочки, нет, отравные точки":))
Сказала, что найдет хорошую. Подобрала другую палку, говорит "Хотя нет - не та". Дальше у Алисы все было отравное - камешек ("Он не такой отравный, но чуть-чуть":)
Рассмотрели кору, порассуждали, зачем ей быть гибкой и эластичной. Алиса предположила, что защищает, делает тверже. Сказала, что ветки не любят "ломательство":)
Ветки хрупкие и упругие нашли. Отличаются наличием древесного сока. А куда делся сок из хрупких? "Вылился".
По ходу прогулки увидела, что мальчишки разглядывают слизняка, побежала к ним с лупой, посмотрели все дети:)) Алиса наградила его эпитетами "липкий, злой, грязный":))
Потом подбежала ко мне снова со словами "Дай мне лупу и палочку, это будет приманка для девочек" (видимо, хотела и девочек заинтересовать :) И хоть девочки увлеклись в меньшей степени, но вернулся ребенок со словами "Сработало, мама":)
Вспомнили, чтов Азии едят палочками и попытались найти палку, похожую на нашу. Проговорили про длину, толщину.
Стало темнеть, но мы еще немножко порисовали лабиринты.
Потом я попробовала спросить Алису, на что похожи палочки, но не помню уже, придумал ли она что-то оригинальное.
Вообще, поняла, что сильно скучаю по декретным временам, когда мы много во что играли.
Возраст (№8, Октябрь 2016 г.)
Мы вновь возвращаемся к занятиям (неделю назад я уволилась:)) Так интересно смотреть, как растет дочка - пошел третий год с прогулками:))
Спросила Алису, сколько ей лет, на этот вопрос она ответила с ходу ("четыре с половиной", хотя на самом деле 4,9, но зачем ребенку эти тонкости:))) Сколько мне лет, она не знала. На вопрос, что же такое возраст, Алиса сказала - "когда люди растут". День, когда человек появился на свет, правильно дочка не назвала.
На память запечатлили этот самый возраст. Надо было вместе - не додумалась..
Сказала Алисе, что на улице пальцем показывать неприлично. Попытала ее, почему. Вроде бы дошли до того, что ей это не нравится и раздражает (надо сразу писать, а то через пару дней все диалоги из головы улетучиваются). Сказала, что вместо этого можно описывать между собой словами. Потренировались - я описывала, а она угадывала, кого я имею в виду, потом наоборот. Но долго она не захотела играть.
Зато следующая игра, когда при виде старшего надо было топнуть, а при виде младшего хлопнуть, понравилась Алисе больше:)) Активно топала, жаль, что малыш всего 1 попался, а другая девочка - под вопросом, страше она или младше.
Спросила, есть ли бабушки и как она понимает. Пару женщин преклонного возраст и бабушек показала. Как понимает: "Ну у меня же есть мозги":)) Чем похожи и отличаются взрослые и дети - Алиса сказала, что они разные, есть плохие и хорошие и далее в особые размышления пускаться не захотела...
Дальше проговорили, что у любого организма и предмета есть вой возраст, для живых это рождение, для неодушевленных - создание. Алиса правильно сказала, что для дерева - это момент появления ростка, для дивотных и человека - рождение. Для дома - дата постройки.
Рассказала про долгожителей - океанические водоросли, которым 100 тыс. лет и мух-поденок, которые живут несколько дней и по этой причине у них нет рта, т.к. еда им не понадобится. Алиса попросила показать ей такую муху, а также произрекла что-то вроде "Ну понятно, почему они так мало живут - они ведь не едят":)
Размышления - что если бы дома строились на 1 день? Что если бы продукты не портились, что бы исчезло из нашей жизни? Честно говоря, я подзабыла уже ответы, но и не скажу, что Алиса прямо активно фантазирует. Любимый ответ этого года: "Я не знаааю":((
Голуби (№25)
Ранее мы уже говорили про птиц в целом, сейчас с конкретному виду.
Как понимаешь, что перед нами голубь? "Ну вы же мне говорили, я запомнила":))
А голубь - это животное или птица? Конечно же, Алиса ответила, что птица, я бы и сама так сказала:)) Но Ксения (автор Прогулок) подсказывает, что птицы тоже относятся к животным. Какие голуби в России? Что такое сизый, Алиса не знала.
Порассуждали, какого размера кусочки будуь для них предпочтительней. Сказала, что крупные смогут откусывать. Чем, ведь зубов нет? Клювиком:))
Покормили, попытались порассуждать, чем похожи от отличаются. Алиса обратила внимание на оперение, я добавила, что повадки - кто-то пугливый, кто-то смелый.
Сравнивая голубей с воробьями, Алиса опять-таки сконцентрировалась на цвете перьев. К сожалению, только в самом начале один воробьишка подскочил и сразу же улетел, так что наглядного примера не было. Не помню, говорила ли она про размеры. Я еще отметила, что передвигаются они по-разному - голуби переступают, воробьи подпрыгивают.
Спросила, на что поход звук воркованья. Алиса сказала, что на карканье ворон
В общем, как я ни пыталась ее еще на что-то сподвигнуть - не удалось:))
Рассказала ей проголубиную почту. Спросила, зачем люди использовапли голубей. "Чтобы они переносили товары, которые заказали люди"! Ох уж эти современные дети:)))
Отметила, что в войну активно использовали. Спросила, почему. Алиса сказала, что на самолетах нельзя было, потому что злые могут сломать самолет. Ну ладно, направление верное:))
Плюсы и минусы голубиной почты в сравнении с обычной не очень нам удалось выявить:(( Зато на вопрос к размышлению, что было бы, если у людей были перья, Алиса хоть немного пофантазировала. Сказала, что могла бы летать. А тогда бы из ее жизни исчезли машина и автобус, лестницы и лифты.
Безопасность в городе (№30)
По дороге из сада, спросила дочку, какие места на улице требуют от нас повышенного внимания? Алиса, конечно же, сразу сказала про дороги, т.к. там может сбить машина. Уточнила ее, где можно переходит. Описала достаточно точно знак пешеходного перехода, а также сказала про светофор, правильно обозначила действия при каждом цвете сигнала. Уточнила, что говорит тетя при звуковом сопровождении и для кого она это говорит. Алиска прямо смешно все так повторила: "Внимание, движение пешеходов завершается!:))
Спросила, ее, где можно переходить, если знака нет. Отвечает - "Значит - нельзя". Я ей все намекала на зебру, приводила в пример слона и жирафа. Но вспомнила про зебру она чуть позже.
Я спросила, как можно еще организовать переход. Алиса ничего не предположила. Тогад я рассказала про подземный переход и виадук. Причем, прежде, чем назвать второе, спросила, как назвать переход надо дорогой: "Надверхний":))
Дальше поговорили внимательность на детской площадке - горки и качели - это весело, то также можно и удариться.
По дороге обращали внимание на люки. Спросила Алису, почему на них лучше не наступать. Она сказала - там глубоко и течет грязная вода. Поговорили, что на стройках также надо соблюдать технику безопасности, вспомнили, что надевают на голову рабочие на стройках.
Рассказала Алисе про самые безопасные города - Люксембург и Сингапур. Потом фантазировали на тему, как сделать все более безопасным. Алиса предложила заклеить люки суперклеем и запретить ездить в городе на машинах. На мой вопрос - а как же нам попасть в центр, далеко ведь, не дойдем. Сказала, что если далеко, то можно:)) А как определить, далеко или нет? "Карту включить". В общем, спор безопасности и личного комфорта:))
Ветер (№28)
Как раз денек я выбрала ветреный, для наглядности:) Посмотрели на колышащиеся ветви, на развевающееся на ветру белье.
На вопрос, что такое ветер, Алиса даже вполне верно ответила - "когда воздух летит". Сделали ветере - подули друг на друга. Поиграли с надуванием шарика и выпусканием "ветра" из него. Алиска все пряталась от меня за шариком:)
Побегали, почувствовав, как сильнее ощущается ветер в лицо. Помахали листиком у лица. Алиса верное ответила, что деревья и кусты сами двигать ветвями на могут (хотя, если подумать, могут расти в нужном направлениие:). Облаков на небе, к сожалению, совсем не было, так что за их движением понаблюдать не удалось
Фантазировали на тему, что если бы с помощью какого-то устройства или вообще без него люди бы могли передвигаться, используя силу ветра. Сначала вообще идей не было. Я предложила для примера зонтик. Насколько помню, Алиса сказала, что он у нее будет с лопастями и рулем. По поводу этих свободных заданий - Алиса не очень-то любит пространно мечтать на такие темы. Да и я, даже если записываю (что не очень удобно на ходу), то потом сама через несколько дней с трудом разбираю, что же имелось в виду:))
Грязь (№27)
Что такое грязь? Алиса ответила что-то вроде "жидкое, о что можно сподткнуться". Я уточнила - наверное поскользнуться? Из чего она состоит? Подошли посмотрели на скопление земли у бордюра с края дороги. Алиса сказала, что из дождя и мокрого асфальта:) Потом все же путем размышлений дошли до песка и пыли:)
Почему в одном месте сухо и чисто, в другом скапливается грязь? Сначала сказала, что в одном месте просто никто не забоится, а в другом заботится:) Но потом увидели лужу и я повторила вопрос. Алиса уже сообразила, что "там, где дырки образуются, туда вода заливается"
Походили ногами, побаламутили лужу палкой. Я думала, в саду есть резиновые сапоги, чтобы как раз побродили по грязи и луже, но они остались в машине:(( Потом вымочили варежку и с практическими занятиями закончили:))
Стараются ли люди, испачкавшись, вытерерь, смыть грязь? Да. Очищают ли себя животные? Да, Алиса вспомнила, что кошки умываются языком. Еще вместе "стряхивали" с себя воду, как делают собаки:) Я ей рассказала, то некоторые животные, наоборот, валяются в грязи, чтобы избавиться от блох. Могут ли растения очищать себя сами? Алиса ответила, что не способны, так как у них нет рук, а ветками они не могут управлять и в доказательство показала мне пыльное и грязное дерево. Проговорили, что растения моет дождь.
Когда мы попытались выявить пользу и вред от грязи, в качестве первого Алиса как раз упомянула блох:)) Ну а я добавила про лечебные свойства некоторой грязи. В качестве минусов грязи дочка назвала - можно испачкаться, в ней микробы.
Я стала допытываться еще про плюсы и минусы грязи. Алиса стала уходить в отказ: "Я не проверяла ее". Тут вдобавок мы подошли к одной площадке, на которой Алиса любит играть в детский сад. И она вошла в роль воспитателя. Тогда я стала ребенком, и стала ее из этой позиции одолевать про грязь (меня так просто не проведешь:)). Алиса-воспитатель отвечает: "Вот тебе тетрадка про грязь":))) Я просила ее читать, я ведь не умею. Тогда Алиса резко переквалифицировалась в маму и спросила: "А что, вам воспитатель про грязь не рассказывает?". Я-ребенок отвечаю, что нет. Алиса строгим голосом говорит: " Пойдем в садик, я разберусь с твоим воспитателем, почему она не рассказывает, а только дает домашние задания":))) Вот же хохма:)))
Тема для фантазии - что если грязь нельзя будет смыть. Как будут выглядеть люди, что исчезнет из магазинов. Дочка была лаконична - будут выглядеть как свинки. Что исчезнет, смогла только с моими подсказками дойти.
Следующие прогулки буду добавлять сюда же, если вдруг интересно читать будущие темы, дайте знать. Я тогда буду сигнализировать об обновлении поста, а вы подпишитесь на комментарии.