Рисование и живопись. Материалы, результаты, размышления)
В рисовании мы не занимаемся чем-то особенным и не можем похвастаться какими-то выдающимися результатами. Мы не рисуем кошек, собак, домики, мордочки, не закрашиваем пространство внутри фигурного контура в виде грибка или яблока, не рисуем дождик. Это конечно все достаточно интересные занятия, они развлекают, развивают словарный запас и дают новые понятия..но все же к живописи и рисунку, на мой взгляд, имеют мало отношения. Это игры, просто игры.
Что касается «уроков рисования», то мы просто мараем бумагу и делаем каля-маля). А что еще требовать от ребенка до 3х лет? Успех в этом возрасте – не ровно закрашенный грибок, а именно удовольствие, которое получает ребенок от манипуляции с красками и карандашами. А успех очень зависит от того, как организован процесс, какие материалы для рисования использует малыш. К этому я и вела) Расскажу, как организован процесс у нас.
1. Рабочее место.
Мира очень любит свой столик. Он за ним делает практически все. И даже если вдруг отказывается обедать, то прекрасно ест за своим столиком.
Мне очень понравился столик из Икеи – сундвик с местом для хранения, где у нас все и хранится. Я о таком мечтала, и тут он появляется в Икее)) Мира со столиком совершенно прекрасно управляется. Крышка со стопором, предусмотрена безопасность рук – выступы столешницы за основание и пространство между крышкой и коробом –хранилищем.
Минус столика – очень мягкая древесина. Либо надо класть специальную подложку, либо быть готовым, что через пару месяцев столешница будет иметь потрёпанный вид. Я уже приготовила грунтовку. Буду грунтовать и красить заново.
2. Бумага. Бумага мне также нравится из Икеи.
Прекрасный набор белой бумаги А3 и белой с цветной А4. Цветная бумага как пастельных, так и главных цветов. Есть даже несколько листиков крафт-бумаги. На пастельной мы рисуем, так же как и на белой. С одного края бумага слегка склеена. Я не всегда отрываю лист, скорее использую все листы как альбом. По плотности и качеству листа бумага напоминает бумагу для черчения, но обходится в несколько раз дешевле! Она достаточно плотная, но для акварели не подходит. Для акварели можно купить самую дешевую акварельную бумагу в папке. Я покупала А3 и А4 стоимостью до 100р.
Для защиты стола, различных экспериментов с краской, штампами, и просто для спонтанного рисования в течение дня я стелю на стол рулонную бумагу из Икеи. Сама конструкция для рулона немного громоздка. В ней нет особой необходимости, но с ней удобней. Держу на подоконнике повыше, чтобы рулон не был размотан весь за один день. По моим прикидкам его должно хватить минимум на год.
3. Кисти.
Мне не сразу пришло в голову это простое решение, что кисти надо купить в обычном художественном магазине( лучше крупном), а не в детском. Вот одни неудачные кисти, которые с виду кажутся прекрасными, из Имаджинариума. Треугольная резиновая ручка никакого преимущества не дает. Щетина собрана бездумно, слишком длинная для такой хилой густоты, она абсолютно не упруга, жрет много краски, совсем не оставляя ее листу, а когда маленький ребенок нажимает на эту кисть немного сильнее, чем надо, ( а маленький ребенок делает это всегда!) он в итоге «рисует» резиновой палочкой, а щетина топорщится, куда хочет. Я не знаю, может у деток постарше получается, но малышам, как ни парадоксально, нужны взрослые кисти!
Идеальны жесткие, упругие кисти. Из белой щетины(свиньи?) – самые жесткие, но хороши для акварели в нашем случае, так как щетина свиньи гигроскопична, синтетические – упругие, легко моются, хороши для гуаши, пальчиковых красок, и из щетины коров самые мягкие и дорогие из этой троицы - для акварели. По форме – круглая, плоская, срезанная и овальная. Круглой кисти из щетины не страшны любые издевательства, она более универсальна, так как ей можно вести линию, а можно просто делать круглые кляксы. Плоской лучше закрашивать поверхности. Размер - №20 и поменьше №16 где-то. Совсем маленькие не нужны. Большая кисть – флейц – для покраски больших пространств и для нанесения воды на акварельный лист.
Кисти я покупала самые недорогие, стоимостью около 100р, производства России. Mercurius (две верхние) - немецкие, фирмы, которая производит и поставляет товары для вальдорфских детских садов и школ. Ну я люблю все, пропитанное этой эстетикой, так что не смогла не купить. Хотя кисти обычны, хотя и очень качественные. Из всех наших кистей они самые мягкие, поэтому ими надо учить пользоваться правильно – вести мазок не против пучка, иначе будут постоянные заломы волоса. Пока правда волосы кисти эти не теряли, хотя подвергались жестокому отношению)
Отдельной статьей идут валики. Опять из Имаджинариума. Интересны для экспериментирования, но жрут очень много краски.
4. Карандаши цветные. Еще со времен первого студенчества (а это было очень давно) я любила раскрашивать значимые места в лекциях и печатных текстах цветными карандашами. Для этого идеально подходили карандаши Lyra ferby. Я очень обрадовалась, узнав, что это любимые карандаши адептов вальдорфского учения в педагогике)). С тех пор их у меня даже осталось немного. У них хороший пигмент, красивые цвета, в меру мягкий грифель, толстый при этом. Форма карандаша треугольная, он толстый, его удобно держать маленькой ручке. Для малышей лучше покупать покрытые лаком, чтобы они могли видеть цвет.
Для почти изрисовавшихся карндашей mercurius поставляет специальный удлитель, продлевающий жизнь карандаша.
Есть и другие производители подобных карандашей, но их еще сложнее найти и купить в России, чем Лиру.
5. Восковые мелки.
Первые мелки, которые я купила Мире в Имаджинариуме, были фирмы Crayola. Ему был год. Он не только любил мелками рисовать, но и любил мелки есть. Я так и не смогла найти данные о возрасте и о составе на упаковке. Возможно, на оригинальной упаковке Крайолы есть эта информация, Имаджинариум о ней умолчал. Эти мелки достаточно мягкие и цвета хорошие, но все же они очень восковые, пигмент ложится крупными пятнами, малышу сложно надавить хорошо для яркости. Вскоре мы стали с ними играть, как со счетным материалом, и просто складывали в коробочку))
Мою страсть к натуральному опять утолили вальдорфцы.
Мелки- брусочки Stockmar. Состав их исключительно безопасен и натурален, если только нет аллергии на продукты пчеловодства. Эти мелки из натурального воска. К тому же они невероятно легко наносятся на лист, краски не перемешиваются, но как бы покрывают друг друга. Очень красиво. Форма бруска способствует правильному захвату его пальцами. Его не возможно никак взять, кроме как правильно. Рисовать можно как линию –уголком, закрашивать большие поверхности – гранью. Чувствую, их потенциал для нас еще откроется, когда станем постарше.
Из этой же серии безопасных восковых мелков интересной формы – мелки-камешки Crayon Rocks.
Они мельче, чем бруски Штокмар. В год Мира запихивал их за щеку чаще, чем рисовал. Сейчас и не думает, конечно. Рисовать ими приятно, они очень мягкие, их невероятно приятно нюхать! Но по качеству наложения пигмента на бумагу с Штокмар они не сравнятся – нет такой однородности и легкости, но тоже очень хороши.. Мягкость зависит от пигмента, а также какие-то яркие, какие-то не очень. Мне они больше нравятся за свой внешний вид, запах, возможность тренировать правильный захват. Мира до сих пор не только ими рисует, но и просто играет. Толщина линии тоже варьируется от стороны.
6. Краски. Тут все сложнее. Потому что я не определилась со своими фаворитами окончательно и еще в поиске.
Первые краски, которые мы извели, были всем известные пальчиковые Jovi. Почему-то их все советуют..Мира рисовал ими сразу кистью, когда мы начали в 1год и 7 месяцев наши первые эксперименты с краской. Их большой плюс – они хорошо отмываются. Но плохо смешиваются. А в итоге получается цвет грязи. Они хороши для изучения одного цвета. Претензий как к краскам у меня к ним нет. Разве что к составу. Хотелось чего-то более наурального. Без формальдегида!! Больше jovi мы не покупали.
Следующими стали пальчиковые краски Djeco в тюбиках.
так выглядит стандартная мазня этими красками . Миратащится от отпечатклв своих рук)
Да, это просто праздник цвета! Состав хороший. Отмываются, отстирываются легко от всего. Так как мы краски не едим, я решила не сходить с ума и не искать меганатуральные. Маркировка на красках с 1,5 лет. Это меня устраивает. Но еще больше меня устраивает то, как эти краски ложатся на бумагу, что они не блекнут, когда высыхают. Можно взять много краски и добиться эффекта пастозности, который Мира очень любит, а можно добавить чуть воды, и они станут прозрачными. Меня немного не устраивает то, что цвета не смешиваются особо, то есть нельзя изучать взаимодействие цветов. И сами краски немного неоновых оттенков. Хотя очень красивые! Мой вердикт – Djeco быть. Но нужна альтернатива. Думаю попробовать гуашь Djeco.
Дальше акварель. Это пока проблема, и идеал не найден. Вообще я не написала вначале, но мне очень нравится подход к живописи в вальдорфской школе. Вальдорфцы рисуют жидкой разведенной акварелью по мокрому листу. Сначала это абстракция, красивое и умелое смешивание цветов. Но как только дети научаются работать с цветом, начинают уже рисовать нечто определенное – пейзажи в основном.
Так выглядит стандартная мазня акварелью из кюветов
Акварель в кюветах имеет право на существование. И мы даже очень часто ее используем. Результат очень симпатичный. Ну все знают акварель. Вальдорфцы разводят акварель в мисочках. Для этого нужна акварель в тюбиках или жидкая акварель в банках. Вот тут начинаются проблемы. Поштучно в Москве купить акварель проблематично. Ее нигде нет. Мне перепало пара тюбиков фирмы Гамма. Но сами цвета не вызывают восторга. Они нереально пачкучие, не отстирываются. Не дай бог ваш ребенок захочет поразмахивать кисточкой, обмакнув ее предварительно в мисочку с краской.
Возможно это недочеты акварели Гамма, но пока я не озаботилась покупкой зарубежной акварели в тюбиках. Плюс это дорогое удовольствие, если покупать набор.
Продается акварель Штокмар в банках. Сначала я думала, что мы не осилим эти объемы, но неудачный с Гаммой наводит меня на мысли купить пару-тройку баночек с акварелью Stockmar.
Тем более состав акварели из художественного магазина вообще неизвестен, кроме пигмента и воды.
7. Аксессуары.
Баночки для разведения красок и подставка для них Mercurius. Эти баночки нереально удобные. Мира очень любит брать из них краску. Подставка никуда не двигается, в отличие от палитры из коробки с красками djeco или стандартной упаковки с детской акврелью. Иногда подставка даже придерживает лист.
Баночки эти я видела в продаже в разделах с посудой в крупных супермаркетах и магазинах типа Метро. Это концерн ARC, производящий Luminarc и т.п. У меня на кухне куча увеличенных копий этих баночек.
На сегодняшний момент это все, чем мы пользуемся. Надеюсь, у нас еще будут интересные открытия, о которых можно будет рассказать. Если у вас есть какие-то материалы для творчества, которые вам очень нравятся, напишите отзыв в комментариях! J Спасибо!
Отдельной строкой хотелось бы создать черный список.
Сюда уже вошли кисти из Имаджинариума. ТЫЦ не знаю, может я их как-о усовершенствую, например подрежу волос.
Затем пальчиковые краски Jovi. Мы за краски без формальдегида.
Третьими я сюда отнесу восковые мелки из магазина ELC. ТЫЦ Предполагается, что это будут первые мелки малыша. Ну…не знаю, кто, где и куда меня укусил, что я их заказала (онлайн!). Они ужасно неприятно пахнут. Похоже на наш единственный вид восковых мелков из советского детства, но гораздо сильней и химозней. Наверно это и есть запах воска из нефти. На бумагу накладываются ужасно, комками. Я польстилась на интересную форму, но она абсолютно непригодна для рисования без специальной ручки – держалки. Как-то слишком много – здоровый мелок и ручка держалка. С этим приспособлением рисунок никогда не разовьется дальше, потому что с такой конструкцией это просто стирание цветного воска о бумагу. И никакой воли творца.
Также хочу предупредить, Баночки-непроливайки - гениальное изобретение, но совершенно не подходят, если использовать кисти №20((( А малышам нужны большие кисти.
И последнее – маркеры из Имаджинариума для малышей. ТЫЦ Покупала годовалому Мире, но он предпочитал рисовать на себе и облизывать маркер – фу!! Я убрала до лучших времен. Тем более их невозможно держать никак, кроме как зажав в кулак, а это нам не подходит совершенно! Так вот самое страшное в этой истории, что Мира нашел их в моей коробке с материалами для творчества недавно…я открыла ему колпачок и увидела…ровненькие кругляшки из «цветочков» черной плесени, покрывающие грифель. Это что, издержки той натуральности, которая заявлена в названии фломастеров? Сорри, это без фото %)
Что касается творчества, его непосредственного содержания, я пока еще вырабатываю свою стратегию. Купила несколько книг и методичек. Изучаю пока. Возможно напишу общую рецензию через призму своих взглядов. Пока я придерживаюсь линии спонтанного рисования малышом каляк, не навязываю ему образы, даю хорошие материалы и учу с ними обращаться.
А как рисуете вы? Есть ли у вас любимые материалы для творчества? Какие интересные книги по детскому творчеству вы прочитали? Спасибо заранее за все ваши комментарии и внимание! Все же букв было много J
п.с. с удовольствием расскажу, где что купить.