Амбидекстр
обо мнеВ продолжении прошлого поста про левшу, правшу. Есть оказывается середина и пройдя тесты я поняла, что я сама амбидекстр, и ребёнок у меня возможно такой же, т.е. развиты одинаково и левое и правое полушария мозга.
Ниже статья и тест, кому инсересно, почитайте, но это надо знать каждому, тк оказывается, надо деткам развивать оба полушария.
Сегодня я хочу познакомить вас с новым понятием-способностью, которой владели мы все без исключения и, возможно, кто-то владеет и по сей день, не придавая этому значения.
Итак, речь идет о таинственном слове амбидекстрия.
Википедия гласит: амбидекстрия (от лат. ambo - «оба» и лат. dextera - «правая рука») - врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.
В средние века амбидекстрами называли воинов, которые сражались, имея холодное оружие в каждой руке. Они очень ценились, потому что обычно выходили победителями в схватке и умело совмещали два противоположных качества: удивительную интуицию и «железную» логику.
Поскольку навык может быть как врожденный, так и наработанный, его можно развивать и совершенствовать, что и используются при подготовке высококлассных спортсменов, разведчиков, воинов боевых искусств.
Все животные от рождения амбидекстры (вспомните, как обезъяны ловко используют все конечности в равной степени «без раздумья») и человек тоже рождается с такой способностью. То есть шансы для развития как правого, так и левого полушария практически одинаковы. Вспомним, что левое полушарие отвечает за логику, организацию, математические способности и контролирует правую часть тела (из-за перекреста нейронов в мозолистом теле). Правое полушарие - «творческое», отвечает за интуитивное и чувственное восприятие, контролирует левую половину тела.
Таким образом, у правшей лучше развиты нейро-трофические связи в левом полушарии и наоборот, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга.
Но к 4-5 годам, при активном вмешательстве родителей, воспитателей, врачей, начинается активное навязывание и дрессура праворукости, которое в свое время считалось нормой. Леворукие попадали в разряд «особенных», а уж дети, вопреки социальному насилию, сохранившие способность ловко управляться одинаково двумя руками, относились к «не совсем здоровым».
Но времена меняются и уже в 80-е года леворуких перевели в «вариант нормы», поскольку их количество, по статистике достигало 20%, а исследователи заявили о новых детях - амбидекстрах, двуруких. Вначале, как обычно, группу объявили как особенную, приписывая таким детям «неполноценное развитие» и рассматривая факт как нарушение в развитии. Но трудно поверить, что известные амбидекстры Леонардо да Винчи, Мартина Навратилова, академик Сахаров, Святослав Вакарчук, Джимми Хендрикс, Гарри Трумен, Владимир Сутеев, Никола Тесла, Том Круз, Мария Шарапова, Мирей Матье и сотни других «двуруких» выдающихся и не очень людей попадают в эту категорию только потому, что медики и ученые недостаточно изучили вопрос.
Сегодня отношение к теме принципиально изменилось и амбидекстрия считается одним из вариантов нормы.
Нужно понимать, что амбидекстры - это люди которые не только писать умеют обеими руками, а которые практически любую работу делают одинаково успешно правой и левой рукой. Это означает, что у некоторых не выражено ведущее полушарие, но это отнюдь не означает что они более умелы или талантливы. Если нет ведущего полушария - это не значит, что оба полушария прекрасно развиты. Точно так же может быть одинаково бесталанным правша и левша.
Но если прилагать усилия к развитию, нужно признать факт, что если у человека в равной степени гармонично развито оба полушария мозга, это делает его более потенциально талантливым, более конкурентоспособным и востребованным в современном мире. (Майкл Анджело Батио, например, - уникальный гитарист, играющий тэппингом на гитаре с двумя грифами, направленными друг от друга. На одном грифе Майкл играет левой рукой, на другом - правой).
На уровне физиологии амбицеребральность - это способность правого и левого мозга человека попеременно, (или параллельно, одновременно) осуществлять переработку поступаемой информации. Отмечено, что у таких людей процесс переключения переработки информации в правом и левом мозге происходит спонтанно. Но к моменту созревания мозга оба полушария начинают перерабатывать информацию параллельно и одновременно, что демонстрирует принципиально-качественно новые возможности мозговой деятельности.
Исследования последних лет показали, что созревание мозговых клеток завершается к 24-25 годам (делаем выводы), а также, что развитие мозга продолжается и в среднем возрасте (40-60 лет). И если до 45-50 лет между двумя полушариями головного мозга существует жесткое "разделение обязанностей" в выполнении строго определенных функций, то позже человек может использовать обе части мозга одновременно! И как раз такая нейро-физиологическая комбинация позволяет ему легко и успешнее решать многие задачи по сравнению с людьми молодого возраста. О восстановлении амбидекстрии мозга пишет в своем бестселлере Барбара Стоуч «Тайная жизнь мозга взрослого человека: удивительные таланты и способности человека, который достиг середины жизни»: Карьера Пресс, 2011. Barbara Strauch «The Secret Life of the Grown-up Brain: The Surprising Talents of the Middle-Aged Brain», 2010.
Возникает вопрос: как сохранить в ребенке естественность развития, максимально предоставив ему возможность проявить заложенный потенциал и развить природные таланты?
Владея полученной информацией, нужно понимать, что разностороннее развитие надо начинать с внутриутробного периода, контолируя свои эмоции, насыщаясь позитивом, общаясь с плодом, предлагая ему послушать красивую музыку или вместе поплавать…
Когда малыш начнет подрастать, одобряйте все его естественные движения, не запрещайте использовать обе ручки, поддерживайте его во всех эмоциях, давайте ему максимальный
Используя возможность манипулирования обеими руками мы тренируем оба полушария головного мозга, уравновешивая творческое начало и рацио.
Для того, чтобы развить навык двурукости, попробуйте начать с того, что осознанно предоставляйте левой руке больше возможностей, нагружайте ее.
Пробуйте также менять привычные маршруты прогулки (ходите в противоположном направлении).
Следующим шагом будет проба освоить письмо противоположной от ведущей рукой.
И еще есть простое и забавное упражнение для развития данного навыка. Нужно попробовать рисовать одновременно обеими руками различные геометрические фигуры (к примеру, правой рисуете квадрат, а левой круг). Упражнение надо выполнять 15 минут с веселым настроением. По мере развития навыка одновременного рисования, усложняйте задание.
Во всяком случае, таким нехитрыми способами мы хотя бы попробуем приблизиться к двурукости, ослабить жесткий контроль левого полушария и немного гармонизировать работу своего мозга.
Московский психотерапевт Владимир Пугач предложил принципиально новый психофизиологический тест на наличии амбидекстрии.
Данный тест показывает Ваше состояние и особенности восприятия движущихся перцептивных (субъективных) пространств, которые перерабатывает и "видит" ваш мозг на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам.
При доминировании левого полушария, у "логиков" девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, "эйдетиков художественного типа", девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!
Инструкция к тесту.
Устройтесь поудобнее.
Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.
1-й этап. Психологическая настройка.
Психологическая настройка вашего мозга длится примерно 2 мин.
2-й этап. Собственно тестирование.
- Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
- Вращение только против часовой стрелки - значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
- Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.
У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.
У других - смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.
Или, вариант, перевод взгляда примерно на 15 градусов влево-вниз - вращается влево. Перевод взгляда на 15 градусов вправо-вниз - вращается вправо.
Иногда - полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.
Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно. Тест показывает Ваше состояние на данный момент. И ещё, вращается в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный вашим мозгом. Короче, девушка на самом деле вращается у вас в голове!!
У меня вращается то вправо, то влево... А вот
То, какой станет ведущая рука (левая или правая) закладывается еще во время внутриутробного развития и зависит от генетических особенностей.
До четырех лет ребенок может рисовать то правой, то левой рукой по очереди, но к школьному возрасту явное преимущество получает одна рука. Исключением являются амбидекстры - люди, которые одинаково хорошо могут делать все как правой, так и левой рукой.
Правшами называют людей, у которых ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, математические, языковые способности, речь, последовательную обработку информации. У большинства правшей ведущей является правая сторона тела. Пишут правой рукой, сумку носят на правом плече, лучше видит правый глаз и т. п.
Левши - люди с ведущим правым полушарием. Эта область интуитивных озарений, творчества, образного мышления, музыкальных и художественных способностей, параллельной обработки информации. Левши предпочитают чаще всего использовать левую руку, левую ногу, левый глаз и т. п.
Амбидекстры - это золотая середина между левшами и правшами. У таких представителей человеческой расы равномерно развиты оба полушария, поэтому им одинаково комфортно все делать как правой, так и левой рукой.
Современная наука различает понятия «левшество» и «леворукость». Левшество - это именно главенство правого полушария, а леворукость - лишь предпочтение человека, в какой руке держать ручку или ложку. Так в жизни прирожденный левша может писать правой рукой, а правша - левой. Такое положение дел называют «скрытым левшеством» или «скрытым правшестовом».
В связи с тем, что у правшей и левшей абсолютно разные способности и особенности восприятия информации, методы обучения должны отличаться.
Так, изучая с ребенком-левшой алфавит, обязательно нужно задействовать его образное мышление. К каждой букве подберите свою ассоциацию с тем, что уже знакомо ребенку. Например, показывая букву «Х» скажите, что она похожа на шагающего человечка.
Чтобы точно определить кто же вы или ваш ребенок (правша, левша, амбидекстр, праворукий левша или леворукий правша), нужно хорошо понаблюдать за собой или ребенком и пройти специальные тесты. Например, вот такой небольшой тест.
Для определения преобладающей руки, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить задания:
- Узнайте, имеются ли в семье близкие родственники с ведущей левой рукой.
- Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).
- Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
- Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
- Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
- Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
- Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
- Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
- Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
- Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
- Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если результаты тестов и наблюдений показали, что ребенок является левшой, советуем вам почитать книги, которые помогут вам понять особенности правополушарных людей. Например, такие как И. Караева «Если ваш ребенок - левша», А. В. Семенович «Эти невероятные левши», а также Т.Н. Марютина и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию», С. Мартынов «Здоровье ребенка - в ваших руках».