Как приучить ребенка помогать маме?
В
последнее время родителям все чаще исподволь внушают, что детей к помощи по
дому не просто не полезно, а прямо-таки вредно. Ребенку, мол, нужно развиваться
и учиться, к школе-вузу готовиться, а не драить вместе с мамой и бабушкой полы
и посуду.
Оставим, за неимением места, в стороне
морально-нравственные последствия такого «развивающего» воспитания. Достаточно
вспомнить, что не так давно учинили юные «принцы» и «принцессы» в благополучной
Англии, где идеи о недопустимости домашней эксплуатации детей вошли в моду на
пару десятилетий раньше.
Но ведь как-то мало кто задумывается, что как
раз простые домашние дела прекрасно развивают все те навыки, которые
понадобятся деточке для успешной учебы в первом классе. Причем многое из того,
что дошколята не без труда осваивают за партами в прогимназии, они, занимаясь,
казалось бы, никак не связанным с учебой делом, схватывают буквально на лету. И
психологи считают такие навыки самыми прочными.
Между прочим, многие модные сегодня системы
развивающего обучения, такие как вальдорфская педагогика или система
Монтессори, обязательно включают в себя обучение навыкам, необходимым в
повседневной жизни.
Уроки домоводства
Итак, чему же может научиться приготовишка на домашних «уроках домоводства»?
Произвольность
Умение
заниматься тем или иным видом деятельности не по велению души, а по
необходимости, даже если хочется в этом момент чего-то совсем другого. Это один
из важнейших критериев готовности к школе. А маленькие домашние обязанности –
отличный способ формирования этого навыка.
Организация деятельности
Нехитрые
домашние дела требуют умения заранее спланировать свою работу, разделив ее на
операции, уложиться в отведенное время, довести дело до конца и исправить
ошибки, если они возникнут.
Мелкая моторика и координация «глаз –рука»
Подметать
пол, протирать пыль, чистить морковку с картошкой, мыть вилки и сортировать
мелкие детали мозаик и конструкторов не менее полезно для развития координации
движений, слаженной работы руки и глаза, чем рисование палочек-кружочков в
прописях.
Кстати, подметая и протирая пол, малыш, помимо
всего прочего, укрепляет и мускулатуру спины, а это лучшая профилактика
сколиоза.
Навыки классификации
Машинки
складываем в зеленую коробку, а солдатиков – в синюю, кубики – в большую, а
мозаику – в маленькую. Белье убираем в верхний ящик комода, а уличные джинсы –
в нижний… Малыш не просто раскладывает по местам свои вещи, а учится классифицировать
предметы по самым разным признакам: форме, размеру, цвету, функции…
Визуально-пространственное восприятие
Во
время уборки постоянно приходится сталкиваться с необходимостью правильно
располагать предметы в пространстве: кукол сажаем на полку справа от окна, а
мягкие игрушки – слева, ящик с кукольной посудой ставим под нижнюю полку, а
набор для игры в «доктора» кладем над кубиками…
Основы счета
Сколько
нужно яиц, чтобы приготовить омлет для всех домочадцев? Насколько больше нужно
для супа морковок, чем луковиц? Как разделить праздничный пирог на восемь
одинаковых кусков? В пылу готовки такие задачки выглядят куда уместнее и
актуальнее, чем за письменным столом. А научившись между делом решать их, ваш
ребенок с легкостью справится и с программой первого класса по математике.
Навыки чтения
Если на
ящиках с игрушками, одеждой, канцтоварами, банках с продуктами и кухонной
утварью наклеить яркие ярлыки с крупными, четкими надписями, то в процессе
уборки или готовки малыш будет исподволь осваивать и навыки чтения.
Без принуждения и с пользой
Все это, конечно, прекрасно. Но ведь чаще всего родители абсолютно не представляют себе, как заставить детку заниматься таким непопулярным делом, как уборка, а самое главное, довести его до логического завершения. Затея заканчивается криками, а то и шлепками, и в следующий раз мама благоразумно решает, что дешевле и быстрее навести порядок самой, не прибегая к услугам нерадивого отпрыска. Однако, проявив немного терпения и изобретательности, вы вполне можете сделать так, что малыш будет помогать вам по дому с удовольствием и без принуждения.
1. Организуйте пространство детской таким образом, чтобы ребенку было легко и удобно делать уборку: заведите стеллажи и емкости для хранения всякой всячины. Чтобы не захламлять комнату, вовремя прячьте игрушки и книжки, к которым ребенок утратил интерес.
2. Дайте малышу удобные и стильные аксессуары для уборки, которые будут ему по росту и по руке: симпатичный веник с совком, яркие тряпочки и губки, нарядный фартучек.
3. Спланируйте домашние дела так, чтобы не торопить и не дергать малыша. Если спешите – лучше сразу все сделайте сами.
4. Давайте четкие пошаговые инструкции. «Сними с подоконника всех кукол. Возьми желтую тряпочку, намочи ее и вытри пыль. Посади кукол назад». Следующее задание давайте не раньше, чем будет выполнено предыдущее
5. Не оставляйте ребенка наедине с беспорядком. Убирайте вместе с ним, четко разделив обязанности: «Сложи все машинки в синий ящик, а я в это время уберу в комод твои трусики и носки».
6. Адекватно оценивайте возможности ребенка. К примеру, если вы попросили его рассортировать ящик мозаики, бесполезно требовать, чтобы он сразу вслед за этим разобрал руины замка из «Лего».
7. Не критикуйте ребенка, если он плохо справился с заданием. Спокойно предложите вместе найти исправить огрехи и недочеты.
8. Не наказывайте ребенка домашними делами и не освобождайте от них в качестве бонуса.
Журнал «Здоровье школьника»