«Ваш ребёнок асоциальный!» или про хороших и плохих детей.
Я давно ничего не писала в блог. Просто потому, что раньше интересовалась мнением других мам, не имея собственного опыта. Потом опыт стал приходить сам собой, да и само воспитание троих погодок было в приоритете перед чтением статей про это воспитание. Но сейчас, обладая некоторым опытом, жизненными наблюдениями и выводами, хочется поделиться тем, что имею. Возможно, кому-то это будет полезно и нужно, кому-то, кто только столкнулся с проблемами, которые я уже «переварила».
Частенько, отдавая детей в сад, мы сталкиваемся с неожиданной проблемой: в группе находится мальчик или девочка, который (которая) кусается, дерётся, отбирает у детей игрушки. Особенно неприятно это в двух случаях: 1 - ваш ребёнок постоянная жертва агрессора, 2 - ваш ребёнок агрессор. В первом случае естественные порывы - бежать к воспитателю и требовать повышенного внимания, выяснять что-то с родителями ребёнка, надрать уши самому ребёнку. Во втором - защищать чадо до последнего (если Вы нормальная мама) или надрать уши собсвенному ребёнку (если вы…скажем так…неопытная мама). Мне «повезло». Я была в обеих позициях. Когда мой средний сын пошёл в садик, в группе был мальчик, который безбожно грыз детей. До крови. Делал это целенаправленно и яростно. Мой сын частенько приходил покусанным. На собрании этот вопрос неизбежно поднимался. Мама ребёнка уходила в глухую оборону. Её тон и поза - всё говорило о том, чтобы все мы шли куда подальше. «Я разговариваю с ним постоянно» - лучшее, что мы слышали от неё. Какие только не звучали предложения: выпорите его; покусайте его тоже, тогда он поймёт, что это больно, и больше не будет; не водите его в садик, он у вас асоциальный, ему нельзя общаться с другими детьми, и т.д. и т.п. Я тоже была в стане возмущённых. Как это так? Почему в угоду её ребёнку должен страдать мой? Почему она его не воспитывает? Почему защищает? Да кто из него вырастет? В итоге мама просто перестала ходить на собрания. Через год ребёнок перестал кусаться.
Когда мой младший пошёл в садик, я сидела на месте этой мамы… Мы переехали к тому моменту жить в посёлок. Садик один. Естественно, все друг друга знают, а особенно учителей (Я. Каюсь). И мой сын зверски бил своих одногруппников. Даже не из чувства злости или обиды, а просто так. Он мог пнуть девочку в песочнице, потому что она сидела у него на пути и мешала пройти. Все игрушки, которыми он хотел играть, он считал априори своими и на самом деле не понимал, что «хочу» и «моё» - это не одно и то же. Выбирал тех, кто послабее, поменьше. Год спустя бить стал тех, кто побольше, внешне сильнее. Я задолбалась извиняться. Я звонила родителям битых детей с просьбой понять и простить, говорила, что мы разговариваем, что объясняем, что воспитываем и от проблемы не открещиваемся. Я объяснялась на каждом собрании. Всегда хотелось тяпнуть для мужества перед этим лобным местом. Ситуацию усугубляло то, что, подрастая, мой сын стал бить идейно. Типа все убирают игрушки, а кто-то один не убирает и бесится. Мой лупит. За правду и справедливость. А воспитатели и рады. Им-то нельзя. А потом он влюбился. И перестал бить детей. И ещё резко перестал обрывать ногти. Я потом прочитала про его психотип, и там, в частности было про эти ногти, что ребёнок это делает, чтобы гасить разрушительную энергию.
К каким выводам я пришла? К смирению я пришла. Я очень люблю животных. Так вот, я нашла совершенно неоспоримую связь между поведением животных в стае и поведением детей в коллективе. Дело в том, что давно известно: Человек - животное, а человеком его делает только другой человек. Например, щенки сначала только пищат и сосут мать, потом в играх начинают кусаться, потом выбирают самого слабого и кусают его, потом в этой кучке выделяется вожак, который может себе позволить кусать любого. В детёнышах это генетически заложено. И только потому, что мы люди, мы своих детёнышей с этого пути сворачиваем. Но в ком-то инстинкты выражены сильнее и им нужно больше времени для того, чтобы освоить эти социальные навыки, эти общественные правила.
К чему я всё это писала. К тому, чтобы видя в своём окружении такого ребёнка, вы не думали, что его не воспитывают или им не занимаются, или о том, что он непременно сядет в тюрьму, когда вырастет. Кто-то говорит предложениями в полтора года, кто-то к трём годам говорит два слова. Здесь то же самое. Если у вас такой ребёнок, ни в коем случае не пытайтесь искоренить проблему насилием, это только укрепит его в инстинктах. В стае главный вожак, вы станете вожаком, но это никак не оградит более слабых от его злости. Скорее, это приведёт к страхам, комплексам и неуверенности в себе вашего ребёнка в дальнейшем, когда он-таки освоит социальную составляющую своей природы. Если ваш ребёнок - жертва, он слабый. И в этом случае нужно не бежать и бить кого-то за него, а объяснять и внушать ему, что самозащита - необходимость. Если он не может защититься, то лучше держаться подальше от агрессора. Когда ребёнок подрастёт, он обязательно научится видеть опасность и принимать решения, он будет чувствовать, когда отступать, а когда нападать, если вы не будете формировать в нём крайности, типа «никогда не дерись» или «всегда бей первым». Мы, родители, нужны для того, чтобы подсказывать своим детям, как им самим налаживать отношения, а не для того, чтобы указывать, как жить. Мой средний сын, слабый от природы, нежный и боязливый, однажды решился дать в нос обидчику, и после этого стал его лучшим другом. Он приобрёл бесценный опыт, он справился, благодаря нашим разговорам, его выводам. Ему никто не говорил, что он нюня и слабак, ему объясняли варианты и последствия.
И последнее, никогда не нападайте на родителей кусак и драчунов. Они не учат их ни бить, ни кусаться, они любят своих детей и воспитывают их, они им всё объясняют. Всему своё время.