Злой пост о "Школе 7 Гномов"
Русский яз. Обзор книг.Расскажу вам притчу о глупом мышонке, который повёлся на незаслуженно распиаренный сыр и жестоко обманулся.
Речь пойдет о нашумевшем комплексе развивающей литературы для детей от 0-7 лет издательства "Мозаика-Синтез" - "Школа Семи Гномов". Я, как и все мамочки, которые думают о развитии своего детёныша с пелёнок, но не имеют опыта в отборе детской литературы от псевдо детской литературы, наслушалась, начиталась отзывов, убедила себя, что этот комплекс - ответ на мои вопросы и пр, и заказала. К счастью, на момент заказа Мими был уже 1 год, и первый комплект я покупала выборочно, а вот набор 1-2 я купила все 12 книг не глядя. И вот уже полгода я страдаю от невысказанности, и сейчас отведу душу. Итак, поехали. Начнем с комплекта 0-1 (розовые книжицы).
Оформление. Автор иллюстраций однозначно победитель в номинации "Бездарность Века". Плоские, скучные, непропорциональные картинки грязноватых оттенков. Порой непонятно, что изображено - то ли мышь, то ли заяц, то ли полупёс. Люди, ау, мы живём в 21м веке - веке технологий! Неужели для книжиц, выпускаемых тиражом 25 тыс экземпляров каждая, нельзя было постараться и изобразить что-то живое, эстетичное, гармоничное? Этот вопрос не даёт мне покоя. Почти у всех малышей, чьи родители имели несчастье купить ШСГ, эти иллюстрации будут первыми в жизни и отпечатаются в их головках надолго. Мы воспитываем в детях чувство вкуса или "и-так-сойдет-они-еще-ничего-не-понимают-все-равно"? Автор, поучитесь у художников-мультипликаторов нашей страны, полистайте книгу Сутеева, в конце концов, возьмите уроки рисования в ближайшей школе искусств в вашей деревне, но не надо травмировать ещё только формирующееся восприятие российских детишек этим убожеством. Почему я не видела подобного ужаса ни в одной книге английских издательств и увидела это в своей стране? Символ или типа главный герой книжек - Гномик. Вот он:
Дорогой иллюстратор, вы гномов никогда-никогда не видели? Вы за что лишили его глаз? Что это за черные зияющие дыры словно из фильма ужасов про куклу Чаки. За иллюстрации - единица.
Сами книжки тоненькие, бумага рвётся от одного неосторожного движения. Мими разодрала половину комплекта в первые же пару дней. Претензии к оформлению распространяются и на "синий" комплект тоже. Остальные я не покупала.
Содержание.На первый взгляд задумка неплохая. Авторы разбили книжечки на темы, в каждую книжечку включили по 1 развороту из плотного картона с игрой или игрушкой, которую нужно вырезать\склеить. (Мы, честно, сделали только одну, остальные показались скучными и на 2 минуты)Первое впечатление - это очень заманчиво и то, что нужно, всё собрано в одном месте. Но детальное изучение книг и практика переворачивают это впечатление с ног на голову. В наборе 0-1 есть книжка "Собери картинку". Предлагается 1 картинка на А4 (бабочка, ель, гриб и т.д.), которую нужно разрезать на 2 части по пунктирной линии и дать ребёнку до года, чтоб он собрал. Автор этой разработки или никогда не имел детей, или по образованию тракторист, а может оба варианта вместе, ибо он понятия не имеет о том, что дети "соображают", что нужно соединять части в одно целое не ранее 1,6 лет, а в норме к двум годам. Нет, может, конечно, у нас в каждой второй семье вундер-дети, но даже они не способны на это в возрасте 6-12 месяцев.
"Кто что делает?". Коты едят ложкой кашу за столиком, псы качаются на качелях, зайцы прыгают на скакалке. Обалдеть. Мой восьмимесячный ребёнок только это и видит каждый день! У детей нет переносного восприятия в таком нежном возрасте, зачем так сразу грубо ломать их представления об этой жизни? Ну почему бы не нарисовать такую же маленькую девочку или мальчика, как они сами, и которых они видят дома и во дворе? Или автор переживал, что вдруг потом дети не увидят кота с ложкой? А мячик котик катает "кать-кать". Что такое "кать-кать"? Это мячик издаёт такой звук или это надо издавать такой звук? А зачем издавать такой звук, если мячик молчит? Что это вообще за слово? Я так понимаю, что "кать-кать" должно означать "туда-сюда", но кто так катает мячи, их толкают и они катятся далеко. Брррррррррр-ды-дыщщщщ-взрыв.
Книжка "Котик-Коток" это просто шедевр уникальности (ШСГ ведь настаивает на уникальности своего продукта): нет ничего оригинальнее, чем скачать с интернета первые попавшиеся потешки и просто напечатать 6 штук огромными буквами. Зачем там огромные буквы, или эти книжки для детей-карточников Глена Домана? Вау.
"Что как звучит". Последняя страница - телефон времён моей бабушки. Как раз сейчас мы с мужем делаем для Мими развивающий стенд, я задалась этой целью еще прошлым летом, когда малышке было 7 месяцев, и с того времени я затерроризировала всех знакомых и знакомых моих знакомых, соседей и коллег в поиске старого дискового телефона, чтобы прикрутить его на стенд. Я опросила всех бабушек с нашего двора, и знаете что? Я до сих пор его не нашла, его ни у кого нет, даже у бабушек! Оказывается, ни кого почти вообще нет стационарного телефона, даже кнопочные редкость. И как КАК, чёрт возьми, я должна объяснить своему ребёнку века гаджетов размером со спичку, что ЭТО - телефон, пусть он и кнопочный?! У меня ребёнок тычет пальцем в монитор компьютера, чтобы запустить файл, так как для ее поколения кнопки уже прошлый век, она думает, что все сенсорное!
Синий комплект - это вообще бомба. Если розовый ещё можно пережить, то синий нет. "Мой Первый Словарик". Помните, что книга расчитана на деток от года до двух? Открываем первую страницу: чайник, чашка, кастрюля. Ладно, почему бы и нет. Вторая страница: роза, ромашка, василек. Стоп. Почему после посуды сразу цветы? Почему фрукты и овощи после птиц между мебелью, а просто раздел "Еда" вообще отсутствует? Стр 4: гоночная машина, грузовик, легковой автомобиль.
Вы чувствуете? "Легковой автомобиль". А гоночная машина это ведь слово номер 1 в Первом словарике годовалого малыша.
Стр. 6 Лист каштана, лист клёна, лист дуба. Я уже напряглась. Стр.7 Теплоход, парусник, баржа.
Всё, я больше не могу. Мне 28 лет, но я ни разу не почувствовала, что мне в Первом словаре безумно нужна баржа! Моей годовалой Мими она, видимо, необходима как подгузник, раз ШСГ посчитала это слово обязательным. Стр.10 вообще песня: Хижина, изба, каменный дом.
Всё, занавес.
Другая, безумно "любимая" мною книга - шедевр логики и взаимосвязи, называется "Большой - маленький". То есть, предполагается, что книга о противоположнастях. Про картинки я уже молчу, хоть и с трудом, но что, ЧТО это??? Стр.1 - Девочка Маша. Стр.2 - Кукла большая. Стр. 3 - Кукла маленькая.
Мне, честно говоря, по этим рисункам, вообще не очевидно, что куклы различаются размерами, они почти одинаковы, а как с опорой на эти рисунки объяснить малышу, абсолютно не имеющему понятия о размере, что кукла бывает большая и не очень - мне вообще не понятно.
Стр. 6-7 - Машина красная, машина синяя.
Глоток воздуха. С каких пор синий и красный считаются противоположностями? Я что-то пропустила, пока училась в университете? Дальше еще веселее. Стр. 8 - Мяч круглый.
Стр. 9 - Фрукты.
Вы еще не потеряли сознание? Вы помните, что книжка про большое-маленькое?
Эти книжки составлял осёл, других объяснений этому мракобесию я не нахожу. Итог: можете скачать бесплатные электронные варианты этих книг и убедиться или разубедиться в моих словах. Покупать или нет, заниматься по ним или нет - решайте сами, но помните, что не всё, что распиарено полезно для малыша. Его мир формирует то, что он видит, читает, слышит, трогает, нюхает. На мой взгляд, ШСГ это чей-то совершенно бездарный и непрофессиональный проект, сляпанный на скорую руку без консультации педагога-методиста, просто у кого-то была возможность быстро и легко заработать. Меня удивляют сотни положительных отзывов и мне грустно, если родители действительно считают это качественной развивающей литературой. Как-то так.
Кстати, только сейчас заметила. Я брала картинки из электронных версий, так как мой сканер сломался. В эл. версиях, почему-то, нет подписей к картинкам (хижина и т.д.), а в наших бумажных есть.