Логоритмика. Пример нашего занятия на английском.
С чего начать?Наступила осень вдруг,
Пожелтело всё вокруг.
А под лапками бельчат
Листья яркие шуршат.
...и мы начали снова стабилизировать наши ежедневные занятия после летнего переполоха.
И новый элемент в наших занятиях - это логоритмика, так как Мими начала говорить.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, разработанная для детей с дефектами звукопроизношения. Но, как показывает практика, многое, что было разработано для детей с нарушениями, даёт отличные результаты в применении и ко здоровым деткам тоже (система занятий Монтессори, например). В случае билингвизма (любого) логоритмика - просто незаменимый инструмент для формирования правильной и чистой речи, и заниматься с ребёнком-билингвой можно и нужно логоритмикой на обоих языках.
Основной принцип занятий логоритмикой - речь, музыка и движения. Музыка выступает руководящим и организующим началом на занятии. Музыкальный ритм лежит в основе метода. Музыка упорядочивает темп и характер движения ребёнка, развивает методико-интонационные характеристики голоса, движение и речь. Для достижения эффекта логопеды рекомендуют проводить 1-2 занятия в неделю. Многократное повторение вырабатывает двигательные, речевые и певческие навыки.
Идеальное занятие логоритмикой включает в себя:
- логопедическую гимнастику (упражнение на укрепление артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В.Буденной
- чистоговорки
- пальчиковую гимнастику
- упражнение на развитие общей моторики
- фонопедические упражнения (упражнения для укрепления гортани и развития навыков речевого дыхания)
- вокально-артикуляционые упражнения
- песни и стихи с движениями
- музыкальные игры
- коммуникативные игры и танцы
- мело- и ритмодекламацию для для координации слуха, речи и движения
- упражнения для развития мимических мышц, воображения, ассоциативно-образного мышления
- упражнения на релаксацию.
Повторюсь, что всё вышеперечисленное это занятие в самом идеальном его понимании и проводить его должны два профессионально подготовленных человека - воспитатель и музыкальный руководитель. Но даже в этом случае структура занятия может и должна меняться в зависимости от возраста и характера нарушения речи, если таковые имеются.
Дома у нас всё намного проще: вместо музыкального работника - готовые аудиозаписи, вместо логопеда-воспитателя - Я. Занятие очень короткое - 7-8 минут и включает в себя пункты 1,3, 4, 7, чуть-чуть 11 (по настроению) и 12. П.11 часто сливается с п.4 По мере взросления Мими я планирую расширять занятие, возможно, некоторые упражнения она будет выполнять сама, а я буду иметь возможность заменить аудиозаписи на фортепьяно.
Занятия составляются в с опорой на лексические темы, в форме спектаклей, сказок и игр.
Вот пример одного нашего занятия логоритмикой. Конечно, в процессе что-то опускалось, что-то затягивалось, а что-то Мими переделывала на своё усмотрение, но план был такой:
Занятие 1. Осень в лесу.
Лексическая тема: a mushroom, a berry, a strawberry, ruspberries, blueberries, cherries.
Звучит пьеса "Октябрь", П. Чайковский, Времена года. скачать
"Look, it's Autumn. (показать картинку осени или желтые листья - элемент осени). The wood is getting marvellously beautiful. Let's have a walk there!"
1. Двигательные упражнения под песню "Walking, walking" скачать
2. Fingerplay.
Look, what is it? Wow, it's a hedgehog hiding under leaves! (заранее приготовить игрушку ежика или картинку, накрыть желтыми листьями. Идеальный вариант - игрушка-рукавичка или ежик-finferpuppet из бумаги. У нас резиновая игрушка).
The hedgehog says "hello" to you. Let's greet him too.
Hello, hello (машем рукой)
Hello and how are you? (машем и указываем пальцем на ежика)
I'm fine, I'm fine (большой палец вверх)
And hope that you are too. (сложить ладони у груди, потом указать пальцем на ежа и снова большой палец вверх. Придумайте свои движения.)
Bye-bye, little hedgehog!
3. Чистоговорка. (нужны шумелки, маракасы или ксилофон).
Now let's have a look what is hаppening in the wood.
(берем маракасы, садимся на пол напротив друг друга. 1) Я даю речевую модель - четко и небыстро, активно артикулируя произношу строчку 2) затем хором с ребенком 3) затем первую часть - ребенок сам, вторую заканчиваю я. Переходим к следующей строчке. Всё время улыбаемся и держим eye-contact, хвалим ребёнка взглядом и жестами).
[ti: ti: ti:] - the bee drinks tea (визуальная опора на каждую строчку ой как приветствуется)
[bi: bi: bi:] - can you see the bee?
[bai bai bai] - the bee invites a fly
[pai pai pai] - it treats the fly with a pie.
Well done, dear!
4. Коммуникативная игра.
Песня Row, row, row your boat.
Look, this is a river ("сделать" на полу реку из голубого платка или чего-нибудь ещё). We need a boat!
Садимся на пол лицом друг к другу, берёмся за руки и начинаем раскачиваться вперед-назад в такт музыке, потом петь. Не торопимся, наслаждаемся процессом.
5. Look around, there are lots of mushrooms and berries (на полу лежат картинки ягод и грибов). Показываю на картинку, даю четкую речевую модель, ТОЛЬКО ПОТОМ ребенок повторяет. Можно прокомментировать быстро (без повторения), что эта ягода сладкая, а эта кислая. Можно опустить.
На внимание:
Рассыпать вырезанные ягоды и грибы (каждого вида по 2-4 шт) на пол и сказать:
I spy with my little eye... (ходим вокруг рассыпанных ягод по кругу под музыку) a strawberry!
(показываем ребенку, что надо искать все strawberries и складывать в корзинку). Далее по списку с названиями всех ягод.
6. Логопедическая гимнастика.
Let's have a rest and eat some berries.
- имитировать жевание (на выработку энергичного сокращения мускулов гортани и глотки)
- Двигать нижней челюстью вправо (потом влево), дышать через нос, язык пассивен.
- Выполнять круговое движение нижней челюстью (рисовать подбородком букву "о") при открытом и закрытом рте.
7. Коммуникативная игра.
Песня Rain, rain, go away! скачать
It looks like rain. We have no umbrellas, let's ask the rain to go away.
Сначала массаж делаем или ребенку, или кукле (которую, в таком случае, надо с самого начала взять с собой в лес), чтобы ребенок понял, что нужно. Потом малыш делает массаж маме.
Take the basket, let's go home! Run!
-------------------------------------------------------
Основу для написания этого занятия я взяла у логопеда М.Ю. Картушиной.