Педагогические размышления с элементами автобиографии.
"умные" мыслиСейчас будет длинный и нудный пост от меня. Так что букав будет много). А пост как всегда ни о чем. Однажды, в молодости мне довелось почувствовать разницу между шаблонностью выполнения задания и самостоятельным поиском решения и открытием.
Некоторые мои друзья знают, что я заканчивала биофак МГУ. Однако поступила я туда не сразу. В те годы еще не было никаких ЕГЭ, а все сдавали по 4 вступительных экзамена. В первый год моего поступления я эпично провалилась на первом же экзамене, по математике). Тогда ожидался огромный конкурс, но ожидания не оправдались, а вот с заданиями явно переборщили - математика была совершенно немилосердная. В итоге "2" получили больше половины абитуры. А после третьего экзамена по химии выжили только самые устойчивые к внешним воздействиям организмы конкурс вообще стал меньше 1. Это было очень обидно, поскольку провалилась я не из-за того, что задачи были не по зубам, а потому, что я ляпнула ошибку от невнимательности. Не будь этой ошибки, получила бы заветный "тройбан" и наверняка бы поступила, поскольку проходной балл был неприлично низкий. Но, что случилось то случилось. Было решено поступить пока куда-нибудь еще, а там будет видно. В мед я решила не идти, подала документы в Академию тонкой химической технологии (МИТХТ). Там я прошла без проблем и начала учиться. В целом все было неплохо, там была очень хорошая программа по высшей математике. И я почувствовала к ней вкус (хотя в школе меня убаждали в том, что я полный пень). Но вот практическая часть своеобразная. Дело было так. Препод разбирал новый материал, затем показывала задачи и рассказывал, как они решаются. Такой-то блок задач решается так, такой-то - так. Все вроде удобно и здорово и понятно, четкие инструкции. И решается все отлично. Но проблема возникает когда попадается задача "нестандартная", не попадающая ни в один из названных блоков. Вот тут начинается засада. Правда таких задач было немного. Надо сказать, что там практически все также алгоритмизировано. Не знаю, с чем это связано, может с тем, что ВУЗ - технический... По химии как-то получила "неуд" на проверочной работе за то, что ход решения оформила "по действиям", а не как вывод итоговой формулы. Мне так всегда было удобнее и нагляднее, хотя, может и более громоздко.
Прошел год и я решила, что все же хочу еще раз поступать на биофак. Хотя, может, с позиции теперешнего опыта я и подумала бы, что специальность химика-технолога будет иметь больше практического применения. Но тогда мне надо было доказать себе в первую очередь, что я могу поступить в один из крутейших вузов страны безо всякого блата и учиться там на бюджете. Да и биология уж очень манила. Готовилась я тоже в основном сама, решая задачи из сборников.
Во второй раз все срослось и даже глупые ошибки, без которых не обошлось, мне не помешали. И вот, с ощущением собственной нереальной крутости, я начала там учиться.
Но сразу столкнулась с неприятными моментами. Подход к решению задач на практических занятиях сильно отличалась от таковой в МИТХТ. Там не было никаких блоков и никаких инструкций и стандартных решений. Сначала разбор теории, а затем бросают прямо в воду дается задача и предлагается подумать и найти решение самостоятельно, применить полученные знания так сказать. Поначалу я пыталась по старой памяти применить щаблонный подход и с некоторыми задачами это проходило. Но проблема в том, что большая часть задач, которые предлагали в универе, попадали в разряд "нестандартных". И там, хочешь-не хочешь, а приходилось включать мозг и думать. В тот момент я поняла, насколько расслабляет такая привычка всегда "действовать по инструкции". Любая нестандартная задача загоняет в тупик. Признаться, мне было сложно в начале, пока я не адаптировалась. И это при том, что сама программа по высшей математике на биофаке была намного более скуданая, чем в МИТХТ. Почему-то считается, что биологам особо не нужна математика). Зато потом, на кафедре у нас был еще сильный курс по статистике применительно к нашим целям. В процессе учебы мне пришлось устранять некоторые пробелы в знаниях по отдельным предметам, таким как физика, например. Но я почувствовала в себе силы взять книгу и самостоятельно разобраться. В целом сам процесс учебы мне очень нравился. И там, кстати, никто не придирался к тому, как я решала задачи по химии. Главное - получить правильный ответ).
И, хотя из науки я в итоге ушла, я считаю учебу в универе важным этапом в своей жизни, который очень много мне дал. Он дал мне хорошие навыки работы с информацией, критической оценки и умение самостоятельно разбираться и искать решение, а также творчески применять знания.
К чему вообще был этот пост самолюбования рассказ? Я не считаю, что умение работать по инструкции и выполнять то, что от тебя требуют - это плохо. Это полезный навык и этому тоже нужно учиться. А некоторым даже очень надо! Но увлекаться этим не стоит. И, поэтому, занимаясь с Любой я стараюсь, давать ей возможность самой прийти к нужному решению.
Порой это сложно. И очень хочется взять и все разжевать и положить в рот и указать на правильный путь или на сам ответ. Или ускорить процесс усвоения чего-либо, когда ребенок явно еще "не вдупляет". Но так ли это полезно? И так ли страшно, если ребенок попытается сам высказать предположение и сделает ошибку? Я иногда думаю, что совершить ошибку даже полезнее, чем сразу назвать правильный ответ. Ведь правильный ответ может получиться случайно и ребенок может попасть на него без понимания или путем нелогичных рассуждений. А в случае ошибки, станет понятно, что он пошел не по тому пути. Это опыт, который чему-то учит. А еще очень часто мы ждем поскорее результата, не осознавая важности процесса.
Ребенок тупит и не может что-то решить, что нам кажется элементарным? Многие начинают закипать со мной тоже такое бывает. В такой момент я предпочитаю просто все убрать. Даже если не сделано то, что было запланировано. Иногда решение может прийти позже, после того, как все успокоятся и перестанут психовать. А иногда оказывается, что ребенок просто еще до этого "не дорос" и надо немного подождать и пока заняться чем-то еще.
Самое сложное во всем этом - это становиться ударить себя по рукам и наступить на горло и не лезть. И не закатывать глаза в ответ на ошибку, не спешить указывать на нее, а найти и отметить положительные моменты в первую очередь. Терпения не всегда хватает. Порой через месяц, а иногда даже через неделю все уже совершенно иначе.
Кстати, по этой же причине я скептически отношусь с стремлению учиться на отлично. Из того, что я видела учась в школе, многие получали пятерки, просто научившись "действовать по шаблону", не понимая сути.
А еще крайне важна мотивация. Если ребенок не понимает, зачем ему все это надо и у него нет интереса к процессу, то вряд ли будет активный прогресс.
А вообще этот пост написан на волне обсуждений в школьном чате. У Любы в классе многие ребятя плохо читают, а некоторые вообще не умеют. Муж удивляется, как можно не уметь читать к 1 классу!? И почему такая разница вообще в уровне подготовки? Есть такие, кто посещал подготовку к школе, но все равно им тяжело. Некоторые пишут, что не могут "засадить за уроки". Создается ощущение какой-то тяжести и скукотищи. Представляю себе сразу сцену, как ребенок ноет и упирается, а его тащут к столу. Не представляю, как в таких условиях можно чему-то учиться и полюбить процесс. Я вообще не думаю, что дети настолько сильно отличаются друг от друга по интеллекту. Мне кажется, проблема где-то в другом месте. И да, я уверена, что дело не в школьной программе как таковой, скорее в способе подачи. Учителем, родителями... Я вообще считаю, что цель образования - это научиться учиться. Ну и личный пример родителей тоже важен несомненно.
Что думаете по этому поводу? Есть у вас какие-нибудь лайфхаки? Думаю, что у каждого ребенка своя "кнопка".
Ну вот, начинала писать об одном, а в итоге все в кучу, поток сознания)). Как всегда.