6 лет

Педагогические размышления с элементами автобиографии.

У умных родителей умные дети. Я все-таки считаю, что это наследственно. А я собсивенно хотела спросить куда можно пойти работать после окончания МИТХТ и биофак МГУ ?
23.12.2017
Спасибо!) После митхт можно работать в лабораториях, можно преподавать или работать химиком-технологом на различных видах производства - в пищевой промышленности, полимерной, фармакологии, много разных вариантов. После биофака... Тоже куча вариантов, в зависимости от специальности. Я антрополог - у нас народ занимантся гематологией, медицинской генетикой, микробиологией, как антропологи ездят в археологические экспедиции, работают в криминалистике, опять же занимаются преподаванием. Я после универа работала со спортсменами, занималась спортивной морфологией, пока не надоело). Одна девочка вместе с медиками занимается изучением диабета. На медицину вообще много выходов. Я уж не говорю про всякие организации типа Гринписа, где биологов просто пруд пруди).
25.12.2017
Получается путь твоего обучения был стандартный. Сначала ты освоила базовые простейшие приемы решения задач (по шаблону). При этом почувствовала, что ты не пень пнем, а вполне себе можешь решать задачи и отлично владеешь рядом методов. Потом тебя кинули в омут. Но ты уже почувствовала свои силы и тебе хотелось справиться и со сложными. Как известно сложное всегда состоит из конечного числа простых элементов. И ты применяя уже известные базовые методы творчески сочетая их между собой нашла решение и нестандартных задач тоже. У меня большие сомнения, что без освоения шаблонных рутинных способов результат был бы тот же. Согласна, что не надо останавливаться на инструкциях. Но я бы не стала и умалять их значения. Не каждый играющий гаммы становится великим композитором, но каждый великий композитор когда-то играл гаммы :)
06.11.2017
Мне кажется, ты меня не совсем правильно поняла насчет шаблонов). То, что нужно идти от простого к более сложному - это естественно и понятно. Я против этого не спорю и не возражаю. Я тут имею в виду другое. Если рассматривая этапы моего обучения, то оно могло бы пойти по-другому пути. 1) Я могла поступить в универ сразу и сначала научиться размышлять и искать решение самостоятельно. А потом, приобретя некоторый опыт, могла бы для себя уже составить некие "блоки" и оптимизировать "под себя" способы решения. В моем случае мне сначала навязали алгоритмы. 2) Могла остаться в МИТХТ и окончательно привыкнуть к алгоритмам. Не уверена, что я бы научилась при этом мыслить творчески. Приведу другой пример. Счет до 10 и состав числа. Многие тупо предлагают запомнить таблицу, но если ребенок сам не понял принципа, не "почувствовал" числовую прямую, не научился сам это видеть, это будет прсото механическое запоминание, не более. Или таблица умножения. Понятно, что в итоге придется учить. Но, если ребенок понимает принцип, то все намного проще. Недавно у нас с Любой был диалог. Она попыталась сосчитать, сколько будет 7*9, путем сложения 7к или 9к, не помню. Получила неверный ответ, не помню сколько, 70 с чем-то... Мы с ней обсудили это дело. Она сказала, сколько будет 7*10 и мы пришли к выводу, что 7*9 не может быть больше, чем 7*10. Но к правильному ответу так и не пришли. Потом она нашла таблицу умножения на тетради и нашла правильный ответ. А потом сама поняла, что можно было отнять 7 от 70и и тоже получить правильный ответ. Вот это я считаю важным, поскольку бывают "заскоки" и проч., а если ты понимаешь это головой, то даже если забыл, то быстро восстановишь. Насчет гамм не могу ничего сказать. Это немного другой пример, на мой взгляд. Есть некие аксиомы, которые мы принимаем как данность и на них опираемся. А вот доказательство теоремы, скажем, полезно понимать или попробовать доказать ее самому. А потом уже, поняв это, опираться на нее в своих размышлениях. Понятно, что прежде чем начать писать, надо научиться писать каждую букву. Но это скорее техническая основа. Вот).
06.11.2017
Знаешь что меня сподвигло написать комментарий? Возникло ощущение, что ты не ценишь педагога в МИТХТ. Ты считаешь он навязал тебе ложный путь. А он помог тебе поверить в себя. Ты уверена что справилась бы со всем сама, но почувствовала вкус к математике ты именно под его руководством. Это как то не честно по отношению к нему. Обидно стало за человека. В целом я конечно не спорю, глупо учить таблицу умножения если ребенок не понимает что такое операция умножения. Ты наверняка слушала Черниговскую. Интересно что ты как биолог думаешь. Как я ее поняла. Интеллект активно развивается когда человек музицирует, говорит на иностранных языках, играет в игры типа шахмат, решает математические задачи. Причем мозг задействован таким образом, что например занимаясь музыкой можно развить интелектуальные способности и применять их с успехом в совершенно иных сферах жизни. Занимаясь ин язом незаметно подтянуть математику? Было бы неплохо.
06.11.2017
Ты знаешь, нет, к преподавателю у меня нет абсолютно никаких претензий. Она была очень классная. Это скорее общая система преподавания в том вузе. Я не могу сказать, что это плохо. Просто когда узнаешь разницу в подходе, понимаешь плюсы и минусы одного и второго. Да, там я поверила в то, что я вполне способна к математике и даже могу ее любить. В конце концов все это можно развить при желании. И я уверена, что МИТХТ подготовил много отличных специалистов. Нет, я не слушала. Но в целом согласна с этим. Музыкой я не занималась в детстве. Где-то в средней школе появилось желание и встала учиться играть на гитаре. С шахматами тоже немного разбиралась сама. Это ведь еще и стратегия. Потом, уже при подготовке к универу, мне нравилось решать мехматовские задачки из сборников. Они сложнее, чем на других факультетах. Мне нравилось ощущение от "скрежета мозгов", как в мышцах после спорта)). В целом я считаю, что любая деятельность, заставляющая мозг работать, пусть даже плетение из бисера или жонглирование или акробатические трюки влияют на интеллект. Ещё влияет чтение. Да и просто чисто жизненные ситуации. У интеллекта ведь много составляющих. И все эти тесты, измеряющие интеллект всегда несколько относительны. Но есть и субстрат, основа. Которая тоже может различаться.
06.11.2017
Очень непросто находить баланс. С одной стороны общеобразовательная школа с ее требованиями. С другой, желание сделать обучение в радость. Стараюсь найти золотую середину. Пятёрок не требую, но учиться надо хорошо. Есть дисциплина и необходимость выполнения домашки, но есть и время для игр, прогулок и мультиков. И всё таки умение размышлять важнее усвоения стандартных алгоритмов, с моей точки зрения.
05.11.2017
Золотая середина - это хорошо). Время для игры и просто удовольствия должно быть обязательно. А также для общения с другими членами семьи.
06.11.2017
Главное дисциплина и контроль ! С первого класса первого дня. Старшая привыкла самоконтролю и дисциплине над собой . Я с первого класса давала выполнить дом. раб самост на черновик., потом проверяла и чистовик . Видно по классной работе где вертелась не слушала, выдирала листы , вставляла , переписывала. С 4 класса не проверяю дом . работу. Не отличница , учится хорошо. У меня анти пример работает хорошо.) Страдаю сама от собственной не грамотности . Училась всегда на 3-4 , русский страдал /страдает. Алгебра , геометрия 5-6 класс на 4-5 , биологию любила. Всякие лабораторные работы обожала , даже если не усваивала предмет по лабораторной всегда 4. Была способным ребёнком .. но сложным ..не кому было со мной заниматься и контролировать. Закончила Иркутский Торгово-экономический колледж. Жалею что не пошла учится дальше , не стала работать на производстве.. как 4 года пыталась уйти с торговли..но это моё 100%))) Жаль жаль .. хочу восстановится после долгого перерыва , в торговле не работаю уже 7 лет! Сейчас готова учится ......... ...Про подготовку к школе. Каждому ребёнку разный подход . Старшая научилась читать быстро и легко в 6.5 лет, там за месяц пару недель ..шла и читала всё что видела. Видно было ребёнок созрел для школы он хочет поглощать информацию , ему интересно. Средняя ..это другой ребёнок. Я с ней занимаюс уже 2ой год, читать учимся давно по тихонечку.))) Дошли до сложных слов ..Дефект речи ..гиперактивность , отсюда не сидчивость.. Мой ребёнок не созрел для школы, хоть и по критериям готов. Она не вдумчива , не слушает.. я вижу не СОЗРЕЛА. Сейчас почему то часто отправляют вшколу в 6 лет , а програма сложная .. со 2го класса два иностраных языка. Зачем мучать, мы лучше до сидим дозреем , чем ......
05.11.2017
Ой, я знаю, что ничего не знаю. Чем дальше в лес, тем больше дров. А уж что на выходе получится, вообще себе не представляю. Это я про обучение собственных детей.
05.11.2017
Что будет на выходе, думаю, никто толком не знает). Это будет видно потом.
05.11.2017
Да-да !! Главное - научить учиться . Мы не смогли научить Славу этому, в первом класссе тоже всё желание и интерес отбили. Потом мы перешли в эту школу, в которой учимся до сих пор. И у Славы во втором классе резко появился интерес, и мотивация. В третьем она пропала )) к 4 возникла опять ))) сейчас у них у всех одна тема - ненавижу учебу, хочу каникулы )) при том, что у них совершенно не напряжно. Я не думаю, что он и правда так считает. Скорее, поддерживает общую волну) у меня комментарий ни о чём, в общем -то) я не знаю, как научить учиться интересно, без обязаловки, без заставления и криков. Я - нервный человек )))
05.11.2017
Лайфхак кроется до школы. Важно сформировать желание учиться и узнавать новое. А не отвращение. А сделать это можно, только наблюдая за ребёнком и постоянно общаясь с ним, к каждому свой подход. Я это ясно вижу по разнице между старшим и средним. Мне думается, что стремление познавать мир есть вкаждом ребёнке, важно не забить его на корню..... Про чтение. Сейчас я сситпю важным научить читать до школы. Программа современная не рассчитана на нечитающих детей. Моему легко, а некоторые до сих пор до 30слов в минуту читают во 2классе. Вообще, полгода руку на сердце, если ребёнок умеет сам прочитать и понять задание, родителям почти ничего не остаётся. А вот другим приходится сидеть и объяснять.... Это время.... А потом нервы, в т ч на ребёнка, т к у родителей ещё куча дел. У меня мысли схожие, только я никак не могу их оформить и боюсь умничать тут, будет много букв
05.11.2017
Мне кажется, что взрослые часто слишком скучно подходят к процессу. Или спихивают это на кого-то другого. Хотя иногда достаточно просто поиграть или что-то вместе поделать.
05.11.2017
В моём видении родители не доверяют детям, не верят в то, что они могут больше и раньше, чем кто-то сказал. Читать в семь- значит до семи и браться не стоит. Складывать тоже. А они могут больше, если воспитывать в них интерес и внутреннюю мотивацию, а не требовать результат. Тут ты правильно подметила!!!
05.11.2017
Дети отличаются не по интеллекту, а по знаниям, умениям и навыкам. Отсутствие умения читать в 7 лет это не показатель отсутствия интеллекта. У меня в первом классе почти никто не умел, когда я училась. При этом ни одного проблемного интеллекта. Школа на то и школа чтобы учить, а не чтобы проверять чему там родители ребенка научили. По поводу очевидной ценности собственных изысканий ничего не добавлю. Все в точку.
05.11.2017
Но я вижу, что тем, кто умеет читать, реально легче и интереснее. Не, я не возражаю против того, что неумение читать - это не показатель интеллектуального развития. Я к школе умела читать, но реально читать начала классе во втором, запоем что называется.
05.11.2017
Я тоже умела, но до 9 классе не читала запоем. И мне до 5 класса читали вслух дома на ночь. Много. Конечно читающим детям пока легче. У меня знакомая готовила ребенка к школе с полугода. Таскала на развивайки и т.д. под девизом я подготовлю своего ребенка к школе. Ребенок во втором классе. Из репетиторов не вылезают. И это нынче прямо частая крайность. Поэтому как по мне - уж лучше пусть не читает. Ну и конечно я в обычную школу не собираюсь с младшим - мне тут размышлять проще. Если бы я понимала, что впереди обычная школа - моя логика была бы, вероятно, другая.
05.11.2017
У меня не было цели подготовить к школе. Мне хотелось создать и поддержать интерес. И показать, что бывает и что можно. Нравится - делаем, не нравится - не делаем. Чтение осваивали поэтапно. К 2 годам знала буквы, причем сама интересовалась. Потом в 4 года слоги, чтение и понимание слов после 5 лет, к 6 годам понимание предложений. Я тоже пришла к выводу, что гиперразвитие - это крайность.
05.11.2017
Ооо.. буквы в два года. Я так не умею!!) Недавно видела на площадке девочку двух лет примерно. Ее посадили на качели, качают, а перед качелями мама буквы на покрытии мелом написала. И давай Ребенка гонять. Я прямо выпала тогда в осадок.
05.11.2017
Вот веришь, я так не делала). Просто Люба в книжках показывала на буквы и спрашивала. А потом неожиданно оказалось, что она все знает). Вера любит считать. В полтора года она пришла и показала мне два пальца, прося сушки себе и Любе. Сейчас лихо считает до 5и. Если нравится и интересно, то почему нет? У нас все в удовольствие. Не нравится - не надо.
05.11.2017
Ну. В три года до 5 это норм. Я видела детей до 1000 считали в три. Вот это меня пугает) круто. Из моих двоих никто про буквы в два не спрашивал.
05.11.2017
Я не видела трехлеток, четко осознающих количество. Вера еще на пальцах показывает. Просто Люба так не делала). Поэтому для меня это круто.
05.11.2017
На пальцах Никола показывал и когда просил говорил сколько, но вот счёт.... Только сейчас встал.
05.11.2017
Кстати, просто механически считать можно обучить и попугая, хоть до миллиона. Важно чтобы ребенок ещё и осознавал количество. Поэтому я скептически отношусь к "считающим" до больших чисел детям. Для начала нужно хорошо понять счёт в пределах десятка.
05.11.2017
Как только я поняла, что Никола выучил цифры, я тут же проверила - он складывает и вычитает в пределах 10 запросто. Я прям так рада так рада) правда считать назад от 10 пока не может... Будем работать. Ещё полтора года на это есть у нас. Правда буквы он не знает. Максимум имя свое напишет Коля.
05.11.2017
эмпатия ***