Раннее развитие малышни. Мой личный лайфхак.
/Слишком рано развиваются сейчас дети, да?) Делечка/
Сегодня тьма-тьмущая информационных источников, рассказывающих о методах раннего развития малышей от сугубо классических до гиперинновационных. Как относиться к обучению английскому, чтению и игре на скрипке с пеленок личное дело каждого родителя. Каждый родитель, как и каждый ребенок, уникален, индивидуален и сам себе на уме.
ДАНО:
молодая мама, которая, хочет она того или нет, подвергается прямому или косвенному давлению на предмет необходимости раннего развития своего ребятенка.
Есть молодые мамы, которые давлению никак не поддаются, живут, в ус не дуют, для них норма жизни - вывести ребенка на улицу в песочницу летом и книжку почитать раз в неделю.
Другие мамы - впереди планеты всей (по хорошему), у них расписаны занимашки по часам, дням, месяцам, и во многом именно они создают то самое давление на третью категорию мам.
К последней группе относятся мамы, страдающие от активностей мам-передовичек (совесть мучает, легкий холодок от своей несостоятельности как спеца дододошкольного образования). В то же время такие мамочки осуждают мам-пофигисток.
Примечание тут же - классификация очень конкретная, не претендую на истину ничуть.
малыш, который будто бы пластилин, как написано в некоторых книгах, что слепишь - то и получится. Ан нет. Есть подвох - даже пластилин бывает разным - один мнется легко, другой вовсе не мнется, третий - быстро сохнет, четвертый - вообще крошится и тп. Вернемся к малышу, который совсем не пластилин, а человек со своими потребностями, талантами и вытекающими отсюда повадками, настроениями. К каждому ребенку нужен свой подход - что хорошо и интересно одному, не факт, что другому будет также.
ВОПРОС: что делать?)
РЕШЕНИЕ: я - мама третьей категории, ну или третьего поколения )))
О возможностях раннего развития я узнала во время беременности - подруги-мамочки водили своих деток на музыкальные занятия, раннее плавание, да и на курсах беременяшек мы занимались сонаталом.
С появлением Раминки все больше погружалась в мамские группы социальных сетей, лента инстаграмма пестрила идеями и ноу-хау в развитии малышни. Был момент, когда я грызла себя за то, что с пеленок мы не читаем, карточки по Шичиде мы не смотрим, Монтессори обошел нас стороной, 50 оттенков серого от Умницы не изучаем и вообще я горе-мать. Благо, меня быстро отпустило. К сожалению, отпускает не всех мам - от этого страдают они сами, да и их отпрыски.
Чем же мы занимались и продолжаем заниматься с Раминкой?
Основа основ для меня и успокоения моей мамской души - это музыкальные занятия в семейном клубе "Ладушка", куда мы ходили с 5 месяцев и до 2,5 лет. Два раза в неделю стабильно по часу мы пели, танцевали, развивали мелкую моторику, творили, вытворяли, на фитболе скакали, зарядку делали, на музыкальных инструментах играли, рефлексировали. Все те песенки и пестушки, что мы там выучили - незаменимая палочка-выручалочка для меня все эти дни и месяцы. В любой непонятной ситуации я начинаю запевать - пальчик, где твой домик, как тебя зовут?)))) Практически совершенный инструмент в переключении внимания ребенка при острой необходимости.
Помимо всего это, к плюсам занятий относится и то, что это отличный вариант вывести себя, мешок картошки молодую маму, в свет! Встряхнуться, голову наконец помыть проветрить, с мамочками поболтать, да просто атмосферу сменить! И с занятий я всегда забирала для себя идеи - как и чем можно занять ребенка дома, и нам всегда советовал педагог какие игрушки лучше приобретать в том или ином возрасте ребенка.
Здесь хочу оставить примечание: мы не ходили на занятия в целях быстрее начать говорить, ходить, стихи читать. На детских площадках ни раз встречались мамочки, которые делали большие изумленные глаза: "Вы уже год ходите на занятия и не умеете разговаривать???!! Вот моя доченька в год уже предложениями разговаривала". На тебе за это сахарок. Такие мамки бесят, жутко, но они есть, и надо просто принять их такими ) На еще сахарок ))))
Вдохновившись тем, что мамочки-передовички вытворяют и что выкладывают на babyblog.ru в своих постах-отчетах, мы с Раминкой влились во флешмоб движение "Тематические недельки". Помимо того у нас были просто тематические занятия, посвященные мультфильмам, праздникам, сказкам. Успели мы и побаловаться монтессори-понедельниками. Отчеты о некоторых наших занимашках можно найти в предыдущих постах.
А потом я всем этим переболела. Наигралась. Мышки-мышки, я на передышке. И идея о том, что мир вокруг можно изучать и без безумных подготовок к тематическим занятиям и неделям (а подготовка не шуточная, я вам скажу), стала мне ближе, теплее и роднее! Респект мамам-передовичкам! То, что вы делаете, это очень круто, но давайте как-нибудь без нас.
Идеальный вариант для меня работает по формуле "Вынь да положь"! У нас собралось три комплекта журналов из серии "Школа семи гномов"(0-1, 1-2, 2-3 года). Да, содержание некоторых журналов несколько спорное, но формат жутко удобный для нас. Вот выдалась свободная минута, берешь любой журнал и начинаешь либо читать, либо вырезать, либо рисовать, либо клеить, либо искать, либо рассказывать, либо пластилином лепить, либо кукольный театр показывать. Фантастика. Не нужно ничего придумывать самому. Все придумано уже давным давно.
Другое пособие, работающее по формуле, тетрадь логопедических заданий Бардышевой и Моносовой, которая создана для детских садов. Программа занятий рассчитана на целый год, охватывает все самые актуальные для ребенка темы. Начали практиковать занятия из этой книги с двух лет. Мамочки, кому интересно и надо, могу прислать на почту! Вам останется только распечатать и заниматься.
Мамы, ни в коем случае не подумайте, что занятие может продлиться больше 10 минут ))) в лучшем случае - в первый раз на 2 минуты терпения вашей малявочки хватит )
Книги. Одна моя любимая подруга-мамочка вдохновляет меня каждый раз на большие дела и мысли. Когда Раминка была еще очень маленькой, мы были у них в гостях и я увидела отличные книги с окошками. Так, в нашей домашней детской библиотеке появились несколько подобных книг - ребенку увлекательно разглядывать яркие картинки, да еще и внутрь окон заглядывать.
Благодаря давлению мам-передовичек мы приобрели еще несколько необычных книг. Необычными их делает отличный от колобка и семерых козлят формат. Это книги "Идем ловить медведя", "Баю-баюшки, луна". Хотела бы я посмотреть на детишек, которые писаются от восторга, от таких книг... Рамина незначительно реагирует на них. Как бы - и Чё?)))
Читательский бум у Рамины пришелся где-то на полтора года. Читаем мы редко. Рамине будто не интересно. Перед сном ей хочется, чтобы я рассказала ей как наш день прошел сегодня, слушает всегда внимательно и увлеченно.
Порой приносит сама книгу почитать, вручает ее мне, говорит - читай! А сама садится рядом, берет другую книгу и тоже начинает одновременно со мной читать очень громко на своем тарабарском. ))) кто кого перечитает ))
Когда Рамина еще не начала разговаривать, в занятиях я делала акцент на развитие речи. В этом мне помог Альбом по развитию речи для самых маленьких под авторством Батяевой, Савостьяновой - яркие картинки, все системно, логично, и нравится Раминке )))
Игрушки, которые у нас относительно всегда в ходу: пирамидка, домик-сортер, цветные стаканчики, рыбалка, мозаика, посудки, коляска с лялькой, машинка-транспорт, резиновая осло-лошадь, домик-палатка, пакет мелочевки, пазлы, кубики, яйца-сортеры, конструкторы-звездочки, паровоз на веревочке, набор овощей с ножом для резки, шнуровка бус.
Огромный фаворит - крашенные макароны. Как-то однажды я покрасила макароны в четыре разных цвета для сенсорной коробки. Мы уже больше года играем с этими макаронами. И никаких игрушек не надо )))
К слову об игрушках на батарейках. Почти все они не востребованы вообще. Батарейки садятся очень быстро, менять их никто не спешит, вот и валяются такие игрушки бесхозно. И ребенок каждый раз держа в руке обычную игрушку спрашивает - а что, она не разговаривает? Вот оно поколение некст.
Из батареечных любимчик есть один - микрофон с Машиными песнями, можно под плюс петь, можно и под минус ))
Примечание здесь: бытует мнение, что детишки, кто смотрит "Машу и Медведь", ведут себя отвратительно, подражают главной героине, хулиганят и поэтому их ограждают от просмотра этого мультфильма. Не согласна. Важный момент для меня - обсуждать с ребенком то, что он видит на экране, проговаривать, делиться своим мнением и видением. И если Раминке вздумается однажды постучать ложкой по столу и приговаривать: "Кашу! Кашу!" (сцена из мультфильма), я лишь улыбнусь - не давая оценок.
Мультфильмы. Смотрим давно. Начинали с Tiny love, продолжили Машей и медведем, татарскими мультфильмами, Простоквашино, Бременскими музыкантами, Барбоскиными, Фиксиками, Тро-тро, Тремя котятами, Дед морозом и летом. По настроению смотрим советские мультики наобум из поисковика на YouTube. Мы смотрим мультфильмы, в основном, в двух случаях: когда кушаем и когда делаем ингаляцию. Причем вдыхая пары физраствора, смотрим исключительно "Ну, погоди" ))) Мадам Рамина так настаивает ))
Про мультфильмы и прием пищи. Я согласна с теми, кто ратует за отсутствие гаджетов за обеденным столом и отсутствие любого мультимедийного сопровождения во время трапезы. Но! Мультфильм - моя гарантия, что Рамина съест больше половины из тарелки. Без огоньков на голубом экране она съест максимум две ложки и уйдет. При этом у бабушек и дедушек она спокойно ест без мультиков, да и в садике с этим все в порядке. Благодаря мультфильмам, расширяем кругозор, пополняем словарный запас. Мультфильмы на английском не смотрим.
Дежурный набор. Всегда дома под рукой краски, кисточки, пластилин, наклейки, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы и прочая мишура.
Спасибо моей дорогой подруге-молодой мамочке, которая подарила идею слушать в дороге детские песни, не рекламу и разносортную музыку на радио, а добрые детские песни!) Ведь это тоже развитие! Раминка благодаря этому, многие песенки знает и подпевает )
Мы ходим на детские площадки, праздники, в гости, общаемся, делимся, учимся и развиваемся здесь и сейчас, искусственно не создавая атмосферу вокруг.
Чего мы не делали и не делаем?
Нет, мы не ходили на раннее плавание: мне было лень. Точнее я реально оценивала свои желания и возможности целенаправленно заниматься нырянием, плаванием с Раминкой. Двух занятий в неделю в центре с тренером недостаточно, необходимо и дома практиковать все упражнения. А для этого - ванну помой, набери, убери. А в случае если воду горячую отключили, воду еще и нагрей. Кто-то увидит во всем этом перечень отмазок, высосанных из пальца, для меня же это был осознанный выбор.
Нет, мы не занимаемся по Шичиде: один только факт, что одни и те же карточки с картинками показывать нельзя дважды, меня обескураживает. Не вижу ничего критичного в том, чтобы на одну и ту же лисичку посмотреть несколько раз.
Нет, мы не занимаемся по Монтессори: наш день просто построен вокруг максимальной адаптации Раминки к быту, к проявлению самостоятельности. Рамина учится сама одеваться, одевает и пеленает куколок, мы готовим с ней вместе (Рамина разбивает яйца, чистит скорлупу, насыпает, перемешивает, наливает), кызымка помогает в уборке по дому (подметает, полы со мной моет, цветы поливает, белье помогает развешивать, стиральную машинку загружать, помогает постель заправлять, пыль вытирать и еще много всего по ходу дела).
Нет, мы не учим английский. Мы не учимся читать. Всему свое время.
ОТВЕТ: итак, если ты молодая мама в поисках лучшего для своего малыша, то сделай себе вкусный чай или кофе )) не шучу.
Дай себе 15 минут покоя, чтобы услышать себя. Проникнись идеей - невозможно объять необъятное, стать той, кем не являешься, ведь можно перенимать опыт, идеи заимствовать, вдохновляться ) Не стремись равняться на других, стань сама источником вдохновения ) Создайте с вашим малышом свой личный мир развития.
> Напиши на листочке бумаги какими ты видишь ваши игры и занятия - чему ты хочешь научить малыша, о чем рассказать.
> Подумай какие материалы - книги, игрушки, альбомы, расходные материалы, информисточники тебе помогут в реализации твоих задумок.
> В любой ситуации чаще целуй и обнимай своего малыша ) мамины любовь и тепло - лучшие проводники в увлекательный мир вокруг!
П.с. Никого не хочу обидеть своим постом, где-то есть сарказмы, сравнения, лирические отступления - все по-доброму и от души. Всем добра