Тематическое занятие по книге Д. Дональдсон «Хочу к маме». Шичида (с комплектом)
"Книжная полка"Это занятие получилось у меня не похожим на классическое занятие по методу Шичиды. Объясню, почему. Обычно используется довольно строгая последовательность и считается, что от нее нежелательно отступать. Если вы приверженцы этого мнения, то данное занятие вам не подходит. Я решила поиграть с ребенком не по заданному алгоритму и считаю полезным, что план мой изменился. В угоду СЮЖЕТУ.
- Объятия, музыка, шар энергии - все как обычно.
Показала дочке фотографию обнимающихся обезьянок (так понравилось фото, что даже вставила его в рамку).
«Обезьянки проголодалась. А что же они едят? Банан. Давай его поищем!»
- Интуиция.
Искали настоящий банан (под подушками), нашли, кормили обезьянку (ребенка)).
3. Флеш-карточки. Пока дочка была занята бананом, посмотрели флеш-карты.
4. Начинаем чтение книги. Читаем с остановками после каждого найденного зверя.
5. Цветовосприятие, поиск соответствия. Игра «Фрагменты».
«Разве это мама?
Мамочка меньше и ходит без топота,
Нет у ней бивней и длинного хобота (фрагменты бивней и хобота),
Ноги потоньше и хвостик не тот…» (фрагменты ног и хвоста).
По фрагментам ребенок должен угадать, о ком речь, и показать на соответствующее целое изображение.
Фрагменты нужно выдавать во время чтения о каждом новом персонаже книги.
«Это же СЛОН!
6. СЛОН. Упражнение на дыхание.
Раньше мы через трубочку только пили, и никак не получалось через нее дуть. А так хотелось подуть через трубочку и устроить бурю в стакане. Недавно наконец-то получилось, бурлящая вода вызывает столько эмоций! Захотелось повеселиться и изобразить слона, вместо хобота которого выглядывает край трубочки. Теперь мы ходим на водопой как слон и можем устроить душ из хобота.
Звуки: слушаем аудио-запись криков слона.
Словарь: части тела слона, цвет кожи, питание (фрукты), малыш - слоненок.
Артикуляция: изобразить губами хобот слона (губы трубочкой).
7. ЗМЕЯ. Творчество
«У ней не такая блестящая кожа…» - игра «Фрагменты».
. Эксперимент. Магнит. Хотелось как-то наглядно показать, как змея ползает. Почему-то на ум пришла игра с магнитом. Сделала змею из скрепок. Магнитом заставляем ее ползать по песку (манке), насыпанному на подносе. Смотрим, какой след оставляет змея на песке.
Также мы сделали из пластилина лепешку, утопили в ней зубочистки, изображая гнездо. Из фасоли или пластилина можно изобразить яйца змеи (мы использовали стеклянные шарики).
Звуки: шипенье змеи (аудио).
Словарь: кожа, чешуйки, яйца, малыш - змееныш, язык, гнездо, хищник, питается маленькими животными (мясом), чужими яйцами.
Артикуляция: изобразить шипение змеи
8. ПАУК. Моторика. Игра фрагменты.
Плетем паутинку пауку по схеме. Обрезаем с двух сторон ватную палочку, продеваем двойную ниточку, привязываем к одному из отверстий. Иголочка для плетения паутинки готова. В паутину попалась муха.
Словарь: паутина, плести, 8 ног, 8 глаз, черный, ловит мух (насекомых).
9. Логоритмика.
Физкультминутка с Е. Железновой под «Паучок ходил по ветке».
10. ПОПУГАЙ. Ищем по фрагментам изображение. Мандала. Разукрашиваем попугая. Мы пока еще только идем к игре в правильную мандалу (когда ребенок по памяти вспоминает где какие были цвета).
Звуки: крик попугая (аудио).
Словарь: перья, клюв, крылья, разноцветный, живет на деревьях, ест бананы
Артикуляция: изобразить клюв попугая (верхнюю губу вытянуть вниз в сторону подбородка, а нижнюю челюсть сильно задвинуть внутрь.
11. ЛЯГУШКА. Ищем по фрагментам изображение.
Пазл на 4 части (либо на выбор пазл на 2 части).
Так как самодельные разрезные пазлы часто неудобны ребенку (не соединяются детальки, распадаются, чем вызывают нежелание собирать картинки), я для себя выбрала следующий способ игры.
Обычную магнитную ленту (взяла бесплатный магнитик от чая или что-то вроде того) разрезала ножницами и приклеила сзади на картинку с пазлом (в 4-х местах), сверху приклеила офисную бумагу, и разрезала пазл по пунктирным линиям. Получился ПАЗЛ-МАГНИТ. Его можно собирать прямо на холодильнике или магнитной доске, он более послушен в детских ручках. А когда надоест, можно вынуть из него магнитики и приклеить в другой пазл.
Звуки: кваканье лягушки (аудио).
Словарь: зеленая, скользкая, перепонки на лапках, живет в пруду, длинный язык, ловит им мух
Артикуляция: изобразить, как лягушка ловит мух (высовывая язык как можно дальше)
12. ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ. Ищем по фрагментам изображение.
Танграм. Мы впервые решились поиграть в классический танграм (до этого просто учились выкладывать фигуры от сортеров на соответствующие силуэты).
Для себя я решила в будущем танграм сделать также магнитным для большего удобства. А пока выложили фигуру летучей мыши по схеме.
Звуки: крик летучей мыши (аудио).
Словарь: коричневая, спит вниз головой, живет в тени, охотится ночью, ловит насекомых (кровь других животных пьет лишь очень малая часть летучих мышей).
13. МАРТЫШКИ. Photo memory. Показываем маму, потом папу, просим вспомнить кто из них мама :) Показываем фото мартышки, находим кусочек ее шерстки. Слушаем аудио.
14. Последовательность. Здесь мы использовали изображения зверей из книги, соотносили их с фотографиями реальных зверей и приклеивали их на лист бумаги в том порядке, в котором их встретила на своем пути мартышка.
Также на этой аппликации можно отрабатывать навыки для письма и подбирать карандаши в цвет шкурок животных.
Закрепление полученных знаний.
15. Звуковое лото. Используем карточки от игры «Фрагменты» (понадобятся еще для сетки памяти и linking memory, недостающее необходимо допечатать). Включаем аудио записи и просим показать на фото, кто это кричит.
16.«А как думаешь, что кричат звери на своем языке? Все они кричат «ням-ням», кушать хотят. Давай их покормим?» Игра на поиск.
Долго не могла решить, каким образом накормить животных в этом задании. Из простых листов для принтера я изготовила незамысловатые конвертики (если лень делать, можно купить самые простые на почте, к примеру). Снаружи приклеила изображение «еды»:
БАНАН (для обезьянки, слона, попугая)
МУХА (для паука, лягушки, летучей мыши)
МЯСО (для змеи)
Принцип игры заключается в том, чтобы сложить фотокарточки зверей в нужный конверт. В дальнейшем эту игру можно продолжать и на других занятиях, постепенно накапливая «продуктовые корзины». Эта игра также учит ребенка обобщению, ассоциациям (разные звери - один продукт).
Для более старших деток можно усложнить игру, выбрав в качестве изображений не один фрукт - банан, а фото с несколькими фруктами сразу, не муху - а насекомых и т.д., вводя, таким образом, такие обобщающие понятия.
Вместо конвертов можно использовать либо маленькие самодельные коробочки, либо коробочки из-под детской обуви, наклеив изображение на крышку.
17. Логоритмика. «Обезьянки вышли погулять» (Е. Железнова).
Разминка.
18.Сетка памяти.
19.Linking memory. Тут все, как обычно.
20.Объятия. Музыка «Песня мамонтенка». В тему, о потерянной маме.
21.Иностранные языки. Перед сном мы почитали книгу в оригинале.
Напоследок скажу, что это занятие нам очень понравилось. Я осталась довольна как результатом, так и процессом. Мужа, наблюдавшего со стороны, особенно впечатлили дующий и пьющий слон и ползающая будто бы сама по себе змея. Занимались неспешно более двух часов с перекусами. Надеюсь, вам тоже понравится.
Свой комплект выкладываю здесь.