Мысли вслух. Гаджетомания
Мысли вслухМоя школьная подруга - дефектолог. Если честно, еще в 9 классе, выбирая кто из нас по какому профессиональному пути пойдет, узнав о ее решении - оторопели. Конечно, это очень мужественно и самоотверженно - заниматься с детьми, больными ДЦП и аутизмом. Но надо просто знать мою подругу. Она слишком прямолинейна, эмоциональна и довольна закрыта, ее даже холериком не назовешь - скорее, меланхолик. За выпад в ее сторону можно было без лишних слов получить портфелем по голове, поэтому кроме как "ТЫ? Да еще и коррекционный педагог?! Да ты их переубиваешь!" Она от нас не слышала.
Но, тем не менее, педагогом она стала. И отличным. Помимо преподавания в государственном образовательном учреждении для особых детей, берет "халтурки" - дошколят, с которыми надо разучить письмо, чтение, ну или просто занять, если у родителей возможности особо нет.
Мы часто общаемся на темы воспитания, разного рода методик, точнее, я кидаю ей ссылки на статьи, показавшиеся мне интересными и жду профессионального мнения. И нередко темой наших обсуждений становятся гаджеты и телевизор в жизни малыша.
Конечно, тут можно возразить, что ребенок мой слишком мал, что вообще бед я не ведаю, в туалет могу спокойно сходить, не всунув айпад с мультиком и т.д. И вообще у меня пока один ребенок и настоящей жизни я не видела) хотя без бабушек и дедушек под рукой.
Расскажу лишь то, о чем делиться человек, работающий с детьми денно и нощно. Разными детьми. Общается с разными семьями.
Дети сейчас неуправляемы. Они неусидчивы. Им трудно работать с большими объемами информации. Вы замечали, что вам довольно-таки затруднительно смотреть 2-х часовой фильм не отвлекаясь? Или брать в руки большой том? А попав на статью, довольно-таки немалого объема подкрадывается раздражение - в нетерпении листаешь, пытаясь наконец понять, когда же она кончится? И почему автор так мелко все разжевывает, неужто так трудно основные постулаты выделить?!
Это так называемое клиповое сознание. Мы привыкли к бесконечному потоку информации, она протекает, как песок сквозь пальцы, терабайты данных проходят сквозь нас ежедневно. Нам трудно фокусироваться, трудно собраться - нам надо побыстрее, да чтобы все по полочкам разложено было. У нас нет времени.
То же происходит и с детьми. Им физически тяжело высидеть час, выслушивать что-то, они гиперактивны, их нервная система перевозбуждена. Угадайте, под действием чего.
Им тяжело писать от руки, потому что тач-скрин вашу кисть не разработает. Ну и, конечно же, не развивают мелкую моторику, которая, как известно, напрямую связана с развитием мозга.
Активное использование гаджетов с младенчества мешает развитию эмпатии, навыков общения.
Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. В книге американского психотерапевта Линды Базел говорится, что если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга остается на 25-30% меньшим. Это подтверждают японские ученые Кеп Ки Лоу и Райота Кэнэй. Они показали на снимках МРТ, как уменьшается, в частности, передняя поясная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивные способности и умение контролировать эмоции.
Но это все наука, а теперь пример из жизни. К моей подруге ходит мальчик. Дошкольник. Молода стильная мама, всегда при параде, фитнес, салоны, все. Дома в каждой комнате по телевизору, которые включены круглосуточно. Планшеты имеют огромные трещины и сколы на дисплее - следы эксплуатации детьми (вот, кстати, очень дорогая вещь, с которой надо бы приучать обращаться бережно). На уроке мальчик кидает в преподавателя ручкой и выдает фразы по типу: "мой папа тебе платит". Ну, казалось бы, обычный парень "переходного" периода (или кризиса), но, как выяснилось, это не прореха в воспитании конкретного ребенка, это повсеместно! Отобрал гаджет - истерика, не купил - "вы мне больше не родители!"
Да, конечно, придет время и ребенок все равно начнет активно использовать сей предмет в повседневном бытии, но, на мой взгляд, чем позже тем лучше. Научно-технический прогресс от них не ускользнет, уж слишком мы все завязли в этой паутине. Они не останутся отсталыми, или что-то подобное - они все равно научаться - потому что в этом мы живем.
К примеру, технический директор eBay отправил своих детей в школу, где используют привычные, не связанные с новейшими технологиями, инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, HP. Называется эта школа - Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид - доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. В той школе нет ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома. Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома. Казалось бы, зачем?)
Поэтому я категорически против мультиков с планшетов для детей ДО года, да и позже. До трех. У моего ребенка не будет ЛИЧНОГО айпада к трем годам, это я знаю на 100%. К слову, чтение с этого самого девайса здорово посадило мне зрение.
Да, я не могу полностью оградить ее от экрана, так как сама активный пользователь мобильных гаджетов (увы!), но уже сейчас стараюсь чтобы мой ребенок так же часто видел меня с книгой. Или маму, занимающуюся зарядкой.
Может, никакого вреда от 10-ти минутного "развивающего" мультики и не будет, но зачем? Как говорит "мой дефектолог", лучше показать ребенку предметы вживую - то же самое. Ну и потрогать их еще можно.
Ну и иллюстрации шикарной статьи на Adme