Для себя. А что из этого списка не умеют ваши малыши?
1 год (умелки из ленты развития ББ)
• Делает попытки слезть с высокого стула.
• Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
• С поддержкой шагает по лестнице.
• Ходит без поддержки.
• Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
• Умеет пятиться задом.
• Может взбираться на мебель.
• Хорошо сидит на детском стуле.
• Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч. • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
• Может самостоятельно принимать пищу (если имеется ввиду кушать ложкой из тарелки)
• Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
• Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.
• Малыш любит игры с мячом.
• Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
• Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
• Любит «говорить» по телефону.
• Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
• Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
• Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
• Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
• Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
• Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
• Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
• С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
• Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
• «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
• Пытается рисовать