Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК ЕленаД

Запись

ЕленаД 2 апреля 2009, 22:06 , Москва ···

Мамам НЕ-вундеркиндов посвящается.

Давным-давно, в далекой юности, когда у меня еще не было никакого жизненного опыта, зато было высшее педагогическое образование, я была свято уверена в том, что дети, с которыми регулярно занимаются - просто не могут не быть успешными в школе. То есть, другими словами - занимайся с ребенком, учи читать-писать, разговаривать-думать-рассуждать, считать-угадывать-строить, - и все будет более чем прекрасно.

И значит, те родители, дети которых звезд с неба не хватают - сами виноваты. А вот потому что занимались бы с самых первых дней, да даже еще до рождения читали ребенку в животе сказки и включали классическую музыку - сейчас бы таких ужасных проблем не имели.

Почему-то, пока не имеешь своего печального опыта, в голову не приходит простая в общем-то мысль, что есть люди, которые занимаются с ребенком день и ночь - просто для того, чтоб малыш держался в каких-то нижних границах нормы.

Именно для того, чтоб удержаться за эту нижнюю границу, как за подножку уходящего поезда, некоторые мамы годами платят значительные деньги логопедам и бесконечно отрабатывают скучные упражнения, водят ребенка на занятия по ИЗО, лепке, чтоб хоть немного развивалась мелкая моторика, к психологам, дефектологам, два раза в неделю по любой погоде тащатся с баулами в детский бассейн, занимаются дома по разным пособиям и штудируют специальную литературу.

И тем не менее успехи весьма скромны. Именно нижняя граница нормы.

- Куда это вы? Снова на занятия? вундеркинда растишь? - усмехаются не особо посвященные в проблемы окружающие. - Оставь ребенку детство. Я вот свою ни по каким занятиям не таскала, в школе всему научили. А твой что будет в школе делать?

Как будто на разных языках, точно. Сытый голодного не разумеет.

Да хоть бы взяли его еще в эту школу. Да хоть бы еще после первого класса не выгнали. Или в коррекционный класс не перевели. А мы бы уж в лепешку разбились... Занимались бы не поднимая головы. Ведь умение читать - это ерунда, когда у ребенка каша во рту, карандаш в руке не держится, куча проблем с вниманием, памятью и прочим... Вундеркинда ращу, ага...

Иногда, правда, какой-нибудь очередной очень внимательный врач-невролог удивится: "Смотри-ка, логика у него неплохо развита... Читает, говорите? А ну-ка расскажи мне, детка.... А сделай так и вот так... Да, мама, вижу, поработала на славу. При таком анамнезе и таких симптомах ребенок выглядит вполне, вполне... Где вы занимались?"

И мама горда и рада. Еще бы. Ну не избалована она подобными похвалами. С самого начала, когда ровесники уже садились, вставали, ходили, говорили, и их мамы с гордостью и такой немного показной грустью ("Ах, ну куда он так спешит...Пополз уже, в 6 месяцев! Теперь глаз да глаз...") рассказывали об этом на площадке - ей нечего было сказать. Хвастаться тем, что Ванечка вчера сказал долгожданное "мама", когда ровесники уже шпарят наизусть Чуковского - как-то даже унизительно. Потому что собеседники тут же пускаются в пространные рассуждения о том, что с ребенком надо заниматься, разговаривать, читать ему книги - вот как они, и все будет в порядке.

Да занимается она, и ничуть не меньше, а часто гораздо больше среднего. Потому что уже напугана, уже в панике - ну все уже сидят, встают, ходят, а мы-то что? Ведь мы и массаж сделали уже, и по врачам пробежались, а толку пока что-то не особо много. Врачи, сильно не вникая, прописывают препараты горстями, которые давать страшно, и не давать еще страшнее - вдруг сейчас упустишь время, а дальше уже не наверстаешь? И спросить особо не у кого. Не хотите, дескать, не пейте, но потом - к нам, пожалуйста, никаких претензий. Решайте сами, вы же мать.

"Ну вы же мать, - чуть позже скажет какой-нибудь психолог. - Вам должно быть интуитивно ясно, как поступить в таком случае. Что хорошо с одним ребенком, с другим - недопустимо. Рецептов здесь нет..."

Значит, что? - плохая мать? У хороших-то матерей и проблем нет.

Потому что - ну не ребенок же плохой, правда же. Ребенок плохим быть не может.

И как легко любить чистенького, опрятного малыша, которого хвалят все возможные педагоги, который занял все возможные места на всех олимпиадах, кроме того, делает успехи в английском и танцах, даже на соревнования ездит в другие города. И как больно после этого смотреть на свое вихрастое чудо, которое вылазит вечно невпопад, у которого весь пиджак в клее или пластилине, ручки текут, карандаши теряются. Вот он опять вышел без тапочка в мешке, без пенала и без задания в дневнике. И значит, опять надо бежать по школе и собирать свои вещи, а потом еще звонить кому-то из класса - "Извините, это мама такого-то. Скажите, а по математике задавали сегодня что-нибудь им? А что, не подскажете?.. да нет, мы не болеем, просто не записали ничего.... Спасибо вам огромное... Да, наверно, буду звонить, придется, спасибо..."

Любить и верить. И не раздражаться, и находить во всем этом хорошее, и как-то хвалить и поддерживать. Потому что - а кому он нужен-то, такой вот весь угловатый. Кто ему еще доброе слово скажет?...

А эти бесконечные вопросы от окружающих: "Оооо, в первом классе уже? ну и как? Учимся? Нравится?". Люди просто не понимают, что для некоторых это больная тема. Разве в первом классе может быть тяжело, плохо, неприятно??? Разве может первокласснику не нравиться школа??? Да полноте.

А вот и может. Не нравится. Не учимся, а мучимся. Можно хотя бы в выходные об этом не говорить?

А эти разговоры бабушек, слегка посвященных в проблему? Эти рассказы как бы невзначай - "Видела тут Юльку, соседку, ее Андрей профессионально занимается (плаваньем, боксом, китайским языком, рисованием...). Он, кажется, на полгода младше нашего? Ну да. Так вот, поехал сейчас на сборы. Вася, ты слышишь? Помнишь Андрюшу Иванова?.."

Легко быть мамой отличника. "Яяяя? Домашние задания с ним делать??? Да никогда! Я сразу сказала - с первого сентября только сам. Как хочешь. В детях, знаете ли, надо воспитывать самостоятельность...". Стенгазету рисовать? - с чего это, я работаю, мне некогда. Класс мыть - да вы вообще с ума посходили, нате вам сто рублей, наймите уборщицу, я не собираюсь. И вообще, что это за поборы еще, я вот сейчас разбираться пойду.

Хорошо, что есть мамы НЕвундеркиндов, бессловесный народ, которые готовы и класс с коридором бесплатно драить каждую субботу, и костюмы шить, и рефераты писать, и ехать на другой конец города за рабочими тетрадями на печатной основе для всего класса, и денег сдать сколько нужно хоть на учебники, хоть на видеонаблюдение, хоть на портрет господина Медведева, да даже на его конную статую, - только вы уж, Марья Иванна, потерпите нас,а? Будьте так добры! Ну сложно нам все дается, что ж поделаешь. Но мы - стараемся...

...И верить, что когда-нибудь - гадкий утенок обязательно превратится в Белого Лебедя...

1

КОММЕНТАРИИ

Анна - несерьезная мать 5 апреля 2009, 20:10 , Красногорск
                                

Нууу... В первом-то классе, по-моему, всем деткам тяжело учиться. Я помню, что сама над домашними заданиями в первом классе засыпала от усталости, хотя училась всегда хорошо. Да и вообще, время у нас такое - ускоряются информационные и прочие процессы, нарастает темп жизни, увеличивается до бесконечности тот объем знаний, который считается "обязательным".

Это то, что ПРИНЯТО. То, что СЧИТАЕТСЯ нормальным. И вовсе не значит, что является таковым на самом деле. И вундеркинд потом возьмет и в 16 лет съедет с катушек. Был знакомый мальчик - умный, успешный, единственный сын у успешных родителей. Взял и в 18 лет выпрыгнул в окно.

Есть еще фильм "Форрест Гамп".  Как все шедевры - неоднозначный. У меня есть знакомые, которые считают, что этот фильм о том, какие тупые американцы, о том, что современная культура создана случайно и тупицами. А мне кажется, что фильм о том, что жизненный путь человека зависит не от его интеллекта, вернее, не только от интеллекта. Есть еще тело, и главное - душа. И неисповедимы пути :)

Ответить
Frida 5 апреля 2009, 12:58 , Москва
                                

Я, Лена, особо выдающиеся твои посты зачитываю мужу вслух. Что проделала, собственно, и с этим.

Получила задумчивый комментарий: "Нда... сильно. Не приведи, Господи". Я, правда, так и не поняла, что - иметь ребенка НЕвундеркинда, или быть "миром вундеркиндов".

И правда, смотришь на нее сейчас, и совсем ведь непонятно, какой она будет.

Ответить
_R_i_g_a_ 4 апреля 2009, 07:43 , Уфа
                                

это про меня- как ты описала Мишу- я узнаю себя - я была в школе такая...у меня были аденоиды из за которых я не дышала ртом и соответственно кислород не поступал в мозг- всё это сказалось на моей учёбе и поведении.- я была невнимательная, рассеянная, всё теряла,забывала.НО потом закончила 2 колледжа один с отличием и Академию МВД.-думаю это временный период...Терпи Лен!А на бабок не обращай никакого внимания

п.с респект и уважуха тебе за пост- задело за душу...

Ответить
Lada Vitaminka 3 апреля 2009, 14:47 , Москва
                                

мой муж при появлении на свет получил родовую травму. Мама его  - педагог, папа - главный энергетик в министерстве сельского хоз-ва мос. области... Короче, родители с образованием, все ок. А мужа, когда он в школу ходил, хотели в спецкласс отдать, с боем его отстояли родители... Но на человеческих качествах это не сказывается. Он у меня очень деликатный, ответственный, серьезный, оооохень положительный и просто хороший человек. Педагог (ин.яз). И он знает, как дается учеба... И ваших сыновей будут любить не за то, что у них там в дневнике, а за то, какие они ЛЮДИ выросли! А мамам - правда тяжело...

Ответить
Аурика 3 апреля 2009, 14:38 , Москва
                                

Писала уже не раз,но повторюсь:наш любимый семейный мультфильм-"Что случилось с крокодилом?"Помните?Тот момент,когда два крокодила обсуждают героев:"Вчера его каракатица перепрыгнула через куст!Так он два часа рычал от счастья!Ха-ха-ха!"Вот так и мы,рычим от счастья,когда наш дитеныш делает шаг вперед.И если рычать громко,гордо и убедительно,то и окружающие начинают подозревать,что произошедшее действительно-очень круто!:)))Мы уже давно так безнадежно горды успехами своей дочки,что ее гениальность не обсуждается!:))))А наши усилия-это наши проблемы!

Ответить
Рыжесть 3 апреля 2009, 11:00 , Москва
                                

Лен, мы с тобой неделю назад говорили про нежелание Варьки разговаривать. А я с рождения (после очередного понимания, что мой Бамбурец в последних рядах переворачивалась, садилась, вставала и т.д. и т.п., хотя нет никаких вроде сдерживающих факторов и диагнозов, кроме возраста обоих родителей) выучила фразу: "У меня нормальный дефективный ребенок и отстаньте от нас".

Ответить
ЕленаД 3 апреля 2009, 11:08 , Москва
                                

Классно.

Самое главное, что действительно лучшее, что могут сделать - это отстать. Потому что вот эти большие глаза и "Оооо, еще не...(говорит, пишет, ходит)? Ну чтооооо... Дети, конечно, все разные... Может потом сразу читать начнет..." - это еще хуже.

Ответить
Katya_rina 3 апреля 2009, 09:11 , Харьков
                                

четвертый и последний обзац - это так про нас.

Кстати, Лена, а вы сос таршим какие препараты принимали? 

Ответить
ЕленаД 3 апреля 2009, 09:57 , Москва
                                

Сначала аспаркам и диакарб, потом, кажется, пантогам и глицин, но толку не особо много.

Ответить
Katya_rina 3 апреля 2009, 15:58 , Харьков
                                

у нас на них тоже не было толков. Но Цераксон - творит чудеса. Все что я внего долго вкладываю проявляется после его курса:)

Ответить
КатиК 3 апреля 2009, 06:49 , Йошкар-Ола
                                

Очень пробирает, т.к. до боли близко!!! Я тоже думала, что надо с раннего возраста учить ребенка читать, считать и прочее, т.к. уже напуганы все трудностями школы, непосильной программой с первого класса и сортировкой детей с помошью тестирований при наборе начальных классов! Так не хочется, чтобы сын попал в группу "слабых" (читать "отсталых") детей, т.к. это как клеймо! Пусть для меня он самый лучший и умный, в среде школы свое разделение! Но на своем опыте поняла, что всему свое время и у каждого свой характер, и мы сделали то, чему пытались научить сына с 2 лет, за полгода, но уже в более сознательном возрасте 5,5 лет. Сейчас я уже не стану  учить дочь алфавиту и цифрам с 2 лет, если она сама не захочет! Главное не вырастить лодыря! С другой стороны, что делать, если ребенок до 7 лет не проявит желания к обучению, ведь школа диктует свои требования? По любому придется применять давление на ребенка, хотя в этом возрасте его уже можно в чем-то убедить...  Дааа, очень тяжелая это работа, по выращиванию детей!!!

Ответить
Яюшка 3 апреля 2009, 05:33 , Нарьян-Мар
                                

Все правильно, у каждого свой набор способностей и возможноестей, у каждого свой темп рзвития и достижений. И бесполезно, более того, вредно сравнивать детей и пытаться их всех подравнять.

Радует, что есть учителя, это понимающие.

Хотя бы кое-где.

Как-то в первом классе ходила к Иванке на урок английского, в ее группе товарищ один учился, его для него слишком рано в школу запихнули. Первую половину урока он занимался раскладываниемкарточек с буквами вокруг себя и больше ничего не слышал и не видел. Наконец, разложил, учительница его тут же спросила, идно было, что она ждала, когда он будет, наконец, готов. Терпеливо ждала. После урока я задала ей вопрос про него, Она ответила : Ну, что ж тут поделаешь, такой он вот, может, выровняется. Выровнялся.

И еще меня сегда интересовал вопрос : А куда деваются вундеркинды во взрослости? Вот пишут про них : В 12 лет учится в уиверситте! А потом? Больше ни разу и нигде и ничего! Прок тогда какой и где?

Мне многое нравилось в системе воспитания Никитиных, но как-то сомневалась я. А потом попался большой материал про их детей, выросших уже. Ни один из них не желал на тот момент воспроизводить ускорительную систему развития детей в отношении своих, не все и на высшее образование замахнулись, хотя и заканчивали пятилетку в три года.

Со мной учился в классе мальчик. Он был нас всех старше года на два, как он нас бесил и раздражал своей  тупостью, учился на тройки, которые нам казалось ему ставятся из милости, потом в средних классах мы обсуждали между собой его, пришли к выводу, что если бы не его родители (папа учитель, потом завуч, потом директор нашей школы, мама - учитель во вспомогательной) , его б давно отправили в седьмую академию (вспомогательную школу). После 8 класса он ушел в техникум, потом закончил еще один техникум, потом заочно юридический. Сейчас книгами торгует, давно торгует, начинал с маленькой лавочки, не скажу, что магнат, но бизнес кормит его, его мать, помогал племяннику, сейчас вот должен был стать папой в марте, женился в прошлом году. И уже не  бесит меня своей тупостью. А моя приятельница, в детстве и юности дружившая с его сестрой, как то сказала, что его родители совершили подвиг , ежедневный и тяжкий, так как после тяжелой болезни (полиомиэлит или менингит? никак не уточню) в детстве его развитие сильно затормозилось, потому и в школу пошел не со своим годом. Вспоминая, сравнивая, что было и каково стало, могу подтвердить, да, подвиг. Только родители, обычно матери, на него и способны.

 

Ответить
Наташа 3 апреля 2009, 04:20 , Новокуйбышевск
                                

Очень хорошо написала!Очень!Это бы в сообщество -мой ребёнок не такой как все.Если что ссылку дам...

Ответить