О социализации, не мое
Психологияhttp://www.babyblog.ru/user/_mommy_/3065235/#comm_152782257
О социализации
Для меня социализация - это социальная интеграция, умение быть вместе без потери себя, умение быть в отношениях без потери собственной уникальности, способность эмпатически настраиваться на других, не теряя из вида себя самого.
Если рассматривать процесс развития человека, то социальная интеграция, вернее, способность к ней не дана человеку с рождения. Сначала необходимо пройти другие важные этапы интеграции. Вообще, интеграция - это смешивание, какие-то отдельные элементы смешиваются и из этого рождается что-то третье, при этом каждый эелемент так же можно выделить как отдельный, он не растворяется и не теряется. Например, сигналы от двух глаз поступают в мозг по отдельности, далее смешиваются и мы видим объемную картинку. Мужчина и женщина вступают в брак, их отношения - совершенно уникальное явление, но при этом их личные интересы никуда не пропадают. И т.д. В процессе развития человека у него последовательно развиваются сначала клеточная, потом сенсорная интеграция, затем когнитивная, далее эмоциональная, лишь после нее социальная и последней - культурная интеграция. Сенсорная интеграция - это способность обрабатывать разные виды ощущений, она завершается к 7 годам. Про нее и ее важность есть чудесные книги: Джин Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция" и Улла Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге". Рекомендую!) Познавательная интеграция - это способность смешивать идеи. Эмоциональная - способность смешивать эмоции (например, гнев и любовь), это высокий уровень эмоционального интеллекта, ключ к саморегуляции. О социальной уже писала выше. Культурная - это интеграция на уровне культурных различий, толерантность к другим культурам, уважение к своим корням.
Нет никаких данных, что человек способен к социальной интеграции раньше эмоциональной. А вторая при нормальном ходе развития развивается только к 8 годам, когда созревает префронтальный кортекс, отвечающий за этот вид интеграции. У многих взрослых нет способностей даже к когнитивной интеграции. Как пример - педиатры, получившие образование в 70-х годах и до сих пор транслирующие старые медицинские истины... Что же будет, если ребенка пытаться социализировать раньше, чем он готов? У него возникает большая вероятность остановиться в своем взрослении, так как оно возможно только в безопасных отношениях со значимым взрослым. Насаждение каких-то ситуаций взаимодействия или норм поведения раньше, либо в большем объеме, чем есть потребность в этом у самого ребенка, приводит к формированию псевдо-социальности, псевдо-вежливости. Ребенок вряд ли когда-то сможет быть вместе с кем-то без потери себя. Либо он будет отдавать приоритет отношениям, либо своим интересам. Таких взрослых полным полно... Многие транслируют то, что транслирует их значимое окружение, не имея собственного мнения. Многие не умеют выйти из конфликта интересов без потери отношений с противоположной стороной.
В общем, не стоит форсировать социализацию. Сначала должно быть становление личности, присутствие родителя как буфера между ребенком и обществом, а потом смешивание этой личности с другими людьми.