Как должны проходить занятия с логопедом?
Хочу задать вопрос опытным родителям: "Как ведет занятия грамотный логопед?"
- Время одного занятия
- Частота занятий в неделю
- Структура занятий
- Как оценивать прогресс
Сыну 4,5 года. Заговорил после трех лет. С трех до 4 лет занимались дома под контролем логопеда-дефектолога. Нащупали нужный курс и быстро появилась фразовая речь. Сейчас ребенок неплохо говорит, но проблемы остались:
- В основном использует короткие предложения
- Нет звука "Р", если проявляется, то на французский манер
- В некоторых словах заменяет буквы (например, вместо "банан" может сказать "ванан")
- Перед некоторыми словами, которые начинаются на гласную ставит согласную букву
- Если начинает говорить быстро, то комкает слова
По итогам последней медкомиссии посетили двух логопедов и ряд специалистов. Получили направление в логопедический сад. А также рекомендации к частным занятиям с логопедом. В мед. центре одна врач поставила ОНР 2-3 степени, но она к ребенку подход найти не смогла. Вторая же отнеслась к нему внимательнее и увидела, что он все буквы (кроме Р) проговаривает, говорит предложениями, пересказывает и прочее. Сказала, что ОНР ставить ему не хочет. Но надо работать над наполнением его речи. Больше прилагательных, удлинять предложения. Делать речь красивой. А западающие звуки поставит логопед при частных занятиях.
Нашли логопеда-дефектолога по рекомендации. Прошли у нее диагностику. Она сказала, что у ребенка ОНР нет, склоняется к ФФНР и дизартрии. К сыну она действительно смогла найти свой подход. Доброжелательно и спокойно и вот ребенок уже выполняет предложенные ею задания. Получается удерживать внимание ребенка.
Я наблюдала за ней во время диагностики. Проверяла какие звуки проблемные, прилагательные, предлоги, фонетическое восприятие, посмотрела общее развитие, делали пересказ... еще что-то, сейчас уже и не вспомню. По ходу она давала мне фоном короткие комментарии что и для чего.
И вот наше первое занятие.
Занимались они всего 30 минут. Прошлась массажным шариком и кольцами по пальчикам. Пару пальчиковых игр, затем поработали с артикуляцией (помогала ватной палочкой). Все перед зеркалом. Сделали несколько упражнений. Затем пошли задания по карточкам. Со стороны занятие напоминало общеобразовательное. А по факту она "пропевала" слова, которые ребенок говорит не совсем четко. Образовывали из существительных прилагательные, характеризовали предметы, раскладывали карточки на "фрукты и овощи", давая каждому ряд характеристик, проговаривали предлоги.
Все. По сути этим же мы ежедневно занимаемся дома + логоритмика. Только у нас подобные игры могут растянуться на пару часов, а тут все сжалось в 30 минут.
Ребенок доволен и ждет тетю еще в гости. Стоит еще отметить, что с ней он больше старается, чем когда занимается со мной. Более собран и сосредоточен.
А я задумалась над вопросами, которые указала в начале поста.
После занятия логопед сказала, что все звуки у ребенка есть. Ставить надо только "Р", остальные автоматизировать. Речь сразу подтянется на нужный уровень. Звучит, конечно, приятно, но как бы что не упустить.
Предложила заниматься 1 раз в неделю или 2 на мое усмотрение.
Про домашнее задание я сама спросила. Продолжать делать артикуляционную гимнастику, особенно тренировать прилипание языка к небу (делать Грибок), работать по тетрадке Петерсон "Игралочка" (начали еще год назад).