Малыш и творчество
Наши предки и подумать не могли, что современные дети с младенчества будут рисовать, лепить, складывать, клеить... Ранее считалось, что все эти навыки приходят позже, да и времени особо не было на то, чтобы заниматься с ребенком подобной "ерундистикой". Ребенок становится самостоятельнее, сидит сам за столом и что-то мастерит.
Во всяком случае, так было у меня. Я могла сутками не выпускать из рук карандаш. Родители мои творческие порывы не приветствовали: кукол стричь нельзя, плакаты вешать в комнате нельзя, рисовать-лепить только за столом - потом все отмыть и чтобы не пятнышка... Но все же в Изостудию отдали, спасибо им за это! Кто-то рос в более свободной среде и я "за!" всеми тапками и ушами. К сожалению, по ряду остоятельств, связать будущее с дизайном не получилось и сейчас я врядли нарисую даже самый простой цветок. Но не грущу, у меня растет малыш, который проявляет желание творить и развиваться, ему интересно все что связано с импульсивным созиданием. В этой статье речь пойдет не о сборе пирамидок, а о рисовании, лепке, апликации и других занятиях, которые отвечают и стимулируют работу правого полушария головного мозга.
Не скажу, что мы прям с первых дней начали рисовать и лепить. На такие подвиги я была не способна и интереса у ребенка не наблюдала. Основной интерес первых трех-четырех месяцев жизни - мама, сися, мир вокруг и первые погремушки. Спешить мы не стали. Потом был период активного развития двигательных навыков: сел, пополз, встал, пошел... Движение - сила, какое тут творчество. Хотя уже с 6 месяцев я периодически предлагала сыну карандаши и даже краски. Но они были безжалостно сгрызены, обсосаны и обслюнявлены. Бумагу мы учились хаотично рвать (кстати отлчиное упражнение для развития мелкой моторики), а картинки разглядывали...
Рисование карандашами/восковыми карандашами - начали мы не с пальчиковых красок, а с карандашей. Потому опыт с красками был похож на "попробуй меня", а карандаш вызвал иной интерес. Первым толчком стала обычная шариковая ручка, лежавшая на столе. Сын взял ее и начал видно копировать маму. Дала листочек и вот они первые "шедевры". Ага! Обрадовалась - пришло время для цветов радуги. Но не тут то было. Сын погрыз восковые и раскидал деревянные. И снова потянулся за ручкой. Подобное творчество продолжалось около месяца. Вот только ручку и хоть тресни. Рисовал исключительно на бумаги, с каждым днем все уверенее. Довольно быстро перестал держать "перо" в кулаке. Я выдавала ручку по первой просьбе и сын мог рисовать довольно долго - от 10 минут. Дальше больше - мальчик стал приносить мне свои рисунки и показывать. Мама хвалила и радовалась каждой новой каракульке, а польщенный малыш бежал творить еще. И тут в один прекрасный день, сын наводил "порядок в ящиках" и обнаружил пенал с карандашами. Попросил открыть (доп занятие по открываю с ребенком молнии) и удивленно йокнул - сколько добра и все безхозное. Раскидал по привычке, потом взял альбом и стал пробовать цвета. С этого дня к ручке добавились деревянные и восковые карандаши. Покушения на их целостность были, но мимолетные. С года и 3 месяцев грызть перестал вообще (ттт). На данном этапе сыну нравится, что карандаши лежат в его личном пинале. Раскидает, а потом часть уберет на место.
Рисование фломастерами - параллельно с карандашами были куплены фломастеры 0+. Сыну понравились сразу - цвета яркие, усилия прилагать не надо. Изначально стал чередовать фломастеры и ручку, а потом подключились карандаши. Этот тип творчества принес нам новые горизонты. В год и 5 мес сын впервые рискнул выйти за пределы альбомного листа. И какого же было счастье ребенка, когда фломастер нарисовал на полу, ножке, ручке и постельном белье. Мама разрешила открыть тату-салон, но запретила разрисовывать чистое постельное белье. С этого дня сын периодически пробует нарисовать что-то на других поверхностях. Я не парюсь - фломастеры отлично смываются водой. И считаю этот этап важный в развитии ребенка. Установить рамки типа - рисовать можно только на листочке - мы успеем позже. Исключением являются гости и общественные места. Не знаю, делает ли сын различия, но стараюсь объяснять, что дома - можно, а тут - не стоит так делать, потому что... Кстати, на кисе фломастер рисовать отказался. Карандаши с точки зрения универсальности оказались менее привлекательными - рисуют только на листах и на аналогичных поверхностях. В фломастерах есть еще один бонус - колпачки. Ребенок учится их снимать и одевать. А также закрывая фломастер мы ненавязчиво учим цвета и ищем соответствия.
Рисование мелками - весна/лето 2012 (пример Парк Горького) Вот это время знакомства с мелками. Самые обычные, несколько цветов. И сын с удовольствием возил ими по асфальту, камням и уличным люкам. Нравилось рисовать в компаии старший детей. Они делали основной рисунок, а сын черкал рядышком и чувствовал себя частью чего-то большого и важного. На вкус попробовал - не понравились. Мелки - идеальный творческий инструмент на улице. Стоят недорго, используются довольно экономно. Дополнительная игра - сломай мелок - как говориться развитие идет через разрушение. Чтобы захотеть создавать, надо вначале научиться разрушать.
Рисование пальчиковыми красками - первая попытка - около 7 месяцев провалилась. Основной интерес вызвала не краска, а баночка. Сама же яркая субстанция отозвалась в детском сознании отвращением и брезгливостью - протягивал ручку, убери это, мама! А вот баночки - да. Рассмотреть, разложить, убрать в коробочку. Вплоть до 11 месяцев - этот опыт оказался удачнее. Развела малышу немного краски и показала как водить пальчиком по бумаге. Понравилось, занимался минут 10-15, потом надоело. Вообще я стараюсь заниматься с малышом в стульчике - проще ликвидировать возникший хаос, он отдаленно напоминает рабочее место и проще сосредоточить внимание сына на деле, чем когда вокруг куча игрух и соблазной (типа кота). Дальнейший опыт игр с красками проходил преимущественно в ванной под чутким папиным руководством. Этот способо понравился всем - никаких правил и ограничений и результат игр легко ликвидировать. Популярен до сих пор. И последнее - пальчиковые краски и коробки - наше новое увлечение. У пальчиковых красок есть несмомненный плюс - они безопасны для малышей при проглатывании, цвета яркие, стимуляция пальчиков активная... Отмывать довольно просто, но вот масштабы отмывания зависят от просторов, предоставляемых родителями. Признаюсь, было бы место - я бы застелала пол клеенкой и пускала бы малыша в творческий экстаз.
Рисование с помощью кисточки - этот способ мы впервые опробовали в ванной в 1 г и 2 месяца. Сыну понравилось, особенно то как краска растекается и смешивается по керамическим бортам. Минус один - пьет (высасывает) воду из кисточки, в связи с чем подобные эксперименты проводим не так часто. Но заметила, что манипуляции с кисточкой нравятся ребенку больше, чем рисование пальчиками. Кисточки лучше иметь разных размеров, а лучше и форм. Малышу интересно, что одна более пушистая, вторая жесче. Одна тоньше, вторая толстая. Линии разные, воды больше/меньше.
Игры с крупами/макаронами - излюбленное времяпровождение с раннего возраста. Начинали рисовать на муке, потом начали копаться в крупах. С последними я тянула до - опасалась, что сын потянет в рот, но как показала практика - ничего страшного не произошло. Особой популярностью у нас пользуются макароны и гречка. Любит пересыпать из одной тары в другую. И раскидывать вокруг, устраивая продуктовые бури. Раскидав - топчет, потом переживает из-за того, что колет ножки. На первом развивающем занятии увлеченно перекладывал горох ложкой из одной тары в другую. Постепенно осознала, что главное в подобных играх (как и во многих других) - разнообразие. И путь: от простого к сложному. Мы начинали просто с одной крупы, потом добавляла к ней другую. Просто манка/мука, дальше - добавляла крупы. Один вид макарон, а через 10 минут немного других форм. Можно дать дополнительную тару - кстати, с пледа очень удобно убирать мелкую крупу. Также в качестве тары отлично подходят силиконовые формочки.
Лепка (Пластилин обычный) - с пластилином мы познакомились уже после года. Сын буквально сразу понял как отрывать кусочки и после первой демонстрации стал раздавливать кружочки. Катать шарики пока не научились. Да и в целом - мять пластилин - одно из любимых занятий. Обычный пластилин идеален для занятий по книжкам, в нашем случае - это "Школа семи гномов". Он хорошо пристает к бумаге, размягчается, если его согреть в руках. Скульптуры пока не лепим. Лепка для нас - занятие минут на 10 - не больше. Но сын с удовольствием принимает в ней участие. Как видит пластилин начинает тихо попискивать от предвкушения.
Лепка (Пластилин Play Doh) - особый вид пластилина. Он состоит из пищевых продуктов (безопасен при проглатывании). На вкус соленый, а запах сладкий. Очень мягкий и поддталивый. И главное - он легко снимается и убирается с любой поверхности. Его мы используем не для занятий и моделирования, а просто для игр - кинуть/покатать/размять кусочки.
Игры с песком/в песочнице - с момента появления на площадке, мы стали осваивать песочницу. Долго там Мирко не сидит, так что до куличиков нам еще далеко. Максимум что пока привлекало сына - рушить то, что сделали родители и снимать формочки, стучит совочком. Любит копать ямки и устраивать песочные бури. Хорошо пошли у нас игры из серии - пересыпь. Из ведерка в машину, из машины на столик, со столика в формочку.
Игры с водой/в ванной - сын оказался настоящим водоплавующим. Так что игры с водой пользуются просто мега популярностью. Заплывы могут длиться более часа. Благо игровая индустрия предоставляет массу вариация для игр в ванной. Варианты зависят от толщины кошелька и родительской фантазии. В раннем периоде мы просто плавали или же правильнее будет сказать дрефовали, в том числе в круге BabySwimmer и просто с папиной поддержкой. Когда малыш начал сидеть, то в дело пошли игрушки - резиновые, заводные. Сын наблюдал за этими передвижения с восторгом. Разнообразные брызгалки ребенок пока не заценил, а вот стаканчики пришлись по вкусу. По аналогии с крупами сын может долго переливать воду из одной тары в другу, наливать из крана или же из ванной. Также в ванной можно брызгаться и не стоит забывать о флакончиха с шампунями. Младенцем сын на них медитировал, сейчас расставляет по бортам ванной. В развивающем центре понравилась мельница, а среди подарков на год мы получили мини-фонтан. Играют в него обычно сын с папой. Игрушка не на каждое купание, но идея интересная. У нас много фоток с купалками, думаю стоит посвятить этой теме отдельный пост.
Апликации - в планах, но пока мы только обклеивали коробку и сверху крепили бумажки с папиными чертежами.
Осознаю, что множество мам и деток умеют значительно больше, занимаются чаще и продуктивнее. Мы же чаще творим во второй половине дня, когда устали и набегались. И само собой - если сын сам просит. Все инструменты находятся в открытом доступе и я всегда могу понять, чем хочет заняться малыш в настоящее время. Буду рада Вашим рассказам и секретам о способах развития творческого начала в ребенке.
С уважением, @vivavi