Питер. День второй. Михайловский дворец и Спас-на-крови
ОтдыхЕсли в первый день от гостиницы мы пошли направо, то в этот день - налево)) Забавно. Вышел, а во дворе практически - достопримечательность))
Этот день был ударным)) Даже путеводитель на этот день у меня на две части разбит был, на сколько постов разобьется, не знаю))
В общем, маршрут первой части был такой:
Осторожно, под катом очень много фото!
Через дорогу от нашей гостиницы начинался Михайловский дворец. Это огромное здание, которое занимает целый квартал. Ну, на то он и дворец) С ближайшего к нам угла на дворец похоже не было - там были расположены подсобные помещения дворца)
Михайловский дворец: Русский музей
Дворец принадлежал сыну императора Павла I, младшему брату двух российских императоров Александра I и Николая I великому князю Михаилу Павловичу (28.01.1798 - 28.08.1849).Великий князь Михаил Павлович был четвёртым, самым младшим сыном Павла I и Марии Фёдоровны, единственным ребенком, родившимся в период правления Павла I. Сразу после рождения сына Павел I повелел откладывать каждый год определенную сумму для постройки дворца великому князю Михаилу Павловичу. Однако императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году в результате дворцового заговора он погиб. Но воля государя исполнилась. Когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, император Александр I принял решение о начале строительства. К этому времени накопленная сумма составила уже 9 миллионов рублей. Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Зодчим был спланирован дворец - русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.
Правое крыло (видно не все):
Центральная часть:
Левое крыло (видна только боковая часть, сразу за ним - Спас-на-крови):
С обратной стороны дворца - Михайловский сад, а перед ним - Михайловский сквер с памятником Пушкину с голубем на голове:
Михайловский дворец обошёлся казне в 7,6 миллионов рублей. Сразу же после освящения дворца великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца.
Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. Среди его шести комнат здесь был Арсенал с коллекцией оружия и мундиров. На первом этаже также были квартиры придворных. На его северной стороне - запасные, гостевые комнаты. В погребном этаже находились дворцовые кухни, хозяйственные помещения. На втором этаже находились великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приёмная и Передняя. В парадные помещения вела Парадная лестница. Залы для балов и приёмов шли от вестибюля по западной стороне и заканчивались на северной стороне. В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление было настолько впечатляющим, что Великим князем было решено преподнести модель зала в подарок английскому королю Георгу IV.
При великом князе Михаиле Павловиче в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Ежедневно хозяин дворца принимал здесь военных и гражданских лиц. Иногда здесь проводились заседания различных комитетов, устраивались полковые праздники, давались аудиенции по случаям вступлений в должности. Супруга великого князя Великая княгиня Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени: литераторы, художники, музыканты, ученые, политики.
Сейчас в Михайловском дворце расположены: в правой части - этнографический музей, в левой и центральной - Русский музей (Русский музей расположен в нескольких зданиях, это одно из них).
Если обогнуть Михайловский дворец по набережной канала Грибоедова, попадаем к Спасу-на крови.Спас-на-Крови
Настя боится шлепнуться в реку, и то, что я ее держу крепко, ее не успокаивает)
Фасады:
Это все мозаика. Очень красиво смотрится!
Изначально мы планировали все смотреть снаружи (кроме Петропавловской крепости), но Настя упросила зайти внутрь.
Мы купили билет, в который входила стоимость услуг экскурсовода. Нам попалась совершенно замечательная девушка, которая очень интересно рассказала про историю храма (на самом деле это скорее музей), про внутренне убранство, про то, как мозаику делают.
Среди храмов Санкт-Петербурга собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови, выглядит наиболее необычно. При первом рассмотрении может показаться, что он является едва ли не копией собора Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Однако, несмотря на сходство, их отделяют друг от друга заметные отличия и несколько веков непростой российской истории.
Более распространенное название храма - Спас-на- Крови - отсылает к событиям, которые послужили причиной его возведения. 1 марта 1881 года при повороте на Екатерининский канал (бывшее название канал Грибоедова
На долю Александра II выпало самое большое количество покушений среди всех императоров России. За первым террористическим актом Каракозова 4 апреля 1866 года последовали нападения на Дворцовой площади, попытки подрыва царского поезда и другие. Лишь покушение под руководством Софьи Перовской достигло цели. Быстро сориентировавшись в обстановке (император в тот день сменил маршрут, отказавшись от поездки по Маловой Садовой улице), метальщики бомб устроили засаду на Екатерининском канале.
Александр III пожелал видеть вместо предложенной членами Городской думы часовни полноценный храм, который одновременно стал бы и памятником его отцу. Были выделены беспрецедентные суммы (порядка 3,6 млн. рублей) и объявлен конкурс на разработку проекта. Сформулированные императором пожелания ясно давали понять, что стилистически храм должен был быть ориентирован на русскую архитектуру XVII века, а также включать место покушения в виде «особого предела» внутри самой церкви. Иными словами, требовалась церковь-мемориал в русском стиле. Победивший проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (настоятель Троице-Сергиевой пустыни) не отличался композиционной завершенностью, однако, полностью отвечал требованиям заказчика. Получившееся здание - это, как и требовал император Александр III, собирательный образ русского православного храма.
Даже до революции в соборе Воскресения Христова не проводились регулярные службы, если только они не были связаны с именем Александра II. Храм был в ведении Министерства внутренних дел, и потому был закрыт для свободного посещения, вход осуществлялся только по пропускам. Такой особый режим позволил создать особое же оформление, которое иначе, как изумительным и роскошным не назвать. Во-первых, оформители ушли от опыта многих расписных храмов, где живопись в условиях климата Петербурга начинала быстро разрушаться и портиться. Выбор был сделан в пользу мозаик, по общей площади которых храм стал уникальным как для России, так и Европы. Над ними трудились мастера Академии художеств, немецкие фирмы и частная мастерская Фроловых, получившая самый большой заказ. Любопытно, что мозаики использовались не только для внутреннего, но для внешнего декорирования храма (еще одно новшество в отечественном ритуальном зодчестве). Над эскизами работали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов и другие.
Дальше просто фото мозаик. Очень красиво!
Мозаичные иконы с обеих сторон от Царских Врат:
Очень впечатлили эти две мозаики - необычное сочетание цветов, очень тщательно подогнаны кубики мозаики друг к другу, не сразу разглядишь, что это мозаика.
Во-вторых, отделка Спаса на Крови включала богатейшую коллекцию самоцветов, специальной ювелирной эмали, полудрагоценных камней и т.д. В создании внутреннего убранства самое активное участие принимаи мастера известнейших Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из общей строительной сметы собора (первоначальные 3,6 млн. и дополнительный 1 млн. рублей.) более 2 млн. рублей было истрачено только на работы по его декорированию.
Царские Врата:
Внутри храма с правой стороны при входе находится Сень.
Она занимает в нем особое место, поскольку огораживает место бывшей Екатерининской набережной, где была взорвана карета Александра II. Каменный навес и фронтон со стилизованными вазами поддерживается четырьмя колоннами, завершающимися капителями. Богато оформленная драгоценными камнями Сень выполнена в виде восьмигранной пирамиды и креста, на отделку которого ушло более 110 топазовых камней. Пол, прикрытый Сенью, это реальный фрагмент булыжной мостовой и часть решетки, ставшие свидетелями рокового покушения.
Спас на Крови даже после революции долгое время продолжал действовать, хотя был переведен в статус приходского, что совершенно противоречило его недолгой дореволюционной истории. Тем не менее, в 1930 году и он был закрыт. А уже через год встал вопрос о разборке собора. Когда этот отложенный на долгое время вопрос был положительно решен в 1938 году, храм спасло только начало Великой Отечественной войны. Известно, что во время обстрелов и авианалетов случались ситуации, в результате которых здание могло быть разрушено. Одну из них в деталях приводят экскурсоводы: в ходе восстановительных работ в главном куполе был найден застрявший неразорвавшийся артиллерийский снаряд, чья детонация могла бы нанести невосполнимый урон внутреннему всему убранству. Однако этого, к счастью, не произошло.
Во время блокады в Спасе на Крови располагался морг, куда свозились погибшие жители города. Показательно также, что одно время храм был известен под именем «Спаса на картошке»: в его помещениях в военные годы устроили хранилище овощей. Позже собор служил складом декораций Малого оперного театра. Лишь с конца 60-х храм, уже находившийся в аварийном состоянии, был взят под охрану и преобразован в музей (филиал Исаакиевского собора). Начатые в 70-е годы восстановительные работы продолжались вплоть до 1997 года. В результате была проделана работа, по объему сопоставимая с той, что изначально стояла перед архитекторами и строителями.
19 августа 1997 года (то есть ровно через 90 лет после освящения) музей-памятник «Спас на Крови» был открыт для посещения.