Лиза Р в школе и дома
Школьные годыТы говоришь, что у тебя по географии трояк,
А мне на это просто наплевать...
В. Цой, Восьмиклассница
"Уроки с ребенком делать не нужно" - гласит знаменитый психолог Лабковский. Я включаю его видео с этой лекцией Лизе и доказываю, что уроки - зона ее ответственности... В итоге все заканчивается нецензурной бранью, швырянием тетрадок и слезами. Никогда, никогда бы не подумала, что я до этого докачусь)))) Никогда не говори никогда.
Мой первенец, мой постоянный эксперимент в неподходящих условиях с ограниченным спонсированием)) Как же я боюсь ошибиться и совершить кучу неверных шагов. Как виню себя за каждый прожитый день, потом читаю, что ни в коем случае нельзя винить себя и зарываюсь от этого в тягучую обиженность. Как же боюсь услышать от тебя, что я все делала не так.
Жаловалась тут знакомой на Лизу, что не хочет заниматься танцами. Потом так пожалела. Ну зачем я жаловалась на своего ребенка? Ну может потом вообще забудется вся эта история с танцами, а предательство своего дитя останется.
Посему постараюсь без жалоб.
Знакомая та кстати сделала мне очень важное замечание. От которого я вспыхнула и чуть было не ударила ее третьим глазом в ноябрьскую лужу. Но дома я остыла и подумала, что, если оставить эмоции, то она права. А сказала она мне следующее, что если Ли важно, хвалит ее препод на занятиях или ругает, то значит, она привыкла к условной любви. И мне следует задуматься.
Тут и Лабковский подключился и сказал тоже самое. Типа, вы, мамаши, охуели уже со своими уроками и кружками. Ко мне на прием приходят женщины, которые десятилетиями не могут забеременеть, у которых больные дети, а вы жалуетесь на домашку? Единственное, что вам должен был ребенок, он уже сделал - он родился. Больше он вам ничего не должен. И вы должны любить его безусловно.
И я не понимаю, откуда это во мне. Моя мама никогда не любила меня за что-то. Любила просто так и принимала любой. Не знаю, откуда это во мне. Но мне постоянно хочется, чтобы мои дети были не хуже других. Зачем?
Когда читала Ошо, то он говорил один в один ту же мысль - любите ребенка и до 7 лет вообще не трогайте его, пусть он вырастет свободным в безусловной любви. И Корчак то же самое говорил.
Но видимо, до всего нужно дойти своим умом)
Как-то сразу все навалилось в сентябре. Мы не знали все, как подстроиться под новый режим. Я постоянно ругалась с мужем, что он не укладывает девочек спать в 9, чтобы хотя бы в 10 они засыпали. Теперь я вняла правилу Лабковского, что ничего не надо повторять больше двух раз. Потому что действительно - что толку, что я несколько месяцев ругалась с мужем, а усыпляла детей все равно сама ближе к 12. Теперь я просто усыпляю детей ближе к 12, но не ругаюсь с мужем))
Тут мне очень помог кот. Я много лет кричала на него за то, что он ссыт. Хотя умом я понимала, в каких случаях он ссыт. Обычно, когда бывали гости и закрывали дверь туалета, а кот не мог попасть. Или когда мы забывали покормить его три дня и таким образом он давал знать, что у него что-то не так. И вот меня всегда жутко бесило это его ссанье. Но прошло 10 лет и, сама не верю в это, но я даже бровью не поведу, когда кот нассыт. Я спокойно вытру и отнесусь к этому, как если бы на улице прошел дождь. Ну неприятно, но это же дождь.
Постепенно от кота перехожу на людей.
У вас все еще нет кота? Как же вы сможете научиться общаться с людьми?))
Я поняла, что Лизина природа - это тельцовская медлительность. Помните мои посты, как в 3 года она не хотела одеваться в садик. Ничего не изменилось. Бесполезно с этим бороться и по 300 раз за утро говорить - Лиза, давай скорее, Лиза, давай быстрее. Надо просто будить ее на полчаса раньше. Все, нет другого способа.
Лиза постоянно забывает учебники, форму. Нет смысла ругаться на семилетку. Надо просто проверять самой за ней. К 12 годам она научиться. Это я сегодня у Петрановской прочитала. Не ждите подснежников в декабре.
Ну что. Сковырнем мозоль. Самое больное. Уроки.
Мы договаривались (т.е. я приказывала, а Лиза не успевала поспорить), что пока я занимаюсь со своими учениками, она делает свои уроки. В итоге в 9 вечера я понимала, что никакие уроки она не сделала. Или они с папой чего-то сделали. А когда я проверяла, то оказывалось, что забыли сделать целую недельную работу по окружающему миру. Ну как можно забыть, если это записано в дневник и еще продублировано в родительском чате? Я психовала, долго и нудно ела ложкой мозг, как можно было забыть, как можно было не сделать, как можно так похуистически ко всему относиться, как можно да как можно. И вот спустя несколько месяцев до меня дошло, что это не помогает. Ну мои психи эти. Не помогает они.
Поэтому теперь я просто делаю то же самое, но без криков. Пью чай и сажусь с Лизой в полдесятого делать звуко-буквенный анализ. Вообще не ору. Спокойно говорю - сюрприз-сюрприз-сюрприз-сюрприз-сюрприиииииз! Ударение на И. СЮрприз или СУрприз? "С" мягкая. Две гласные - два слога, поделим между согласными. Над Р колокольчик. С или З? С или З? С. Глухая.
11 лет репетиторства и я понимаю, что тот подход, которым я пользуюсь со своими учениками, работает и с собственным ребенком. Не отвлекаться на эмоции, а просто учить. Я говорю Лизе - Лиза, Лиза, ведь я за это время с учениками хотя бы деньги получаю, а с тобой что? Смотрю, Лиза несет 200 рублей из своего кошелька. На, мам))) Я говорю - засунь свои 200 рублей обратно.
Еще я поняла, что Лизе нужна не моя помощь. Она еще с подготовительной школы усвоила все эти звонкие, глухие, мягкие, твердые и слоги. Ей просто нужно внимание. Допустим ее доласканность мамой за этот день на двойке по шкале из 10. И хоть ты тресни, хоть убейся, хоть уорись, но пока она не получит от тебя дозу внимания в 8 единиц, она ничего не будет делать. Внимание можно давать нормальным образом, а можно криками. Я поняла, что крики - это уже моя пагубная привычка. Стала в календаре отмечать дни, когда я не ору на детей. Не было ни одного дня!!! Я орала каждый день. Каждый божий день! Это ужас. Тогда я стала думать, что любым образом продержусь хотя бы день. У меня получалось)) Это было в те дни, когда я работала с 10 утра до 12 ночи и не видела детей вообще)
Однажды (кажется в начале декабря) у Лизы случилась истерика. Вот прямо взахлеб с рыданиями, воем, с крупной дрожью по всему телу, с невозможностью остановиться. Муж в это время решал свои проблемы с кем-то по телефону, Петя канючил свое, Катя изо всех сил делала вид, что все нормально и рисовала, я пыталась сосредоточиться за компом за своей работой, но этот вой просто ужасно бесил. И у меня было звериное желание подойти к ней и треснуть как следует, вышвырнуть ее куда-нибудь в комнату, наорать и закрыть там, только чтобы не слышать этого воя. Вы испытывали когда-нибудь что-то подобное? У вас вообще есть дети?
И я сидела, до ушей наполненная всеми этими Лабковскими, Петрановскими, Корчаками и у меня была четкая развилка перед глазами - пойти и вышвырнуть ее или сделать по-правильному - подойти и успокоить. Было непреодолимое желание пойти по первому пути. Просто наркотически непреодолимое. Но вторая половина моей шизофренической личности сказала - да черт возьми, соберись уже и сделай как надо.
Я быстрым шагом пошла к Лизе. Она сидела на самом верху шведской стенки и выла на всю квартиру. Я очень грубо сдернула ее с самого верха, так что муж на секунду оторвал свой ебаный телефон от уха, испугавшись, как бы я не сломала ребенку руку.
Вытащив ее на пол я, честное слово, очень хотела ее побить. Вдохнула, взяла ее на руки, обняла и качала. Успокаивала. Говорила, что люблю. Рассказывала, что учителя ее любят. Что никто не ругает ее, а ругают ее ошибки. Ведь я когда ругаю учеников, я не считаю их дебилами, я хочу, чтобы они заметили ошибку, разобрали ее и потом у них всегда получалось. Кстати я не врала. Я реально не верю, что ученик может быть дебилом. Мне ни разу не попадались. Я видела ленивых, незамотивированных, рассеяных, погруженных в свои мысли. Но они всегда могли понять то, что я им объясняла. Всегда. Никогда не позволяю плохо говорить о моих учениках. Грудью встаю на их защиту. Когда муж говорит что-нибудь плохое про них, типа, какого черта не предупредили, что не придут или предупредили поздно, или просто как-нибудь по-злому шутит, я защищаю их. Только сейчас задумалась, как же мне это сыграло на руку. Ведь в тот момент я не врала Лизе. Она знает, что я люблю своих учеников и знает, что я бываю очень строгой. Она успокоилась. Поверила, что учитель танцев вовсе не желает ей зла. И вот после этой эпической истерики, в которой она выплакивала весь свой стресс нескольких месяцев, она спокойно села на ковер разминаться и делать шпагаты. А после этого еще читать Азбуку.
Про оценки.
Мне реально на них посрать. Я кстати думала, что буду жутко беситься. Но учительница сказала, что у Лизы вообще все замечательно, только читает очень медленно. Так что я не парюсь. У Лизы до фига троек, достаточно четверок и редкие пятерки. Может я так не волнуюсь, потому что еще до школы знала, что легко и быстро учиться Лиза не сможет. Третий дом в Деве все-таки, Меркурий в Тельце. Да и видно же без всякой астрологии, кто быстрее всех учит стихи в саду)
Но все же сердце мое екнуло, когда я увидела у Лизы в тетради это:
Я подумала - ни фига себе, первая двойка! И только через секунду до меня дошло, что учительница обратила Лизино внимание на правильное написание двойки как цифры. Типа не надо так высоко задирать "задницу гусю". (Гусь - двойка в любой дошкольной прописи. Прим. автора)
Про учителя. Я влюблена и восхищена им. Прямо то, что нужно. Еще и Овен) Овен ОвнА видит издалека. Как она все успевает, а? Все прописывает, к детям добра, каждого похвалит и в каждом найдет сильные стороны. Для Лизы она авторитет и Лиза обожает ее шутки.
Про класс. Я хотела даже записать видео в октябре, как Лиза вечером в кровати говорит - скорее бы, скорее бы утро, скорее бы, скорее бы в школу!!! Увидеть Соню, Назара, Нину, Илью.
У меня челюсть отвисла, честно. В садике Лиза была каким-то забитым ребенком. Лиза как-то высказалась про сад - ненавижу садик. Я говорю - тебе не пофиг ли, ты же в него уже не ходишь. Она мне ответила - все равно ненавижу, они там все помнят меня такой.
Не знаю, какой такой, но видимо не такой, какой Лизе хотелось бы.
В школе же у Лизы тусовка. Она ходит туда тусить) Учеба как будто параллельно. А самое интересное случается на переменах, на играх на школьном дворе после уроков, пока ждут родителей.
Я кайфую от центральной части города. Вид со школьного двора на Кулек (институт культуры). Вся эта концентрация старинных особняков, сама гимназия в здании позапрошлого века с широкими лестницами и высокими потолками.
Подружки у Лизы меняются. И всегда выбирает не она, а выбирают ее. Я не хочу на этом зацикливаться. Не всем быть экстравертами. Ли совсем не такая как я. И это меня бесит. И в чем-то она очень похожа на меня, что тоже меня бесит. Эта стеснительность, робкость - это мои минусы, от которых я сама страдаю. Поэтому они так бесят меня в Лизе.
Мне важно, что ей просто комфортно в классе. Еще тысячу раз сменятся эти тусовки. Важно, чтобы ей просто было хорошо. И это сейчас есть. Она попросила меня записать ее в бассейн, чтобы ездить с классом на автобусе в него. Не отрываться от коллектива в общем. Я ее записала, а она заболела перед первым занятием)
Попросила записать ее в театральную студию, которую мы бросили с этого года. Мне казалось, что мы не будем успевать. Но Лиза очень просила и обещала, что будет успевать делать уроки до занятия в театре. И очень старается держать свое слово. Так как мы пришли только в декабре, то роли ей уже не светило. И я так благодарна педагогу, что она взяла и дала Лизе малюсенькую роль. Что разрешила заниматься, хотя места кончились. Если бы не она, то я бы вообще не верила в дочь. В саду ей не давали ни одной даже самой малюсенькой роли и стиха длиннее четырех строк на выпускном. В театре ей давали главные роли несколько раз.
Сейчас только понимаю, как же велика роль наставника.
После той ее истерики меня как-то стало отпускать. Как будто выпустили излишнее давление из пароварки. Я теперь вообще от нее ничего не жду. Она с ответственностью подходит к урокам. Делает их как может, потом я спокойно разбираю с ней ошибки. Я больше не зациклена, как получается у Лизы, а больше на том, что я могу ей дать.
После того, как она постоянно стала говорить, что весь мир дерьмо и ничего хорошего она не видит в этой жизни, я с ужасом поняла, что она просто повторяет мои слова. Я поняла, что не хочу видеть в 30 лет свою дочь в таком состоянии, в каком я сейчас. Я не могу предсказать, какой мир ждет ее через 20 лет, но я могу дать ей разные способы реагирования на разные жизненные ситуации.
И иногда Лиза меня приятно поражает.
Например, ее переписка с учителем:
Учитель красной пастой пишет: Где ответы? Лиза синей пастой отвечает - нету.
Я смеялась - Лиз, что за бунтарский дух? Где действительно твои ответы в клеточках? Лиза рассказала, что в тот момент ее снимали с урока, чтобы сфотографировать на общее фото. И не ее вина, что она не успела решить контрольную)
Вот так примерно Ли заполняет дневник) Меня трогают душу эти записи)) Совсем скоро она научится всему и будет писать без ошибок. А пока это так все мило. Дневник учитель не проверяет. А вот в тетрадях так писать нельзя. Мы сначала было пустили Лизины уроки на самотек, типа неважно как написано, зато самостоятельно ребенком. Но учитель подчеркнула каждую орфографическую ошибку. Так что теперь я не разрешаю писать Лизе от балды. Сначала разбираем каждое слово. И это правильно - нужно сразу привыкать писать грамотно.
Техника чтения в октябре или ноябре - 13 слов в минуту. 13. Я чуть не расплакалась. И муж такой - о у нас в школе вообще одна дурочка была, так она читала всего 17 слов в минуту!.. Я стою, смотрю на него и думаю - ты вообще соображаешь, что ты сейчас своим ротом произносишь?! При ребенке, который читает 13 слов.
Стараемся читать по слогам. Лиза читает почему-то не по слогам, а по буквам. Хотя учила я ее долго по слогам. Но вот так устроен ее мозг. Учитель сказала переучивать на слоги. Уже почти переучились. Сейчас она читает в разы быстрее. Но я пока не засекала. Мне и некогда, и не хочется этим заморачиваться. Ну научится же все равно читать.
Читать Бет НЕНАВИДИТ. Так и говорит все время, и ноет, что не будет читать.
В итоге у нее не решены контрольные по математике, но не потому, что она не могла посчитать, а потому, что не успела прочитать задание.
Я уже не ругаюсь, не говорю, чтобы читала, потому что ей задали читать, а не мне. Просто говорю - читай не торопясь, не волнуйся. Она очень переживала, что не успевает за всеми в классе.
Школьный психолог записал ее в группу для общих занятий. Там набрали целую группу первоклашек, у кого плохо с адаптацией по разным причинам. Мы были даже не в курсе, потому что прогуляли школьное собрание (ходили на Би-2). Лизу бесят эти занятия) Она говорит, что они ни черта ее не успокаивают, а наоборот только заставляют переживать.
А по мне так хорошо - она на этих занятиях сплотилась с другой частью класса, появились новые знакомые, хоть там одни только мальчики, а из девочек она одна.
Все свободное время Лиза что-то мастерит, исследует, проверяет на прочность. Т.е. по всем психологическим нормам у нее все ок с развитием - семилетки должны еще много играть, но и уже переходить на исследовательскую деятельность. Она постоянно залезает на стены по проему в коридоре до самого потолка - а ты так можешь? Смешивает разные гели и краски в ванной, кроит, шьет куклам наряды, разукрашивает домики, вырезает, мастерит с 3-д ручкой, делает поделки по ю-тубу, делает костюмы и квесты.
В школе задали НПР - научно-практическую работу. Участвовать должны все. Выбрать тему, изучить, сделать доклад перед классом. Лиза сама выбрала тему кристаллов. Спасибо мужу - они целиком сделали всю работу, вырастили кристаллы, сделали презентацию, оформили доклад, отрепетировали выступление. Я настаивала на том, чтобы Ли выступала одной из первых. Иначе посмотрит на других, разволнуется и вообще не раскроет рта. В итоге, выступала самая первая в классе. Муж по телефону мне рассказал, что было ужасно. Жутко волновалась, мялась, забыла все шутки, которые они заготовили на каждый слайд. Половину работы рассказала кое-как, а вот в конце разошлась. Дети же возбудились на кристаллы. Мальчики подходили к мужу и рассказывали, что вот у них не получались кристаллы поваренной соли кубической формы. Все просили полизать кристаллы сахара. Короче, сама тема была крайне успешной. Лиза же мне дома сказала, что выступила очень круто. Типа в начале немного растерялась, а вот в конце вообще не хотела заканчивать. Два взгляда на одно и то же выступление)))) И для меня сейчас самое важное, что она приобрела личный опыт успешного выступления. На ее взгляд, все было ок. И выступать она теперь не боится, и сможет сделать это еще раз. На родительском собрании в августе нам уже говорили про эту научную конференцию. Типа сейчас наша основная задача не сделать супер работу, а познакомить ребят со всей этой деятельностью.
Также муж (папа решает, а Лиза сдает) сделал сайт на общегородской конкурс по жителям Перми про своего отца. Заняли первое место, ездили с Лизой на награждение. Лиза была крайне довольна и сказала, что теперь будет участвовать во всех конкурсах)))
Участвовали в конкурсе сказок. Не думаю, что что-то там займем, но сказку Лиза сочиняла сама. Я пыталась вносить правки, а муж уперся, что я влияю на Лизин художественный стиль.
Еще есть конкурс поделок и открыток на елку. Лиза ни в какую не хочет, хотя целыми днями что-то мастерит. Говорит, что не хочет, чтобы ее поделку забрали и вообще не хочет, чтобы ее работа висела на этой выставке. Ну не хочет и не хочет, не сама же я буду елочные шары за нее катать.
По учебе какая-то лафа. Постоянно уроки физкультуры, музыки, технологии и изо. Постоянно ходят в театры, на экскурсии. Были в планетарии, в филармонии, в библиотеке, в оперном театре на экскурсии за кулисами, а также в ТЮЗе. Нигде Лизе не понравилось, потому что им ничего не разрешали трогать и куда-то заходить. Я тоже кстати в школе не любила эти экскурсии.
Петя каждый день ездит за Лизой. А Лиза целыми днями играет с Петей. Любовь, любовь.
С Катей общаются мало. Лиза очень ревнует к Кате. А я весь день не вижу Катю, очень скучаю по ней.
Как-то Катя расковыряла плетеную корзину для белья и побросала прутики на пол. Я увидела это, вздохнула и убрала. Поймала себя на мысли, что если бы это сделала Лиза, а не Катя, то я бы с нее три шкуры содрала. Стала вспоминать, как я вообще общаюсь с Лизой - иди делай уроки, собирайся скорее, делай шпагаты, сколько можно тебя ждать, как можно так криво писать, ты что ли не видишь, что ты делаешь, собирайся уже, поиграй с Петей, хватить уже колупаться, ложитесь спать.
И как же я рада, что все проходит. Что теперь я много обнимаюсь, шучу с Лизой. Что мы можем валяться днем втроем с Лизой и Петей и пищать, и тискаться.
Люблю, когда мы возвращаемся из школы и заходим в магазин за булочками.
Лиза в школьной столовой берет хлеб и булочки и по дороге домой всегда кладет еду в кормушку для птиц. А потом мы смотрим, как синички и воробьи его едят.
По дороге на танцы у нас есть любимые кусты барбариса, в которых всегда очень много птиц и даже свитое гнездо.
В раздевалке на танцах или в садике я ужасаюсь, как же родители орут на своих детей. Лиза говорит мне - мам, ты у меня просто золото по сравнению с этими мамами. Но у меня язык не поворачивается их осуждать) Не могу помочь - не осуждаю. Не была я в их положении. И слава богу.
Гуглфото временами подсовывает мне фотки пятилетней давности, где Лизке всего года 2. Такой милый кудрявый пухляш. Мне кажется, я всегда помню ее такой. Очень веселой, очень живой, очень остроумной и озорной. И мне странно видеть вытянувшуюся девочку с волосами до попы и с недовольным лицом.
И хоть я ругаюсь, что пусть сначала сделает уроки, а уже потом будет делать инсталляции на подоконнике, где-то внутри я понимаю, что вот инсталляции гораздо важнее и полезнее. Меня очень и очень радует, что у Бет всегда полно идей, что она жалуется, что у нее не хватает времени на ее интересы! Ура, у нее есть интересы! У нее постоянно какие-то интересы.
Мы вместе смотрим путешествия с Познером, пока обедаем. Обсуждаем систему образования Финляндии и арабо-израильский конфликт. Моя мечта - поехать в самые разные путешествия с детьми. Вместе с ними открывать этот мир.
Сегодня начали читать Щелкунчика. Впервые в жизни я прочитала всю историю прошлой зимой. Читала девочкам с телефона. Загорелась купить книгу. Этой зимой заказала очень красивую. У Кати выпал первый зуб и так кстати была у меня припасена книга о Щелкунчике. Девочки жутко обрадовались этой книге. Все утро и весь вечер листали картинки. Тут же узнали всю историю. Вспомнили имена детей, крестного и Мышиного короля! Мы же еще прошлой зимой ходили с ними в кино на мультик по мотивам истории Щелкунчика. Хочу, в общем, сделать традицией каждую зиму читать эту сказку. А потом еще и ходить на балет)
Лиза с нетерпением ждет Нового года. Попросила куклу лол, набор сильваниан и плюшевую игрушку. Попросила подарок для братика, а также сюрприз для мамы с папой)) У Лизы язык любви - подарки. Надо очень заморочиться с оформлением.
В том году мы очень классно встретили Новый год в лесу. В этом году надо тоже продумать весь квест. Конечно, так интересно, как в первый раз не получится. Но ведь зато будет очередная традиция)
Живы тут еще мамы семилеток? Как там ваш первый класс?))