Мой запущенный рот
ТеатралкаДва выходных провела на тренинге по сценической речи (по три часа каждый день).
У нас был уникальный шанс позаниматься с преподавателем РГИСИ (института сценических искусств) и Института кино и телевидения Любовь Рудольфовной Мочалиной. Она приехала из Питера в нашу Пермь.
Слушайте, ну это была ржака)) В первый день она постоянно переспрашивала, что мы вообще говорим))) У нее, конечно, идеальная речь, поставленный голос. Сама она невероятно умный, интеллигентный человек. Это такая старая профессура (старая в смысле качественная). Вот такой же взгляд, такой же глубокий подход к делу, обширный охват всей обстановки и мгновенный анализ, сдобренный при этом уважением к собеседнику и тактом я встречала у преподавателей мой родной альма матер. Эх, отвыкла от такого общения.
Любовь Рудольфовна сверстница моей мамы. И меня поразило, в каком состоянии ее память. У нее в эти два дня было 2 группы по 20 с лишним человек. И она запомнила и отметила, как поменялся состав групп. Когда мы делали упражнения по кругу, то она всегда помнила, с кого начали, кого невзначай пропустили. Про богатую речь преподавателя сценической речи думаю нет смысла упоминать.
Я также восторгалась памятью и речью Татьяны Черниговской на ютубе. Почему-то, когда молодые базарят быстро, остроумно и красиво, то это не так удивляет, а от людей в возрасте ожидаешь какой-то забывчивости, прощаешь им речевые оплошности. А тут наоборот, хотелось учиться и учиться.
Интересно она рассказала про Шекспира. Что в оригинальных английских стихах темп совпадает с ударами сердца. Что очень много зависит от перевода. Хвалила переводы Пастернака, как наиболее энергетически мощные. Разбирали, что в стихах не может быть ни одного лишнего слова. Даже каждая запятая, несущая паузу, очень выверена. Похожее, кажется, описывала Черниговская про стихи Пушкина. Как он намеренно использует несочетаемые вроде бы обороты, но именно в них поэзия, в них душа. Мочалина на лермонтовских стихах показывала, что "поэт был не дурак" и специально включил столько гортанных "г", "к", "х", описывая полет орла над Казбеком. Эти согласные включают сразу низкое звучание при чтении и мгновенно схватывается интонация стиха.
Мы тренировались с разными психологическими жестами по методике Михаила Чехова. И вот тоже интересно. Нужно представить сначала какой-то жест, а потом подать звук так, чтобы он соответствовал жесту (ну например - расширять, сжимать, мять, бить, поглаживать). И вот кто-то читает стих с определенным жестом, а остальные угадывают. И не всегда угадывали. Преподаватель заметила, что многие люди этим плохо владеют. Например, когда говорят вроде бы хорошие вещи, но собеседник негодует: "Зачем ты на меня кричишь?!" - "Но я не кричу, я просто поясняю тебе, что тут вот так, так и так!" - "Нет, ты кричишь на меня!"))) Это как раз про неумение пользоваться психологическими жестами. Т.е. говорим мы одно, а все наше тело и посыл говорит совсем о другом.
Отдельно про дикцию. Это трешак был))) Много упражнений было на несочетаемые в обычной речи звуки. Например врлу-врло-врла-врлэ-врли-врлы. И нужно было по-разному это говорить. Попробуйте произнести это, как будто звук скользит в конец комнаты. На врлэ все сбиваются. На обычных наших занятиях мы тоже этим занимаемся, но теоретическую базу Любовь Рудольфовна хорошо пояснила. Короче, это был такой микс занятия с логопедом-литератором-актером-поэтом))
Про нашу уральскую любовь проглатывать окончания. Нужно говорить "усталоСТЬ", а не "усталось". "ЖиЗНЬ", а не "жись", "ВВысь", а не "высь". Да кучу примеров можно. Как у нас зажат рот и вытянут к щекам - что-то местное, мешающее четко проговаривать звуки.
Муж все смеялся. Какая-то крупная компания хотела открыть call-центр в Перми. И не смогли. Не смогли набрать сотрудников, которые бы понятно говорили)))
Ну и много работали с тем, чтобы звук шел из живота, а не из груди или горла. На занятиях тоже с этим работали. А тут работали с палками. Нужно удерживать палку на ладони, тогда все внимание будет внизу под весом палки и сразу и звук будет глубокий. Где внимание - там и звук. Поэтому стопы очень важный рабочий инструмент актера.
В реальной жизни как-то особо не задумываешься, как ты говоришь. А стоит)) Когда тебя постоянно переспрашивают, просят повторить - это уже хорошие такие маячки, что дело плохо. Но самое ужасное, это не когда просят сказать четче, а когда просто игнорят, делают вид, что не расслышали, поэтому и не отвечают. Мне часто могли в ответ просто улыбнуться с растерянным взглядом. Типа - ты что-то вроде промяукала, но мы даже не попытаемся тебя понять, потому что ты безнадежна.
Так что, работаем, ребята!