14 лет

Читаю Януша Корчака.

По моему, прав этот Януш.
13.07.2010
последний абзац не оч поняла, что ты имеешь ввиду?
12.07.2010
Я в виде наглядных для меня образов постаралась передать, как я поняла эту фразу. Т.е. что если человек в возрасте до 7 лет только и делает, что играет (в привычном большинству людей понимании: куклы, игрушки, специальные, не связанные с реальностью, вещи), то это происходит в ущерб другим занятиям, в ущерб адаптации к этой самой реальности, и свидетельствует о том, что что-то мешает этому процессу (например, постоянные одергивания и запреты мамы: посуду нельзя мыть, намочишь одежду; веник положи на место, испачкаешься; табуретку не таскай, тяжелая; ботинки дай я тебе застегну, ты долго провозишься и т.д.). Пример: можно развивать мелкую моторику, скажем, найдя для этого специальную развивающую игрушку, а можно - показав, как чистится яичко, которое хочет съесть ребенок, или еще что-то в этом роде. Ребенок (не буду говорить за всех, мой ребенок) с большим энтузиазмом воспринимает все, что связано с реальностью или, как он думает, связано с реальностью. Как только ре чувствует фальшь (например, что телефон, который ему дали, не настоящий, а пластмассовая подделка), интерес сразу остывает. Следовательно, первичной потребностью является не игра сама по себе, а познание реальности и адаптация к ней. Игра - это лишь одно из средств восполнить пробелы в этом познании. И все-таки наступит время, когда придется совершить переход из "игрушечного" мира в настоящий. И тогда дети, которые изначально росли в этом мире, общем для детей и взрослых, будут иметь преимущество, а детям из мира игрушек придется многое осваивать с нуля. Имею перед глазами пример того и другого ребенка.
12.07.2010
на самом деле, тут смешано несколько понятий я не вижу связи между игрой и реальностью в этом контексте,- дети действительно живут игрой,  и иногда для этого нужны как игрушечные, так и реальные вещи. Дети развиваются, играя, думают руками, творят в процессе игры.  Есть стремление к познанию и есть креативность, как-то так. пластмассовый ширпотреб конечно не радует, но ребенок пользуется тем, что у него под рукой, будь то набор правильных вальдорфских блоков или лего или вообще просто горстка веточек.
13.07.2010
Я ни на что не претендую, истина необъятна, многогранна и в разные моменты сверкает различными своими гранями :) Это я к тому, что в другом контексте, чем у Корчака, я бы может пришла к другим мыслям. А какое значение ты придаешь слову "игра"? Про креативность: "Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем." Не вижу, какое преимущество у "игрушечного" мира в контексте развития креативности. Да, направления для приложения творческих способностей ребенка можно создать и искусственно, но если этим не заниматься, на мой взгляд, он сам найдет, где "покреативить" в окружающем его мире, правда, взрослые этот креатив часто обрубают и навязывают стандартные схемы.
13.07.2010
я буквально как и корчак))) игра- это детская творческая деятельность, через которую и происходит развитие во всех отношениях. Игра действенней т.н. занятий, во сто крат. Навыки для меня стоят немного в стороне, ребенок овладевает ими сам по мере взросления, надо только не тормозить это стремление)) в случае с яйцом вкрутую, например, это мы понимаем, что это мелкая моторика, а ребенок, отколупывая скорлупу, может параллельно играть, внутри себя представить что-то :)  Я помню в одном из рассказов Татьяны Толстой мальчик ел пюре, представляя, что это вулкан, и масло -лава. Это не инфантильность, не нежелание перейти в реальный мир, это детство так устроено :)) Я ежедневно наблюдаю, как моя Сонька играет в бассейне- да мне и половину ее игр в воде не выдумать :)
13.07.2010
Детская фантазия безгранична, она может наделить веточки образами и населить замки из лего привидениями, а может придумать такое, что нам и не снилось. Но я не про это. В этом смысле ребенок может играть с чем угодно. И в случае если ребенок окружен реальной жизнью и взаимодействует с ней, нет необходимости окружать его специальными "игрушками". Да, игрушки лучше, чем полный вакуум, но это не значит, что они незаменимы. Беру пример с купанием: родители покупают ребенку набор игрушек для ванной, чтобы ему было не скучно купаться. Купание происходит в кафельной однотонной комнате с минимумом предметов, в белой невыразительной гладкой ванне. За что зацепиться детскому вниманию? только за предложенные игрушки и за тот самый минимум предметов (Андрюха с упоением может играть бутылочками из-под шампуней). Если бы купание происходило в естественной среде (в водоеме), настоящие камушки (каждый уникален!), травинки, веточки, насекомые и т.д. поглотили бы внимание ребенка, и не осталось бы места для выкидышей взрослой урезанной фантазии. Проходя по рынку, вижу, что половина представленного там ассортимента игрушек - это имитация реальности, а другая половина - абстракции. Но ребенку интереснее с реальностью, чем с имитацией (пример из Корчака: предпочтет ли ребенок плюшевого щенка живому?) Это не значит, что игрушек не должно быть, просто роль игрушек для детей, на мой взгляд, сильно преувеличена.   Еще немного: если понимать игру как творческую деятельность, через которую происходит развитие, то она перестает быть прерогативой детей. Ведь и взрослые наиболее эффективно развиваются в процессе творческой деятельности (насколько им позволяют творить оставшиеся с детства способности), и наименее эффективный путь - это т.н. традиционные "занятия" (попробуй-ка посади взрослых в класс на 40 минут перед бубнящей училкой!) В этом смысле игра не замещает, а дополняет и обогащает процесс познания реальности. Я же имела в виду под игрой (оговорила это в первом комменте, но, видимо, не достаточно четко) деятельность, связанную чисто с "игрушечным", ненастоящим миром. Когда мира игрушечного становится слишном много в жизни ребенка, когда потеря любимой игрушки становится трагедией всенародного масштаба, когда ребенок играет в то, что ест сам игрушечной ложечкой, потому что ему не дают есть настоящей (а то ведь измажется!), это, на мой взгляд, нехорошо. Конечно, есть области, где ребенку не получить опыт иначе, чем через игрушечный мир (примерка взрослых ролей ака "дочки-матери", игра в профессии и т.п.).
13.07.2010
да, я поняла о чем ты. Есть игра как творчество и есть игрушки как предметы быта. Первое очень важно, второе гораздо менее. Я бы сказала, что игрушки- это мерило родительских амбиций.... или чувства вины)))) смотри, есть все же игрушки маст-хев :)) например, карандаши для ванной комнаты :))) не знаю как там выглядит однотонная ванная, наша вечно разрисована.
13.07.2010
да-да-да.... нельзя ребенка ограничивать. им не нужен игрушечный мир. они хотят (и это абсолютно логично и естественно) овладевать миром реальным, они же познают мир. зачем познавать мир суррогатный, если вот прям под боком самый настоящий))))
12.07.2010
В деревне. Мой старый добрый кактус...