Моника (4 года)
С тех пор, как мой ребенок заявил мне "Мама, я буду делать все, как я хОчу и как я мОЖу", в принципе, можно было уже потихоньку сворачивать всякую педагогическую деятельность, на нее направленную.
Моника - это маленький вечный двигатель. Если есть хоть три минуты перед выходом в сад - она будет рисовать, разукрашивать, лепить, клеить, вырезать, разматывать строительный скотч и клеить его на зеркальную дверцу шкафа, делать экспресс-поделки из ватных комочков и обрезков картона, отдирать старые наклейки с переклеивать их на новое место, громко "читать" в туалете книги, петь песенку, кружиться вокруг своей оси, стоять на одной ножке и так до бесконечности, пока не настанет ночь, и она не уснет!
Обычный день начинается у нее с какой-нибудь развивашки и заканчивается - ей же. Если вдруг в доме воцарилась тишина, то можно не сомневаться: человек ушел в творческий поиск себя. И вернется не скоро. Никогда не говорите: "вот, бывают же дети, которые любят всякие развивашки! Вот бы мой был такой!" Потому что есть риск, что Вас услышат и пошлют усовершенстванную кибер-версию девочки-развивашки, как это случилось со мной). Ей нужно ровно восемь секунд, чтобы найти бумагу, нарисовать, разукрасить, вырезать и приклеить на шкаф свою работу. И еще надписать. Пишет она исключительно справа налево. И исключительно смесь русских и итальянских букв в произвольном порядке. И попробуй не сказать ей, что она написала именно то, что хотела написать! На робкие мои попытки предложить ей писать слева направо, она поднимает на меня взгляд, исполненный правдивости, и заявляет: мама, маэстра в саду нам сказала писать вот так!
С тем же правдивым взглядом она врет на ровном месте. "Моника, помой руки!" - "Мама! (круглые честные глаза) Я помыла ручки!" "Моника, кто это сделал?" - "Это Даня!" "Моника, Даня в школе! - "Тогда, это папа".
Я постоянно прячу от нее ножницы и клей, но она их все равно где-то находит. Бумага у нас идет пачками под ее "шедевры". Если она дома, то мой день состоит из того, что я выгребаю завалы резанины, пластилиновых комочков и слипшихся наклеек из-под стола. Пока я выгребаю, она за моей спиной выставляет в ряд армию мелких игрушечек из своей коробки, собиреат седьмой пазлик и шестую постройку из лего. Потом она пойдет "читать" в туалет половину домашней библиотеки и "стирать" свои носочки в биде. Однажды папа купил ей глину. (Добрый папа, блин) И два последующих дня я ковырялась в слизкой, холодной глине и лепила ей лошадку. А потом каждые десять минут должна была докладывать, просохла ли та глина, и когда уже пора ее разукрашивать!!!!
Папой управляет, как хочет. Надо - будет мурлыкать и тереться об него, надо - будет топать ногами и вопить, а когда уже все испробовано, но ничего не помогает, то - "папочка, ты самый лучший, самый красивый, самый добрый, самый умный".
По-прежнему остается настоящим фанатом лошадей и единорогов.
Весь дом завален игрушечными лошадками, но на вопрос "какой бы ты хотела подарок?" ответ почти всегда будет - "лошадку!" Рисует их и просит нарисовать, собирает с ними наклейки, рассматривает на картинках, даже в садовской библиотеке выбирает читать книги по принципу "там есть про лошадку". Ни один живой пони не проходит мимо нас незамеченным. Возим ее периодически в музей игрушечной лошадки. Два этажа музея - одни сплошные лошадки - это вам не шутки!)
В этом году Моника начала заниматься танцами. Побывали на нескольких пробных уроках в разных студиях, и в итоге выбрали танцевальную студию LoveIsDance. Моника должна была попасть в возрастную группу 3-4 года, а попала в группу для детей 5-6 лет. Пока наша педагог ее очень хвалит: говорит, что Моника не отстает от старших девочек, не капризничает, не балуется, не куксится, когда что-то не получается. И это при том, что преподаватель у нас - женщина целеустремленная, с характером, довольно строгая, частенько покрикивает на девочек. не допускает шалостей и требует с них по-полной, без скидок на физические данные и возраст. Рада, что она искренне получает удовольствие от занятий, ждет их, щепетильно относится к своей балетной форме и прическе (не дай бог что-то забыть!), дома постоянно оттачивает какие-то, одной ей известные, движения)). Недавно была приятно удивлена ее принципиальной позиции - не пропускать танцев. На улице была просто мерзопакостная погода, проливной холодный дождь, холод, а она все равно не поддалась на предложение прогулять разочек. Пришлось везти ее на такси, т.к. обычный наш путь туда неблизок: сначала трамвай, потом - 15 мин. пешком. К Рождеству дадут нам посмотреть открытое занятие и небольшое выступление в зале, а в конце учебного года нас ждет выступление на сцене театра Павони.
С русским языком сейчас все более-менее устаканилось. Неприятный кризис как-будто миновал. Конечно, она не все-все говорит мне только по-русски, но очень многое. Да, нельзя сказать, что у нее гармоничное билингвальное развитие, но с ней я более спокойна, чем с Даней. Ему реально трудно два языка, а ей сама природа велела.
Ей повезло иметь хорошую слуховую память, поэтому запоминать песенки, стишки и отрывки из сказок, для нее не проблема. Достаточно один раз услышать что-то новое, если оно ей интересно, то она это запомнит и, при случае, повторит. Пока я с ней ничем не занимаюсь специально: ни счетом, ни чтением, ни письмом. Все что положено по возрасту - она умеет и знает. Многое приносит из сада, от Дани или от моих с ним занятий. Так, например, она научилась считать до 10 по-русски, по-итальянски и по-английски. Потом оказалось, что она не просто знает порядковый счет, но и может посчитать количество предметов.
Обычно именно мышлением, вниманием и логикой мы с ней занимаемся по четвергам, когда ждем Даню с карате. Решаем малышковые логические задачки и упражнения по книжкам-развивашкам, пугая мирно пьющих кофе итальянских мам)).
С Моникой было бы очень приятно и легко, если бы не ее характер. Очень много конфликтов у нас с ней именно на почве ее крутого нрава и какого-то нечеловеческого упрямства. Самые прочные логические связи у нас ломаются об ее нежелание пойти на уступки.
Со мной у нее остается очень прочная связь. Как была "мамсиком", так и осталась. Несмотря на все взбрыкивание и трепку моих нервов, мне удается ее направлять (хоть и не всегда) и усмирять.
С другими детьми она дружит постольку поскольку. Не могу сказать, что она Снежная Королева, общение ей небезразлично, но и управлять собой она не даст. Думаю, что для дружбы она еще не созрела, слишком любит грести под себя, эгоцентризм порой зашкаливает. Но, надеюсь, она это перерастет. Мы над этим работаем)).